Ощущение

Познавательная деятельность.

План

1. Понятие «ощущение», физиологические основы ощущения.

2. Виды ощущений.

3. Свойства ощущений.

4. Закономерности ощущений.

5. Взаимодействие ощущений.

1. Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, фор­му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю­щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву­ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про­цессов - восприятия, мышления, воображения.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он ника­кими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеле­ный или любой другой цвет, глухим от рождения - что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкаль­ные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.

Обязательным условием возникновения ощущения яв­ляется непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действитель­ности, которые воздействуют на органы чувств, называ­ются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная на­ука значительно расширила представления о видах ощу­щений человека.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, рас­положенный на периферии тела или во внутренних орга­нах; специализирован для приема воздействия определен­ных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каж­дый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной инфор­мации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Любой анализатор состоит из трех отделов:

-орган чувств - рецептор (от латинского слова - принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель;

-проводниковая часть;

-нервные цент­ры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.

Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных не­рвов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.

Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных не­рвов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появ­ляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражите­лем возбуждение в органе чувств распространяется по цен­тростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.

Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы выне­сены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внут­ренних органах и тканях. Своеобразное положение зани­мает двигательный анализатор.

Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый ана­лизатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздра­жения, ухо - на слуховые и пр.

Главная часть каждого органа чувств - рецепторы, окон­чания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирую­щие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, за­ложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на ре­цептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определен­ные участки коры больших полушарий головного мозга.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.

Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зри тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

2. Виды ощущений можно группировать по разным признакам:

- по модальности (соответствуют анализаторам зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);

- по расположению и перерабатываемой информации (экстероцептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды и имеют рецепторы на поверхности тела; интероцептивные – имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов; проприоцептивные – рецепторы расположены в мышцах и связках, они дают информацию о движении и положении тела)

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо­жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото­рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе­леного, синего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздей­ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув­ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор­ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет­ки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много - около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов - всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточ­но), и зрение осуществляется только аппаратом палочек - человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).

Есть заболевание, при котором нарушается работа па­лочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относитель­но нормальным. Это заболевание называется «куриная сле­пота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумер­ках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наобо­рот, имеют в сетчатке только палочки - днем эти животные почти слепы.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ­ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси­хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок­раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда­ющий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом­ляют глаза.

В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения Нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впервыe описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии, дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не могут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цве­там встречается очень редко.

Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близо­рукости, особенно у детей и школьников.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений:

- речевые,

- музы­кальные;

- шумы.

В этих видах ощущений звуковой анализа­тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий - сла­бый), высоту (высокий - низкий), тембр (своеобразие го­лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он фор­мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос­питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред­полагает выработку новой системы фонематического слу­ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь­ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу­ре человечества.

Шумы могут вызывать у человека определенный эмо­циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет­ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по­езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа­ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра­ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь­ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа­хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз­ных веществ, проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обоня­тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо­воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио­нальное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потреб­ности людей в приятных запахах.

Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек мо­жет ориентироваться в них.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое.

Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу­щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни­ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис­лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой за­висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са­мое любимое, блюдо кажется безвкусным.

Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы­ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.

Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикос­новения) и температурные (ощущения тепла или холо­да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при­косновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз­лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон­чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви­тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож­даются положительным чувством, характер эмоциональ­ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи­вается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляю­щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио­нальные переживания.

Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо­нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.

Другая группа ощущений сообщает нам об изменени­ях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощу­щений мы ничего бы не знали о самих себе.

Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощу­щения движения и положения частей тела. Благодаря дея­тельности двигательного анализатора человек получает воз­можность координировать и контролировать свои движе­ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повыша­ет культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характер­ны для русского языка.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормаль­но выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каж­дой малейшей подробности акта движения.

Органические ощущения рассказывают нам о работе на­шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд­ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Органические ощущения тесно связаны с органически­ми потребностями человека.

Осязательные ощущения - это сочетания кожных и дви­гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника­ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятель­ности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.

Ощущения равновесия отражают положение, занимае­мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са­димся на двухколесный велосипед, становимся на конь­ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.

При изменении положения тела происходит колеба­ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав­новесия тесно связаны с другими внутренними органами.

При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воз душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг­нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело­век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не­чувствительность к боли - редкая аномалия, и она прино­сит человеку серьезные неприятности.

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-пер­вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга­нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх­сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю­щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп­ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

3. Свойства ощущений.

Ощущения имеют свою специфику, но выделяют и общие для всех видов ощущений свойства:

-качество;

-интенсивность;

- продолжительность;

- пространственная локализация.

Качество – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах одного вида. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости и т.д.

Интенсивность – является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность – временная характеристика ощущения.

Если ощущение не возникает одновременно с действием раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением действия последнего – это последействие. например, звон в ушах.

Пространственная локализация – дает информацию о пространственном расположении раздражителя и, на какую часть тела воздействуют.

4. Не все, что действует на наши органы чувств, вызыва­ет ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слы­шим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздра­жение должно достигнуть определенной величины. Слиш­ком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Минимальная величина раздражителя, дающая замет­ное ощущение, называется абсолютным порогом ощуще­ния.

Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, самая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить.

Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущения и сигналы о них не передаются в кору головного мозга, называют подпороговые.

Нижний порог ощущений определяется минимальной величиной раздражителя, то есть абсолютной чувствительность анализатора.

Верхний порог чувствительности – это максимальная сила раздражителя, при котором еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Величина абсолютного порога характеризует абсолют­ную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше вели­чина порога ощущения, тем больше абсолютная чувствительность к данным раздражениям. Абсолютная чувствительность определенных анализато­ров у разных людей различна. В мире нет совершенно оди­наковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех раз­личаются. Так, один человек слышит очень слабые звуки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того, чтобы у последнего возникло слуховое ощущение, необходи­мо увеличить силу данного раздражителя (например, приблизить на более близкое расстояние тикающие часы). Таким образом, можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются не­изменными на протяжении жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возра­сту высшего уровня: пороги становятся ниже, а чувстви­тельность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Значительное вли­яние на изменение порогов оказывает деятельность, в про­цессе осуществления которой человек опирается на дан­ные виды чувствительности.

Не только в специальных школах, но и в обычных учатся дети с пониженной слуховой и зрительной чувствитель­ностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно заботиться о том, как создать для них условия наилучшего различения речи учителя и записей на доске.

Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную характеристику - способность различать из­менения в силе раздражителя.

Та наименьшая прибавка к силе действующего раздра­жителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувстви­ тельности к различению.

Развитие различительной чувствительности имеет важ­ное жизненное значение. Оно помогает правильно ориен­тироваться в окружающем, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в окружающих условиях.

Адаптация. В жизни адаптация (от латинского слова «adaptare» - прилаживать, привыкать) хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, в первую минуту вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исче­зает, вода кажется вполне терпимой, достаточно теплой. Или: выйдя из темной комнаты на яркий свет, мы впер­вые мгновения видим очень плохо, сильный свет ослеп­ляет, и мы невольно зажмуриваемся. Но через несколько минут глаза приспособятся, привыкнут к яркому осве­щению и будут видеть нормально. Или: когда мы с улицы приходим домой, то, в первые секунды, ощущаем все до­машние запахи. Через несколько минут мы их перестаем замечать.

Значит, чувствительность анализаторов может менять­ся под влиянием действующих раздражителей. Такое при­способление органов чувств к внешним воздействиям на­зывается адаптацией. Общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раз­дражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается. В этом проявляется био­логическая целесообразность: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда они слабы, важ­на способность улавливать слабые раздражители.

Сильная адаптация наблюдается в зрительных, обоня­тельных, температурных, кожных (тактильных) ощуще­ниях, слабая - в слуховых и болевых. К шуму и боли мож­но привыкнуть, т.е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестаешь. А вот кожа перестает чувствовать давление одежды. Наши органы чувств не приспосабливаются к боли потому, что боль - тревожный сигнал. Его подает наше тело, когда с ним что-нибудь неладно. Боль предупреждает об опасности. Если мы переставали чувствовать боль, мы не успевали бы помогать себе.

Таким образом, адаптацию рассматривают как:

· полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

· притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя;

· повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

5. Взаимодействие ощущений. Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой (температурные ощущения), слабые кисло-сладкие вкусовые ощущения тоже могут обо­стрить наше зрение.

Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них.

Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречается зрительно-слуховые синестезии. При воздействии слуховых раздражителей у людей возникают зрительные образы. Наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: