К. Ш. Хамидуллин

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

К.Ш. ХАМИДУЛЛИН

Хамидуллин Камиль Шамильевич, аспирант кафедры государственного и международного права Кубанского государственного университета.

Политические партии являются связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Осуществление данной задачи возможно в первую очередь благодаря тесному взаимодействию государства и партий, которое осуществляется в различных формах. В статье представлена характеристика основных правовых форм взаимодействия политических партий с органами всех трех ветвей государственной власти и высказаны предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: политическая партия, органы государственной власти, правовое регулирование, формы взаимодействия.

Political parties are the link between society and state. Their main task is to transform the private interests of individual citizens, social groups and other concerned groups into united overall political interest. Implementation of this task is possible in the first place because of the different forms of close cooperation between the government and political parties. The article presents the characteristics of the main legal forms of interaction between the political parties and all three branches of government. And also the author expressed proposals for improvement this interaction.

Key words: political party, public authorities, legal regulation, forms of interaction.

В современном мире практически нет государств без политических партий, которые являются обязательным инструментом осуществления представительной демократии, позволяющим гражданам участвовать в процессе управления обществом. Уже давно установлены роль и значение партий, в то время как особое правовое регулирование их деятельности представляется явлением относительно недавним.

Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства [1]. При этом главными целями государственных реформ остаются признание неотчуждаемых прав и свобод человека и обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Законодательная стратегия взаимодействия Российского государства с политическими партиями 2000 года получила свое нормативное выражение в Федеральном законе от 11.07.2001 "О политических партиях" [2] (далее - Закон). Логика Закона, направленная на структурирование политического пространства и преодоление гипертрофированной многопартийности, изначально предполагала решение как минимум четырех задач.

Первая задача - создание институциональных предпосылок для формирования сильных политических партий и усиления объединительных тенденций в партийном строительстве за счет установления ряда специальных требований, обеспечить выполнение которых могут только самодостаточные в ресурсном отношении организации.

Вторая задача - обеспечение централизации политического пространства и выстраивание партийной вертикали по оси "центр - регионы", что достигается за счет ограничения возможностей создания политических партий на региональном уровне.

Третья задача - скорейшее преодоление партийной системой своего гипертрофированного состояния и создание правовых механизмов деинституционализации партий, фактически прекративших свою деятельность, но формально сохраняющих статус политической партии.

Четвертая задача - ориентация политических партий на участие в выборах и участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления как на важнейшую задачу их уставной деятельности.

Статья 10 Федерального закона "О политических партиях" определяет, каким образом государство и политические партии взаимодействуют друг с другом. Органы государственной власти и их должностные лица не могут вмешиваться в деятельность политических партий, но и политические партии, в свою очередь, не могут вмешиваться в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц.

Запрет на вмешательство в деятельность друг друга основан на положениях ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации [3], а также на положениях ч. 4 ст. 3, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ и никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц следует расценивать как смешение государственных и общественных функций, которое чревато присвоением партиями властных полномочий. С другой стороны, запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий должен служить гарантией реализации конституционных положений о многопартийности, свободе деятельности политических партий, их равенстве перед законом.

Политические партии регулярно участвуют в выборах в федеральные и региональные органы государственной власти; инициируют или участвуют во всероссийских и региональных референдумах, результаты которых прямо или косвенно затрагивают всю систему функционирования государственной власти; в региональном законодательстве ряда субъектов РФ предусмотрен институт общественных помощников должностных лиц исполнительной власти, назначаемых, как правило, из представителей политических партий.

Политические партии участвуют в формировании системы исполнительной власти в России с помощью следующих форм и методов:

а) практически все руководители органов исполнительной власти являются непосредственно членами политических партий, либо опосредованно парламенты, формируемые на федеральном уровне исключительно из представителей партий, а на региональном как минимум наполовину, в свою очередь, участвуют в назначении указанного руководства [4];

б) именно политические партии к 2008 г. окончательно сформировались в качестве кузницы политических лидеров (примером тому является глава государства Д.А. Медведев) [5];

в) исполнение государственными служащими, являющимися членами той или иной политической партии, своих должностных или служебных обязанностей не может зависеть от решений их партии, однако практика выборов 2007 - 2008 гг. показывает, что и избранный Президент РФ, и избираемые региональными парламентами главы исполнительной власти субъектов РФ связаны политическими программами выдвинувшей их партии [6];

г) представители политических партий посредством общественных и совещательных органов (например, на федеральном, региональном и местном уровнях это Общественная палата РФ, состоящая на 80% из представителей политических партий) влияют на формирование органов исполнительной власти всех трех уровней, обеспечивают возможность взаимодействия граждан страны с органами государственной власти и органами местного самоуправления и учет их потребностей и интересов, защиту прав и свобод [7];

д) глава государства, а также руководители органов исполнительной власти при принятии важных государственных решений проводят согласительные процедуры и советуются с представителями политических партий (основой решения В.В. Путина о поддержке кандидатуры Д.А. Медведева на выборах главы государства стало решение четырех ведущих политических партий России о поддержке последнего).

Анализ практики взаимодействия федеральных органов государственной власти позволяет выявить основные правовые механизмы, обеспечивающие участие политических партий в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления.

Во-первых, это вовлечение представителей политических партий в работу временных рабочих органов по разработке проектов законодательных и договорных актов. Во-вторых, заключение между органами государственной власти и политическими партиями договоров и соглашений о взаимодействии. В-третьих, инициирование политической партией процедуры принятия соответствующего нормативного правового акта. Конституция РФ не наделяет политические партии правами субъекта законодательной инициативы, последние могут внести соответствующий законопроект через своих представителей в Государственной Думе. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Республики Карелия, Саха (Якутия) и др.) конституции (уставы) наделяют указанным правом региональные отделения политических партий, что соответствует нормам статьи 6 Федерального закона от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [8].

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - эффективное средство восстановления нарушенных прав. Законодательство о политических партиях также закрепляет право партий на защиту, устанавливает возможность обжалования действий уполномоченных органов, ограничивающих деятельность политических партий. Суд не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность партии и принимать решения по делам, касающимся этих вопросов. В судебном порядке могут рассматриваться только вопросы отказа в государственной регистрации, приостановления деятельности и ликвидации партии [9].

Одним из институтов воздействия государства на партийно-политическую сферу является контроль исполнительной власти за деятельностью партий. Сфера контроля, осуществляемого государственными органами в отношении партий, значительно шире, чем в отношении иных общественных объединений.

Согласно Конституции РФ Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства, но это право нивелировано полномочием главы государства по роспуску Государственной Думы в случае троекратного неутверждения ею предложенной кандидатуры. Поэтому, как считает ряд исследователей, следует подчинить инициативу главы государства мнению партийного большинства [10]. Такое изменение порядка назначения Председателя Правительства РФ узаконит сложившуюся после выборов главы государства в марте 2008 г. практику наличия двух сравнительно самостоятельных центров исполнительной власти, а также предотвратит возможные конфликты и противоречия между ними.

По нашему мнению, предлагаемое изменение порядка назначения Председателя Правительства РФ приведет к единой согласованной политике исполнительной и законодательной власти в построении и создании институтов правового государства и будет способствовать реализации принципа народовластия через механизмы представительной демократии.

Итак, Россия, как и любое другое государство, регулирует процессы образования и функционирования политических партий. Однако для более полного соответствия своему статусу демократического государства с многопартийной политической системой необходимо, чтобы это регулирование проходило и в обратном направлении - "снизу вверх".

Литература

1. Лапаева В.В. Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партии с государством // Журнал российского права. 2002. N 4.

2. Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

3. Принята на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.

4. Гончаров В.В. Роль и место политических партий в формировании, функционировании и развитии системы исполнительной власти в Российской Федерации // История государства и права. 2008. N 24.

5. Там же.

6. Там же.

7. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате РФ" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.

8. Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

9. Волкова Е.А. Некоторые вопросы статуса политических партий в свете послания президента России Федеральному собранию Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 3.

10. Гончаров В.В. Указ. соч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: