Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он – результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей. Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках.
А также необходимые знания способов воздействия на учеников, которые должны переходить в умения:
- Любить детей, показывать свою любовь;
- Наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей;
- Ориентироваться в обстановке;
- Избирать целесообразный способ воздействия;
- Беседовать с детьми.
Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство.
Правила поведения в конфликтных ситуациях
|
|
- Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» физическое напряжение, скованность, бесцельные движения. Внешнее спокойствие и выдержка.
- Своим поведением повлиять на партнера. Снять аффективность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что дает возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.
- Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение.
- Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать ее, выходя на позицию «мы».
- Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. По разрешению конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировать причины его возникновения и возможности предотвращения.