Специфика ценностного отношения человека к действительности

В общепринятом понимании, логика – это наука о правильном мышлении, «искусство рассуждения». Великий математик и философ Блез Паскаль высказал мысль о том, что есть еще вторая логика, которая отличается от логики ума. Это «логика сердца», неподвластная нашему рассудку. Если логика ума требует доказательств, то логика сердца в аргументах не нуждается. И тем не менее, она не менее убедительна, чем логика ума. Нередко приходится слышать: умом я понимаю, но сердцем не принимаю. Тайна логики сердца – в ценностном отношении человека к тому, что происходит в нем самом и вокруг него.

Философская дисциплина, которая специально рассматривает проблему ценностей – аксиология. Главный вопрос аксиологии – природа ценностей. Что отличает ценностное отношение человека к действительности от познавательного отношения? Именно сравнение этих двух видов отношения к действительности показывает специфику ценностного отношения.

Первое отличие: по направленности. Познавательное отношение направлено на соответствие нашего знания действительности, тому, что есть на самом деле. Мы в таком случае говорим, что наши знания истинны. Вектор ценностного отношения развернут на 180 градусов. Ценностное отношение определяет, в какой мере действительность соответствует человеческим потребностям. Речь уже не просто о констатации факта; а о предпочтении: для лечения больного пациента нужен правильный диагноз (познавательное отношение), но мы еще и предпочитаем, чтобы он выздоровел.

Различие между ценностным и познавательным отношением ярко проявляется в самой науке. Альберт Эйнштейн делил ученых по мотивации их деятельности на три типа:

1. Ученые, ориентированные на максимальные достижения в науке (ученый-спортсмен). Яркий пример – Лев Ландау. Он организовал знаменитый семинар по теоретической физике, где царила атмосфера культа гения. От участников семинара требовались доклады только на уровне гениальности.

2. Научные работники в точном смысле слова. Это люди, которые зарабатывают на жизнь научными исследованиями. Их отличает качественное, эффективное выполнение работы.

3. Ученые-романтики. Люди, которые не удовлетворены обыденностью жизни. В науке они видят возможность подняться над повседневностью и прикоснуться к истине, стремятся найти в ней то, что в другой сфере деятельности найти сложно.

Истина, открытая ученым, не будет зависеть от характера его мотивации, но ценность, которую имеет для него это знание будет совершенно различной.

Во вторых, ценностное отношение отличается от познавательного по способу, каким нам даны ценности.

Еще И. Кант определил две познавательные способности человека:

1. Чувственное восприятие.

2. Способность мышления, т.е. рассудок, который позволяет вывести определенные закономерности.

Ценности даны нам посредством эмоционального переживания, говоря словами Паскаля, это «логика сердца». Мы еще не сосредоточились на внешней стороне поступка человека, еще не размышляли об этом, но уже чувствуем, что с нами поступили несправедливо.

В современной культуре нередки попытки сблизить и даже отождествить познавательное отношение и ценностное. Так, А. Маслоу пишет о «слиянии» фактического – того, что познается, и ценностного. И там, и здесь, говорит он, имеет место «система с пробелом» (понятие гештальт-психологии). Если мы видим на доске 7+7 =, то мы знаем, как должен быть заполнен пробел.

Другой пример: художники на этюдах. Художник подходит к другу и говорит, глядя на его незаконченную картину: «Здесь просится желтый цвет». Это тоже система с пробелом.

Третий пример – человек у супермаркета стоит с протянутой рукой. Это тоже, говорит Маслоу, система с пробелом, который должен быть заполнен нашим действием (положить монетку).

В действительности эти примеры подтверждают обратное: различие познавательного и ценностного отношения. Арифметическая операция сложения – это познание, где результат «14» обязателен для всех. Во втором и третьем примерах перед нами ситуация ценностного выбора, где будет действовать не общеобязательная логика ума, а логика сердца.

Отсюда третье отличие: ценностное отношение открывает перед личностью пространство свободы. Это сфера выбора, где мы можем отдать предпочтение той или иной ценности. Ценностный выбор ориентируется на ценности, но не детерминирован ими. Образно говоря, ценности – это компас, по которому капитан корабля определяет направление, но куда повернуть руль, решает его воля. Маслоу несколько увлекся, на самом деле он хотел показать другое. Он ввел понятие самоактуализированной личности, в которой нет конфликта между фактом и желаниями, ценностями человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: