Обзорно-аналитическое.
Обзорно-критическое.
Теоретическое.
Эмпирическое описательное.
Эмпирическое объяснительное.
Методическое.
Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме. Основная задача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.
Обзорно-критическое. - кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от времени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы.
|
|
Теоретическим называется исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.
К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений.
Эмпирическое - в основе реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть.
Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального. Если, например, ученый ставит перед собой задачу исследовать процесс умственного развития детей и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое исследование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учебный процесс таким образом, чтобы он приобрел умственно развивающий характер, то такое исследование становится психолого-педагогическим экспериментом.
|
|
Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В исследовании первого типа опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.
В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности некоторую новую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество. Если создаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных. Если же создаваемая методика формирующего типа, то, во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.
О методах исследования:
В науке методы принято делить на общие и частнонаучные.
Общие: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, эксперимент, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, моделирование.
Частные (специальные): применяются в конкретных науках и имеют специфический характер. Например, метод анализа школьной документации используется в исследованиях по педагогике для ознакомления с реальными явлениями образо- вательно-воспитательного процесса.
Методы могут различаться по способу обработки и анализа данных исследования:
* методы качественного анализа;
* методы количественной обработки.
Наиболее распространенной является классификация, связанная с относительным различием уровней исследования. Так, В. И. Журавлев выделяет три уровня: эмпирический, теоретический и методологический.
На первом уровне устанавливаются новые факты и их связи, на основе обобщения формируются эмпирические закономерности.
На втором – описываются основные, общие закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также прогнозировать будущее.
На третьем, методологическом, уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построение теории.
Всеобъемлющая классификация методов предложена известным психологом Б. Г. Ананьевым на основе логики их применения: организационные методы; эмпирические методы; методы обработки данных; интерпретационные методы.
Также во многих источниках методы делят на теоретические и эмпирические.
Теоретические методы направлены на ознакомление с содержанием процесса, призваны провести глубокий анализ, уточнить и систематизировать научные факты, раскрыть существенные закономерности, перейти от абстрактно- го к конкретному новому знанию.
Эмпирические (практические) методы психолого-педагогического исследования позволяют накапливать сведения о связях и зависимостях элементов объективной реальности. Они служат базой для дальнейшей теоретической разработки проблемы путем наблюдений, экспериментов, собеседований, изучения документации и продуктов деятельности учащихся.
|
|
Универсальными эмпирическими методами являются: наблюдение и эксперимент. Но также широко используются:
опросные методы (анкетирование, беседа, интервью, самооценка, тестирование);
праксиметрические методы (контент-анализ, изучение документации учебного заведения, анализ продуктов деятельности учащихся; изучение передового педагогического опыта);
оценочные методы (экспертная оценка, метод независимых характеристик, рейтинг);
комплексные методы (опытно-педагогическая работа, мониторинг);
социометрический метод;
метод измерений (шкалирование, ранжирование);
методы математической статистики (методы выявления
различий в уровне исследуемого признака; методы выявления различий в распределении признака; методы оценки достоверности сдвига в значениях признака; методы многофункциональных статистических критериев; метод ранговой корреляции; методы дисперсионного анализа; методы кластерного анализа и другие).
В исследовательской практике эмпирическими являются методы психолого-педагогической диагностики. Среди них можно выделить стандартизированные, созданные на основе идеальной модели изучаемых процессов, имеющие возможность представить данные в виде количественных показателей при помощи шкалирования. Нестандартизированные методы дают возможность получить описательную характеристику предмета или явления, представить его комплексно с позиций целостного подхода. Оба вида методов используются в зависимости от направленно- сти исследовательских задач, однако чаще всего применяются совместно, дополняя друг друга. Такое сочетание количественной и качественной обработки результатов исследования значительно увеличивает их достоверность.
6. Требования, предъявляемые к психологическому исследованию.
Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.
Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов.
|
|
Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:
Планирование исследованияподразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
Любое исследование делится на этапы:
Этапы исследования:
1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования
2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции. Выдвижение гипотез
3. Планирование исследования
4. Сбор данных и актуальное описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация
5. Обработка данных
Определение целей и задач исследования
Определение экспериментальных планов
Выбор методов и методик исследования
Определение математических методов обработки данных
6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции
7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы
Требования, предъявляемые к организации психологического исследования:
1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование — это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т. д.
2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность. Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.
5. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы.
6. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.
7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
8.Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал. Каков характер ошибок.
Основные методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе: метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику; научный метод психологии должен быть объективным соблюдение генетического (эволюционного) принципа; необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.
7. Основные принципы проектирование психолого-педагогического исследования.
Проектирование психолого – педагогического исследования предполагает использование общенаучных принципов.
Существуют 5 принципов:
1. Принцип объективности (предполагает)
- учет факторов развития,
- адекватности исследовательских подходов, позволяющих получить истинные знания об объекте,
- предполагает исключение субъективизма.
Принцип объективности не исключает субъективности, включенности в процесс исследования человека-исследователя с его творческой индивидуальностью. Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов
2. Принцип сущностного анализа.
- соотнесение в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного,
- проникновение в их внутреннюю структуру,
- раскрытие законов их существования и функционирования,
- условий и факторов их развития,
- возможности их изменения.
Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него – к прогнозированию развития процессов.
3. Генетический принцип
Рассматривание изучаемого факта или явления на основе:
- анализа условий его происхождения,
- последующего развития,
- выявления моментов смены одного уровня функционирования другим.
4. Принцип единства логического и исторического.
Он требует в каждом исследовании сочетать
- изучение истории объекта (генетический аспект)
- теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии),
- перспектив его развития.
5. Принцип концептуального единства исследования.
- Если исследователь не защищает определенной концепции ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок. Принцип концептуальности представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Принятые положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются (происходит смена или модернизация концепции)
Также применяются методологические принципы проектирования исследования и их уровни:
1. Уровень философской методологии в психолого-педагогическом исследовании.
Диалектико-материалистическая методология позволяет адекватно понять характер отношений между теорией и методом, а также роль практики в познании. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения и построения этого знания.
2 Уровень общенаучных принципов психолого-педагогического исследования.
3. Уровень частнонаучных методов психолого-педагогического исследования.
Уровень конкретной методики исследования.
Принципы специфичные для психологии и педагогики:
- Принцип единства физиологического и психического - нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
- Принцип единства сознания и деятельности - сознание деятельно, а деятельность сознательна.
- Принцип развития - (известен, как принцип историзма и генетический принцип) - психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
- Системно-структурный принцип - любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
- Инвариантности результата - рассматривает психологическое исследование как систему. В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект, предмет, метод, условия (иначе - среда), результат (поведение, либо продукт деятельности).
8. Технологическая фаза психолого-педагогического исследования.
Технологическая фаза состоит из двух стадий:
1. проведения исследования
2. оформления результатов.
1. СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Включает два этапа:
- теоретический этап (анализ и систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической части исследования)
- эмпирический этап - проведение опытно-экспериментальной работы.
Теоретический этап. Включает в себя анализ и систематизацию литературных данных. Уяснение - какие теории, концепции берутся за основу. В науке существуют разные научные школы, но исследователь должен занять строгую позицию - какие теории, концепции он принимает за базовые, почему, а на какие только ссылается. Важно использовать научный язык – четкость, строгость в использовании понятийного аппарата. Сущность явлений и процессов выражаются через постоянную систему понятий. Необходимо выстроить логическую структуру исследования. Для этого можно использовать классификации. Они придают работе стройность. Основные требования, предъявляемые к классификации:
1. Каждая классификация может проводиться только по одному основанию. Основание классификации - это признак, который дает возможность разделить объем родового понятия на виды (видовые понятия - члены, части этой совокупности).
2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему всего классифицируемого класса.
3. Каждый объект может попасть только в один подкласс.
4.. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга; это значит, что ни один из них не должен входить в объем другого. К примеру, научные книги нельзя подразделить на монографии, учебники, справочники и по математике.
5.. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным, то есть не перескакивать в более отдаленный подкласс.
6. Одни и те же объекты могут быть классифицированы по множеству оснований.
Таким образом, системы классификаций являются эффективным логическим инструментом обеспечения цельности предмета исследования и его полноты.
На этапе индукции, исследователь детально выписывает все результаты, все, что представляет интерес. И начинает группировать в первичные обобщения, затем - в обобщения второго порядка и так далее, - происходит индуктивный процесс - абстрагирование - восхождение от конкретного к абстрактному Таким образом, общая логическая структура теорий (концепций), становится единой.
Эмпирический этап. Опытно-экспериментальная часть исследования начинается тогда, когда закончены все теоретические построения. Предварительный этап позволяет подобрать нужные подходы, отработать инструментарий и т.д.
2. СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Завершающие стадии:
- апробация его результатов,
- их литературное оформление и публикация.
Этап апробации результатов. Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение» Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. Важную роль играет неофициальная апробация - беседы, споры с коллегами. По результатам апробации исследователь осмысливает и учитывает возникающие вопросы, дорабатывает свои материалы, пересматривает некоторые положения своего исследования.
Этап оформления результатов. Публикация результатов - обязательное условие завершения научного исследования.Результаты оформляются в следующих формах литературной продукции (письменных):
1. Реферат - начальная форма представления результатов исследования в письменном виде. Излагают первоначальные результаты исследования. Раскрывают теоретическое и практическое значение темы. Анализируют публикации по теме, дается оценка научному материалу Рефераты, как правило, не публикуются.
2. Научная статья.Публикуется в научных журналах, сборниках. Объем от 5 до 15 стр. Разделы логически связаны между собой. Важен научный стиль:. Особое внимание следует обратить на литературную редакцию текста. Большое значение имеет заключение.
3. Научный отчет, доклад. Общие требования оформления изложены в государственном стандарте (ГОСТе).Основные требования: четкость построения; логическая последовательность изложения материала; убедительная аргументация; Научный отчет должен включать титульный лист, список авторов, краткий реферат, содержание,основную часть работы, список литературы и приложения.Основная часть отчета:введение; аналитический обзор научной литературы; обоснование выбранного направления работы; разделы (главы) отчета,; заключение (выводы и предложения).Научный доклад - по содержанию это то же, что и научный отчет. Он охватывает только завершенную часть, аспект. К научному докладу не предъявляются жесткие требования, как к научному отчету. Для него не требуется реферат, разбиение по главам
4. Методическое пособие.-. методические рекомендации для совершенствования какого-либо (учебно-воспитательного, технологического и т.д.) процесса. М.п.рассчитано на практических работников, оно должно быть написано хорошим, литературным языком. Можно оформить и в виде брошюры, книги. Брошюра - малообъемная печатная продукция (5-48 страниц) в мягкой обложке или без обложки. Книга - непериодический печатный материал объемом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете.
5. Монография – это научное издание, в котором одна проблема (моно - одиночный) рассматривается разносторонне и целостно. Может быть один или нескольких авторов.Исследователь показывает, как проблема решалась ранее, как она решается в наст. время. Раскрывается сущность авторских идей решения проблемы, описывается методика исследования.
6. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах. Тезисы - это очень короткий документ объема от 1 до 3 стр. Их объем устанавливает оргкомитет мероприятия. Основная задача тезисов - в сжатой форме изложить самые главные результаты исследования.Объемы измеряются в условных единицах - авторских (печатных) листах. Один авторский лист - 40000 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Таким образом, один авторский лист - это примерно 23 страницы машинописного текста напечатанного через 2 интервала или примерно 16 страниц через один интервал.
Результаты исследования докладываются и обсуждаются посредством устного научного общения.
- научный (проблемный) семинар - обсуждение небольшой группой участников научных докладов, проводимое под руководством ведущего ученого, специалиста. Могут быть разовыми, постоянно действующими- научная конференция - собрание научных и практических работников. Научные и научно-практические конференции всегда бывают тематическими. Они могут проводиться в рамках научной организации,учебного заведения, на уровне региона, страны, на международном уровне;
- научный съезд - собрание представителей целой отрасли науки в масштабах страны. Например, съезд психологов
- научный конгресс - то же, что и съезд, только на международном уровне. Например, Европейский конгресс, Всемирный конгресс;
- симпозиум (кстати, в дословном переводе с греческого - «пиршество») - международное совещание научных работников по какому-либо относительно узкому, специальному вопросу (проблеме);
- авторские школы передового опыта (мастерские, практикумы, тренинги и т.д.) - форма общения ученых и специалистов-практиков, когда автор передового опыта рассказывает о своем опыте и демонстрирует его. - тематические чтения - форма общения научных и практических работников, имеющая целью обобщение и распространение передового опыта. Заслушиваются доклады по определенной тематике чтений, например, посвященной научному наследию крупного ученого, Таким образом, завершается технологическая фаза научного исследования (научно-исследовательского проекта) - от замысла исследования до оформления его результатов и их публикации.
9. Рефлексивная фаза психолого-педагогического исследования.
Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:
1. фаза проектирования;
2. технологическая фаза;
3. Рефлексивная фаза - результатом которой является оценка построенной системы нового научного знания и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта, т.е. построения новой гипотезы и ее дальнейшей проверки.
Прежде чем рассматривать рефлексивную фазу научного исследования, нужно понять, что понимается под оценкой и рефлексией.