Фрэнсис Бэкон является создателем индуктивного метода познания. Рассматривая философию как деятельность рассудка, предметом которой являются: Бог, природа и человек, он акцентирует внимание на познании природы, выявлении универсальных законов ее бытия и получении истинного знания о них. Считая мудрость и мудрствование основой всякого философствования, Бэкон замечает, что естественная философия (т.е. философия природы или натурфилософия) должна опираться на факты, даваемые экспериментом. И только на основе обобщения научных фактов, посредством особого, индуктивного метода, можно получить достоверное знание, не противоречащего рассудку. Но для этого необходимо преодолеть трудности, связанные с природой человеческого разума, склонного к заблуждению и догматизму. Причиной заблуждения Бэкон считает «идолы»:
1. Идолы рода – склонность доверять чувствам, а не разуму (природное свойство человеческого разума).
2. Идолы пещеры – заблуждения, вызванные нашим воспитанием, различными учениями, влиянием авторитетов и т.д.
3. Идолы площади – влияние толпы и массового сознания, подавляющих индивидуальность.
4. Идолы театра – заблуждения, созданные различными схоластическими учениями, основанными на абсолютных догмах.
Преодоление влияния этих идолов Бэкон видит в индуктивном методе, при условии, что он исходит из фактов. Тогда можно получить истинное знание о природе (т.е. такое знание, которое не противоречит фактам), которая существует сама по себе, хотя и сотворена Богом.
Таким образом, Бэкон является одним из основателей эмпиризма – системы процедур получения научного знания: научного наблюдения и эксперимента. Принцип эмпиризма Ф. Бэкон распространяет и на учение о человеке и морали. Он отличает два компонента души человека: одна - Боговдохновенная, производная от духа Бога, недоступная для познания. Вторая, чувственная, подобная душе животных. Она является основанием разума. На основании своих убеждений Бэкон проводит аналогию между человеком и природой. В человеке, как и в природе, есть проявление как единичного, так и всеобщего. Следовательно, в человеческом сообществе должны быть общие основы – доминанты. И таким доминантом, по мнению Бэкона, является благо, благо для общества. Каждый индивид, живущий в обществе, должен заботиться о благе для общества. В обществе равновесие основано на всеобщем благе.