Организация исследовании. Методика сбора и обработки материалов

Экономико-географические работы проводятся в фор­ме камеральных и полевых исследований, организация которых предполагает три этапа.

Подготовительный этап. Прежде чем собирать мате­риал, необходимо определить основную научную идею, четко сформулировать название темы, ее цель и задачи; составить схематический план, в котором намечаются основные разделы будущей работы и ее направление. После этого, чтобы определить степень изученности проб­лемы и не дублировать уже сделанного, необходимо озна­комиться с литературой по данной теме и с картографи­ческими материалами. Работа над литературой должна быть творческой: применительно к теме следует закон­спектировать важные мысли и положения, сделать ко­пии карт, планов; выписать образцы таблиц, которые могут пригодиться в будущей работе. При этом необхо­димо, соблюдая правила ссылки, точно указать источник информации.

Когда литература и другие источники изучены, необ­ходимо составить программу исследований и подгото­виться к полевому этапу. Для этого в программу должен быть включен перечень объектов исследования и органи­заций, располагающих источниками информации по дан­ной проблеме. По каждому разделу программы разра­батываются и заготавливаются определенные формы таб­лиц. Составляется перечень картографического материа­ла, которым необходимо будет пользоваться в процессе изучения темы (например, карта района, схематический план города, план землеустройства) или который будет составлен по результатам исследований. Определяется круг вопросов, которые необходимо выяснить на месте, заранее продумывается содержание бесед; составляется подробный вопросник. Последнее особенно важно для начинающего исследователя, не обладающего достаточ­ным опытом и знаниями в данной области. К проведе­нию бесед, опросов, к анкетированию нужно готовиться особенно тщательно.

Полевой этап исследований — самый ответственный. Методы и приемы сбора первичных материалов разнооб­разны и требуют глубоких знаний методики исследова­ния. Важнейшим «аккумулятором» полевых материалов является дневник, в который записываются все научные данные, личные впечатления, наблюдения, содержания бесед. Наряду с дневником ведутся специальные рабо­чие тетради, куда вносится вся информация в соответст­вии с программой.

При сборе материала, особенно статистического, не­обходимо проявлять исключительную тщательность и ак­куратность (записать точные названия источников, еди­ницы измерения, годы, на которые составлены сведения, и т. д.). В полевых условиях понадобится калька, мил­лиметровая бумага для выкопировки и вычерчивания ри­сунков. Большую помощь может оказать фотоматериал, поэтому географ наряду с картографированием должен хорошо владеть техникой фотографирования. Учитывая сложность и многогранность методики сбора материалов исследования, остановимся подробнее на этом вопросе.

Методика сбора материалов. Главное требование к сбору информации — ее надежность и достоверность. При географическом исследовании нужные материалы обычно приходится собирать по крупицам из различных источников, нередко прибегая к выборочным обследова­ниям. Очень важно также умение отобрать нужную ин­формацию, избегая двух крайностей: с одной стороны, недостаток информации, с другой — ее изобилие и не­умение отобрать главное; и в том, и в другом случае ис­следователь не сможет раскрыть суть явления. Третье условие — определенность информации: применяемые факты и данные должны отвечать цели исследования и быть однозначными, т. е. в единой системе измерения, в одном времени, относительно одного и того же или сход­ных пространств. Информация должна отражать процесс движения, динамику явления, развитие от простого к сложному, от известного к неизвестному, от старого к но­вому. Рекомендуются временные сопоставления на опре­деленные даты, периоды. При этом расстояния между датами выбираются равновеликими, например, через каждые 5 (10) лет и последние 3—4 года — без переры­ва. При географических исследованиях необходимо от­носить информацию к равновеликим территориальным группировкам, административным единицам одного по­рядка.

С учетом этих условий применяется более экономный способ сбора информации — выборка. Выборка бывает нескольких видов:

а) элементарная, или метод «ключей», т. е. изучение наиболее типичных объектов в генеральной совокупно­сти. Главное условие при этом — правильный отбор «ключевых» элементов;

б) простая систематическая выборка, предполагающая отбор элементов из всей совокупности систематическим регулярным способом (через равные интервалы, например, каждый пятый, десятый). Процедура этой вы­борки очень простая, но при этом существует реальная
опасность преувеличить долю отдельных признаков. Например, при отборе каждого десятого поселения веро­ятно, что в выборку попадет слишком много малых деревень. По этой причине простая систематическая выборка оценивается как весьма ненадежная;

в) простая случайная выборка — отбор элементов совокупности случайным образом, который основан на за­конах вероятности, по схеме случайных чисел. Конечно,
и в данном случае результат может оказаться приближенным, но этот способ незаменим при изучении мно­жества вариаций совокупности;

г) выборка типическая стратифицированная, заклю­чающаяся в том, что генеральная совокупность расчленяется на части и выборка извлекается из каждой части.
Этот способ позволяет исследовать выборочно все вариации совокупности явлений или объектов. Но он возмо­жен лишь при условии, что уже имеется хотя бы грубое представление о структуре статистической совокупности. Например, расчленив все население города на три
основные группы — дети, трудоспособные, пенсионеры — можно дальше вести случайную или систематическую выборку по каждой из трех групп. Данный способ выборки требует двух необходимых условий: во-первых, еще до отбора нужно знать структуру совокупности; во-вторых, для получения точных результатов каждая выделенная категория, группа должна быть относительно однород­ной, без особых внутренних вариаций. Метод стратифи­цированной выборки наиболее приемлем для географи­ческих исследований.

Источники информации. Современный этап отличает­ся колоссальным объемом и потоком научной инфор­мации.

Существуют два вида информации — документальные источники и непосредственные обследования.

Огромное множество документальных источников ин­формации, которыми пользуются исследователи-геогра­фы, можно объединить в следующие группы.

Документальные опубликованные материалы, среди них:

— директивные документы;

— статистические публикации (справочники, бюллетени, ежегодники, сводки); особую ценность представля­ет статистический ежегодник «Народное хозяйство», такие же справочники;
материалы, посвященные экономической; самым достоверным и подробным источником информации являются переписи, материалы которых публикуются периодически (переписи населения, жилого фонда и др.). (Большинство статистических публикаций готовится к печати различными ведомствами и службами).

- периодические географические и экономические издания: из географических журналов рекомендуются «Известия АН», серия географическая, «Вестник Московского университета» и подобные журналы других университетов страны; из экономических журналов — «Плановое хозяйство», «Вопросы экономики».

— энциклопедические издания: Большая Советская Энциклопедия, Белорусская Энциклопедия, специальные энциклопедические словари и т. п.

Неопубликованные статистические материалы:

— отчетные документы (годовые, квартальные отче­ты предприятий, организаций, колхозов и совхозов);

— плановые материалы учреждений, предприятий, министерств;

— периодическая отчетность министерств, ведомств, организаций;

— материалы сельсоветов, колхозов, предприятий, домоуправлений, загсов, органов милиции и т. д.

Как правило, неопубликованные статистические ма­териалы относятся к мелким территориальным едини­цам и в силу этого представляют собой лучший источник информации при крупномасштабных исследованиях. Главный их недостаток — относительная недоступность для использования.

Карты часто служат бесценным источником информа­ции, например топографические, отражающие подробно­сти ландшафтов, размер и планировку поселений, тран­спортной сети; карты-планы городов и целых урбанизи­рованных зон; картосхемы плановых и проектных орга­низаций; тематические специальные карты (почвенные, геологические, агроклиматические и др.).

Аэрофотоснимки можно использовать и как источник данных, и для целей интерпретации. Они показывают все видимые детали природных и культурных ландшафтов, форм расселения, транспортных линий и потоков. Поэто­му владение техникой дешифрирования — необходимое условие подготовки географов.

Прочие источники информации. К ним относятся ма­териалы музеев, библиотек, архивов, адресные справоч­ники, путеводители, расписания движения транспорта.

Если все перечисленные выше источники информации не обеспечивают исследователя необходимым потоком информации, он прибегает к натурным обследованиям интересующих объектов. Они могут быть в форме на­блюдений или опроса населения. Наблюдения чаще все­го осуществляются в форме картирования (земель, форм рельефа, ландшафтов, типов поселений и т. д.). В том случае, если информация отсутствует или нужно узнать мнение людей, выяснить мотивы, причины социальных явлений, исследователь прибегает к помощи анкет и ин­тервью.

В любом случае исследователю нужно помнить, что его работа должна опираться на сведения из надежных источников.

Заключительный этап. Методика обработки материа­лов исследования. При изучении социально-экономичес­ких процессов основная часть сведений представляет со­бой первичные статистические данные. Поэтому исследо­ватель должен уметь так обрабатывать исходный мате­риал, чтобы он не только легко воспринимался, но и лег в основу выводов.

Исходная информация в процессе анализа подверга­ется обработке по трем основным направлениям: обоб­щение, сопоставление и выводы.

Самый распространенный метод обобщений — группи­ровка данных вокруг некоторых пороговых величин. Со­вокупность данных разбивается на конкретные статисти­ческие группы. Принцип группировки должен соответст­вовать задаче исследования. Предел числовых значений каждой группы должен соответствовать либо арифмети­ческой, либо геометрической прогрессии или иметь хотя бы одинаковый шаг изменения признака. При этом не следует стремиться к многочисленности групп, так как в этом случае теряется целостное представление и не по­лучится обобщенной картины.

Различаются группировки по количественным и ка­чественным признакам. Если единицы совокупности груп­пируются по территориальному признаку, то такие груп­пировки называют географическими, или территориаль­ными Метод группировок является важнейшим методом экономико-статистического анализа. Метод группировок позволяет не только отразить качествен­ное многообразие общественных явлений; он дает воз­можность установить и изучить связи между ними. Одна­ко неправильная группировка может исказить действи­тельность, затушевать ее отдельные стороны, поэтому исследователь должен хорошо владеть экономической теорией, которой он руководствуется.

Группировочные признаки не должны быть случай­ными, формальными, ибо от правильности выбора группировочного признака зависит и правильность выводов. Один и тот же материал при неправильном применении метода группировок может дать диаметрально противо­положные выводы.

Результаты группировок можно изобразить наглядно в виде диаграмм распределения, гистограмм, поли­гонов. Диаграмма распределения показывает, как часто встречается каждое значение изучаемого при­знака. Частоту наблюдений в, каждой группе по опреде­ленному размеру шкалы показывает гистограмма. Если по оси ординат отметить численность групп, а на оси абсцисс — интервалы численных значений изучаемого при­знака и каждый интервал представить своей средней точкой, то получим изображение в виде полигона. На ос­нове таблицы процентного распределения, показав на оси ординат вместо частот проценты, можно получить гра­фик, который называется огивой.

Вторым важным методом обобщения данных являет­ся метод средних величин. Самый распространенный вид средней величины — среднее арифметическое, т. е. сумма всех исходных величин, деленная на число наблюдений. Есть еще одна разновидность средней величины, которая называется медианой; это цифра в середине ранжирован­ного ряда. Наиболее часто встречающееся числовое зна­чение, типичная цифра данной совокупности, или мода, «модальная группа», также может служить примером обобщенной средней величины.

Роль средних величин в экономико-географическом анализе чрезвычайно велика. Благодаря их применению исследователь получает возможность переходить от еди­ничного к общему, от случайного к закономерному. Без средних показателей, отражающих реально достигнутые, объективные уровни, невозможно сопоставление изучае­мого признака, явления во времени и в пространстве. Средняя величина абстрактна, но именно в этой абстрак­ции заключается научная ценность средних как обобща­ющих характеристик совокупностей.

После обобщения данных необходимо произвести их сравнения, сопоставления, чтобы определить степень, уровень развития явлений или процессов, установить причины их возникновения и следствия, из этого вытека­ющие. В географических работах используются три ви­да сравнений. Чисто описательные сравнения широко распространены в сравнительной региональной геогра­фии (сравниваются, например, особенности природы, хо­зяйства, занятий населения стран и районов). Второй вид сопоставлений помогает найти не только объяснение установленным характеристикам, но и причину выявлен­ных различий. В этом случае приходится рассматривать факторы, влияющие на развитие тех или иных процессов, и определять характер связи между независимыми и за­висимыми переменными. Из сравнения двух переменных рождается объяснение явления. Сопоставления такого рода называются объяснительными, с их помощью выяв­ляются закономерности изучаемых процессов.

Оформление материалов исследования. После обра­ботки данных требуется представить полученные резуль­таты в форме, соответствующей требованиям для оформ­ления научных работ. Автору необходимо переосмыслить полученный материал, изложить его грамотно, логически последовательно, увязав теоретические знания с практи­ческими результатами. Следует проявить умение анали­зировать факты и явления, делать правильные умозаклю­чения, ясно, четко, убедительно выразить свою идею, дать конкретные предложения или рекомендации, имею­щие практическое значение. Выводы автора должны от­разить суть и ценность проведенных исследований, пока­зать результаты работы.

Каждая научная работа (для студентов вуза это кур­совая и дипломная) состоит из следующих главнейших структурных элементов.

Введение. В нем кратко формулируется обосно­вание актуальности темы исследования, постановка за­дачи, цель и методы ее достижения. Приводятся сведе­ния об объектах исследования, использованных материа­лах, дается обзор важнейших научных публикаций по данной теме, отмечается новизна работы и личный вклад автора в разработку проблемы; кратко излагается со­держание каждого раздела.

Основная часть. В ней излагается методика ра­боты, может быть дан подробный литературный обзор, раскрываются общие закономерности и особенности изу­чаемой проблемы, подробно излагаются собственные ис­следования по данной теме, характеризуется роль и зна­чение объекта исследования в хозяйственной деятельно­сти, в социально-экономическом развитии страны или рес­публики. Автор может высказать критические замеча­ния в адрес существующей методики исследования, дать оценку условий его проведения, оценить собственные ре­зультаты, их научную и практическую значимость.

Основная часть работы должна содержать богатый и разнообразный картографический материал, сложные аналитические таблицы; можно использовать и фотографии. Весь картографический материал выполняется в со­ответствии с правилами экономической картографии и является неотъемлемой частью текста, в котором дается его анализ.

Текст работы не должен быть перегружен цифровой информацией; ее лучше представить в форме рисунков или обобщающих таблиц. Сведенные в таблицы данные дают возможность делать выводы, обобщения, создают зримую картину, экономят место и облегчают анализ приводимых статистических показателей. Каждая табли­ца должна иметь номер, название и ссылку на источник информации.

Данные таблицы не должны повторяться в тексте, на ее основании необходимо сделать выводы применительно к содержанию раздела.

Если в работе использованы цитаты из сочинений дру­гих авторов или из официальных документов, их следует воспроизводить точно по подлиннику, ссылаясь на по­следнее издание. Цитаты должны иметь соответствую­щие ссылки на источники, из которых они взяты. Без них цифры и факты теряют достоверность.

Заключение или выводы в больших и слож­ных работах могут быть сделаны по каждому разделу, а в конце всей работы дается заключение и общие выводы. Выводы — это сжатое изложение полученных результа­тов, принадлежащих автору и вытекающих из содержа­ния работы.

К законченной научной работе прилагается список использованной литературы и других источников. Список оформляется согласно требованиям, определенным в книге «Стандарты по издательскому делу» (Библиографиче­ское описание произведений печати. ГОСТ 7.1-76). Он может быть составлен строго по алфавиту (по фамилиям авторов или по названиям работ) или по мере упомина­ния литературного источника по тексту.

Библиографическое описание использованной литера­туры состоит из следующих элементов: фамилия автора (авторов), инициалы; название литературного источника (полностью); подзаголовочные данные, т. е. сведения, указывающие на вид издания, его повторность или пе­риодичность; фамилия научного редактора и др.; выход­ные данные, т. е. место издания, издательство, год изда­ния. Таким образом, к оформлению результатов исследований предъявляются определенные методические требования, использование которых обязательно для каждого исследователя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: