Выделяют четыре самостоятельные парадигмы исследования восприятия

Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.

1. Исследование связи между дистальным и проксимальными стимулами (передача стимульной энергии от объекта к рецепторной поверхности). Область современной психологии восприятия, физиологии анализаторов и экологической оптики (Гибсон), экологической акустики.

2. Соотношение между чувственной тканью образа и проксимальным стимулом. Классическая и современная психофизика.

3. Связь между чувственной тканью и предметным содержанием образа. Изучение семантики перцептивного образа (субъективные подходы).

4. Соотношение между дистальным стимулом и предметным содержанием образа. Исследования полноты и адекватности образного отражения предмета (иллюзии восприятия, необычные сенсорные способности, границы восприятия, расширение возможностей восприятия).

Объектно-оринтированные подходы (больше используют 1 и2 парадигмы исследования):

1) структурализм (Вундт, Титчинер);

2) гештальтпсихология (Вейтгеймер, Коффка, Келер);

3) экологическая теория (Гибсон);

4) информационный подход (Д. Марр)

Субъектно-оринтированные подходы (используют больше 3 и 4 парадигмы):

1) теория бессознательных умозаключений (Г.Гельмгольц);

2) восприятие как категоризация (Дж. Брунер);

3) теория Канемана

4) теория перцептивного цикла (Найсер).

Структурализм. Вундт, Титчинер – пять основных характеристик ощущений (см. вопр. № 15).

Восприятие – комбинация, структура отдельных ощущений и образов памяти.

Цель психологии по Титчинеру:

- анализировать конкретное душевное состояние, разложив его на части;

- найти, каким законом соединяются эти части;

- привести эти законы в связь с телесной организацией.

 Два механизма: суммация и ассоциация.

Суммация – гипотеза констант (Коффка) – перцептивный эффект от суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих. Пример физиологической основы построения перцептивного образа - принцип специфических энергий органов чувств (Мюллер).

Ассоциации:

- сходство во времени и пространстве;

- сходство по содержанию;

- конрастность (лучше воспринимаются и запоминаются конрастные элементы)

- аффективные ассоциации.

Метод аналитической интроспекции. Главная задача не допустить ошибки стимула.

Гештальттеория восприятия. М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка.

Основное понятие гештальт – целостность образов восприятия и несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений.

Выделяют два мира: мир физических объектов, мир наших ощущений. Их связь – принцип изоморфизма (видим квадрат, в мозгу образуется под действием электромагнитного поля такой же по форме очаг возбуждения). Идея психофизиологического параллелизма. Но для объяснения причин возникновения психических явлений вводится понятие феноменального поля как динамического целого. Единица анализа образов воспрития в этом феноменальном поле – гештальт.

Законы образования гештальта. М. Вертгаймер – принцип прегнантности – тенденция к хорошей форме (пример, слушаем музыку, выпадает пара нот – не замечаем, восстановление целостной мелодии).

Частные закономерности прегнантности (выделенные в экспериментах):

- фактор близости;

- фактор сходства;

- ф.хорошего продолжения;

- ф.общей судьбы;

- ф.объективной установки (однажды воспринятая структура имеет свойство восприниматься также в сходных ситуациях).

Принципиальное открытие гештальтпсихологов – феномен фигуры и фона. Характеристики:

 фигура имеет строго очерченный контур;

 фон не структурирован, а фигура структурирована и имеет предметный характер;

 фигура кажется ближе, чем фон;

 фигура выглядит ярче.

Еще один феномер восприятия – транспозиция – перцептивная форма устойчива к изменению составляющих ее сенсорных элементов (пример, траспозиция мелодии). Но изменчивость гештальта во времени – если долго смотреть на рисунок фон станет фигурой, это говорит за активность восприятия.

Гештальтисты выступали за врожденность полевых свойств нервной системы, которые в совокупности с объективными физическими свойствами зрительного поля составляют объективный детерминизм восприятия.

Экологическая теория зрительного восприятия.

Д.Гибсон – теория прямого, непосредственного восприятия.

Восприятие есть акт извлечения информации из структур светового потока. Этот акт предполагает активность субъекта – прежде всего двигательную (для выявления инвариант). Акт извлечения информации связан с мотивацией человека.

Экологическая оптика – на сетчатку попадает множество световых лучей многократно отраженных от множества поверхностей. Вместо термина «стимул», термин – «оптическая информация» - это то, что извлекается наблюдателем в процессе перцептивной активности из объемлющего оптического строя.

Понятие объемлющего оптического строя и инвариантных структур светового потока. Окружающий мир отражает свет – свет приобретает структуру окружающего мира. Крупные объекты состоят из более мелких, а эти более мелкие, из еще более мелких и т.д. Это важный экологический закон – принцип встроенности (как матрешка) Структура – совокупность встроенных друг в друга телесных углов, образованных гранями объектов. Структурированный свет создает объемлющий оптический строй. Объемлющий, т.к. в любую точку наблюдения сходятся потоки структурированного света.

В структуре светового потока есть инварианты (связанные с объективными свойствами мира). Феномены восприятия определяются инвариантной структурой светового потока.

Гибсон отвергает двойственную природу восприятия. Значения воспринимаются непосредственно – они заданы в инвариантах светового потока.

Видимое поле по Гибсону – это четырехмерное пространство, включающее в себя временную координату (сходство с гештальтистами).

Концепция инваринтов:

• инв.изменения освещения (меняются некоторые свойства оптического строя в среде);

• инв.изменения точки наблюдения (диспаратность зрения – два глаза, разные поля);

• инв.частного наложения выборок (взгляд непрерывно скользит вперед- назад, в этом скольжении есть наложение, составляет инвариант).

• Инв.локальных возмущений структуры (перемещение наблюдателя, его головы относительно тела т.д.)

• Соотношение высот расположенных перед нами объектов;

• Горизонт

Теория возможностей. Вся информация о возможностях, необходимых для жизни в данной экологической нише, задана в инвариантах светового потока. Пр.: в структуре светового потока в ситуации зрительного обрыва содержится информация о возможности упасть.

Информационный подход в восприятии.

Д. Марр. Считал сетчаточное изображение достаточным для построения перцептивного образа, т.к. в нем находится вся необходимая для анализа стимульная информация.

Выделяет 4 иерерхических уровня анализа информации:

1) образ – пространственно-временное распределение световой энергии на сетчатке.

2) Первоначальный эскиз, набросок – выделение текстуры, контуров, формы, взаимного располодения объектов в пространстве.

3) 2,5 мерный эскиз – определение общей ориентации и глубина контуров.

4) Построение трехмерной модели – создается сцена видения ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: