Средневизантийское искусство (9-12 век)

Архитектура: несмотря на все различия построек (материал, конструкция, назначение), средневизантийская архитектура имеет единый характер. Ее единство основано на том, что в ней преобладает центрическое монументальное здание, увенчанное куполом. В церковной форме средневизантийских построек заключается более глубокое содержание, выявляемое истоками купола в народной жилой архитектуре. Начиная с седой древности, в сознании народов с куполом были обычно связаны представления о домашнем очаге, семье и человеке. Перекрытое куполом помещение создавало архитектурную оболочку вокруг человека в его повседневной жизни. Поэтому в архитектурной форме купола заключено по преимуществу гуманистическое содержание, поэтому купол так тесно связан в архитектуре с идеей человека и человечности.

Живопись: это период наивысшего расцвета византийского искусства, наибольшей отточенности его стиля, наивысшей его духовной насыщенности. В основе иконографического канона лежало представление об истинности изображаемого. Если евангельские события были в действительности, их следовало изображать так, как они и происходили. Святых, архангелов, Марию и Христа следовало рисовать строго в фас или в три четверти, с широко раскрытыми глазами, устремленными на верующего. Некоторые мастера для усиления эффекта писали глаза так, что они словно следили за человеком, с какой бы стороны он ни смотрел на икону. Основные цвета – белый и золотой. Стройная система росписи храма. Главное место в ней занимают купол (Церковь небесная) и апсида (Церковь земная). Купол навсегда закрепляется за Христом, чаще всего предстающим в образе «Пантократора» (Вседержителя) — Владыки мира. Отнесенный в высшую точку храма, Он царит надо всем. В барабане, меж окон, стоят пророки, провозвестившие пришествие Христа, или апостолы — глашатаи Его учения. В конхе стояла «Богоматерь Оранта», воздевающая за христиан свои святые руки. Богородица могла не стоять, а восседать на престоле, демонстрируя воплотившегося Христа. Среди главных росписей алтаря — фриз святителей — некогда реально живших отцов и учителей Церкви, ныне предстающих в качестве идеального ориентира для служащих литургию священников.

● Храм Святой Софии в Киеве (1037 г.). Иконы, фрески, мозаики, книжная миниатюра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: