Семинары являются действенной формой самостоятельной работы слушателей, формой ее контроля.
Слушатели должны заранее ознакомиться с планом занятий, с рекомендуемой литературой, с конспектами лекций к соответствующей теме. В плане-задании содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и могут даваться краткие методические указания по подготовке вопросов, выполнению задания. План-задание дополняется списком литературы, а также может содержать вопросы для самоконтроля, практические задания на самоподготовку и ключевые категории и понятия темы.
Готовиться к занятию необходимо заранее. Для этого надо внимательно прочитать план-задание, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к занятию, причем, следует обратить внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки.
В качестве ответа на семинаре слушатель может подготовить реферат по одному из вопросов, предлагаемых к каждому семинарскому занятию, и выступить с ним на семинаре (7-10 мин.). Реферат представляет собой письменную работу, выполненную на листах формата А-4, объемом 10-12 страниц рукописного или машинописного текста.
Выступление слушателей на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям:
В нем излагается теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов, законов, понятий и категорий. Выдвинутые теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, взятыми из политико-правовой жизни, из деятельности органов внутренних дел, а также из достижений современной юридической науки и иных отраслей знаний.
Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам по теории государства и права, либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради.
Подробный перечень рекомендованной литературы к соответствующим темам изложен в программе учебного курса. Кроме того, в планах семинарских занятий указаны наиболее доступные, а также дополнительные источники.
Темы семинарных и практических занятий составлены в соответствии с программой курса. Семинарские занятия являются важной формой, составной частью учебного процесса. На этих занятиях студенты учатся работать творчески, правильно излагать свои мысли перед аудиторией, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Тема 2. История судебного красноречия в России
(форма проведения – семинар)
Вопросы к теме:
1. Судебная реформа 1864 года.
2. А.Ф. Кони как основатель теории судебного красноречия.
3. Присяжная адвокатура: В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, А.И. Урусов.
Учебно-методическая литература
Литература основная:
1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.
2. Порубов, Н.И. Риторика. Минск, Высшая школа, 2001.
3. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Литература дополнительная:
1. Абушахмин Б.Ф. Коллизионная защита // Проблемы российской адвокатуры. М.,1997.
2. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М., 1999.
3. Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной чести адвоката (нравственные начала в уголовном процессе) // Проблемы российской адвокатуры. М., 1997.
4. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
Тема 3. Изобразительно-выразительные средства языка
(форма проведения – семинар)
Вопросы к теме:
1. Понятие фразеологии. Использование пословиц и поговорок.
2. Понятие «троп». Метафора. Метонимия. Синекдоха. Сравнение. Эпитеты.
3. Понятие риторических фигур. Антитеза. Инверсия. Повтор.
4. Использование чужой речи.
Учебно-методическая литература
Литература основная:
1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.
2. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Литература дополнительная:
1. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
Тема 4. Техника речи. Методы преподнесения материала
(форма проведения – семинар)
Вопросы к теме:
1. Понятие техники речи.
2. Дикция. Темп. Ритм.
3. Методы преподнесения материала – индуктивный, дедуктивный, аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический.
Учебно-методическая литература
Литература основная:
1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.
2. Порубов, Н.И. Риторика. Минск, Высшая школа, 2001.
3. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Литература дополнительная:
1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.
Тема 5. Интервьюирование
(форма проведения – семинар)
Вопросы к теме:
1. Понятие интервьюирования. Цели. Этапы.
2. Способы построения беседы. Этические принципы построения беседы.
3. Приемы постановки вопросов. Риторические и психологические аспекты проведения собеседования.
4. Значение интервьюирования.
Учебно-методическая литература
Литература основная:
1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.
2. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Литература дополнительная:
1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.
Тема 7.. Ведение деловых переговоров
(форма проведения – дискуссия)
Вопросы к теме:
1. Понятие.
2. Подготовка к переговорам.
3. Прояснение интересов сторон. Выдвижение и обсуждение предложений. Согласование позиций. Выбор решения и формулировка соглашения. Завершение переговоров.
4. Техники ведения переговоров.
5. Типы совместных решений.
Учебно-методическая литература
Литература основная:
1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.
2. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Литература дополнительная:
1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.
Тема 9. Искусство спора
(форма проведения – дискуссия)
Вопросы к теме:
1. Понятие спора и его вида.
2. Цели спора. Основные правила ведения спора. Опровержение доводов оппонента.
3. Полемические приемы. Типичные замечания и их нейтрализация. Защита от некорректных собеседников. Способы опровержения обвинения.
Учебно-методическая литература
Литература основная:
1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.
2. Порубов, Н.И. Риторика. Минск, Высшая школа, 2001.
Литература дополнительная:
1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.
Тема 10. Композиция судебной речи
(форма проведения – семинар)
Вопросы к теме:
1. Композиция судебной речи.
2. Повествование. Утверждение. Возражение. Мотивационная последовательность речи. Особенности судебной речи.
3. Характеристика судебной аудитории.
4. Этика судебного оратора.
Учебно-методическая литература
Литература основная:
1. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Литература дополнительная:
1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.
Тема 11. Доказательство и опровержение (риторические аспекты)
(форма проведения – семинар)
Вопросы к теме:
1. Логические основы убедительности судебной речи. Доказательство. Опровержение. Тезис. Аргумент. Демонстрация.
2. Закон тождества.
3. Закон противоречия.
4. Закон исключенного третьего.
5. Закон достаточного основания. Психолого-риторические аспекты убеждения.
Учебно-методическая литература
Литература основная:
1. Порубов, Н.И. Риторика. Минск, Высшая школа, 2001.
2. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Литература дополнительная:
1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.