Билет 27 Сенсорная деятельность новорожденного

Сенсорные процессы у ребенка связаны с осуществлением интегративных функций идифференцированно отражают качественные характеристики раздражителей внешней и внутренней среды. [Все анализаторы новорожденного с первых дней жизни осуществляют первоначальный, элементарный анализ воздействий среды по качеству, интенсивности раздражителей, их соотношению в пространстве и времени.

Новорожденные не только реагируют на сильный звук, но и способны различать звуки, отличающиеся между собой больше, чем на одну октаву, ровно на одну октаву (70%) и меньше, чем на одну октаву; (40% детей). У новорожденных также имеется способность к пространственному различению звуков от источников, расположенных справа или слева. Д. В. Зонова установила у детей наличие цветовое разностной чувствительности. Так, 37% детей от 15 часов 17 дней жизни реагируют на изменение цвета. Спустя несколько месяцев число детей, различающих цвета, увеличилось до 50%. Основными цветами, которые различались испытуемыми, являлись красный и зеленый. В опытах Е. С. Кулаковской было выявлено наличие вкусовой и обонятельной чувствительности у новорожденных от одного с четвертью часа до трех суток жизни. У этих детей пороговые величины указанных видов чувствительности оказались в 10 раз меньше, чем у взрослых. Имеются также сведения о наличии и других видов ощущений.

Так, тактильная чувствительность новорожденного характеризуется неравномерностью. Наиболее чувствительными зонам являются губы, ладони и лоб ребенка. Температурная чувствительность проявляется в том, что ребенок может отказаться и молока, которое холоднее обычного на 1 ||-С.

Сенсорная система готова у ребенка уже к моменту рождения. Все развитие протекает на эмоциональном фоне. Функционирование анализаторов у новорожденного обеспечивает различение не только простых стимулов разной модальности, но и комплексных раздражителей разной степени структурированности, что можно рассматривать в качестве переходной формы от сенсорики к перцепции. Дети в первые 10 дней жизни, по данным Р. Фанц, предпочитают структурные, (комплексные) объекты простым, трехмерные-плоскостным, движущиеся - неподвижным, асимметричные, неправильной формы -симметричным. Однако ориентация на сложные объекты еще не означает наличия восприятия у новорожденных. В исследовании Л. Л. Венгера было показано, что при изменении пространственной ориентировки предмета, например конуса, ребенок рассматривает его как новый предмет. Наряду с этим к моменту рождения в основном оказываются сформированными отдельные механизмы, обеспечивающие развитие самой перцепции. Эти механизмы генетически заданы и составляют специализированные блоки, которые затем включаются в общую систему перцептивной деятельности в качестве ее базовых элементов. К ним относятся механизмы слежения, локализации объекта в пространстве, механизмы сличения объектов и сохранения следов их воздействия. В первые дни жизни действие всех этих механизмов крайне несовершенно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: