Методические указания по подготовке к практическим и семинарским занятиям

Семинары являются действенной формой самостоятельной работы слушателей, формой ее контроля.

Слушатели должны заранее ознакомиться с планом занятий, с рекомендуемой литературой, с конспектами лекций к соответствующей теме. В плане-задании содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и могут даваться краткие методические указания по подготовке вопросов, выполнению задания. План-задание дополняется списком литературы, а также может содержать вопросы для самоконтроля, практические задания на самоподготовку и ключевые категории и понятия темы.

Готовиться к занятию необходимо заранее. Для этого надо внимательно прочитать план-задание, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к занятию, причем, следует обратить внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки.

В качестве ответа на семинаре слушатель может подготовить реферат по одному из вопросов, предлагаемых к каждому семинарскому занятию, и выступить с ним на семинаре (7-10 мин.). Реферат представляет собой письменную работу, выполненную на листах формата А-4, объемом 10-12 страниц рукописного или машинописного текста.

Выступление слушателей на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям:

В нем излагается теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов, законов, понятий и категорий. Выдвинутые теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, взятыми из политико-правовой жизни, из деятельности органов внутренних дел, а также из достижений современной юридической науки и иных отраслей знаний.

Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам по теории государства и права, либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради.

Подробный перечень рекомендованной литературы к соответствующим темам изложен в программе учебного курса. Кроме того, в планах семинарских занятий указаны наиболее доступные, а также дополнительные источники.

Темы семинарных и практических занятий составлены в соответствии с программой курса. Семинарские занятия являются важной формой, составной частью учебного процесса. На этих занятиях студенты учатся работать творчески, правильно излагать свои мысли перед аудиторией, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Тема 2. История судебного красноречия в России

(форма проведения – семинар)

Вопросы к теме:

1. Судебная реформа 1864 года.

2. А.Ф. Кони как основатель теории судебного красноречия.

3. Присяжная адвокатура: В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, А.И. Урусов.

Учебно-методическая литература

Литература основная:

1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.

2. Порубов, Н.И. Риторика. Минск, Высшая школа, 2001.

3. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

Литература дополнительная:

1. Абушахмин Б.Ф. Коллизионная защита // Проблемы российской адвокатуры. М.,1997.

2. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М., 1999.

3. Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной чести адвоката (нравственные начала в уголовном процессе) // Проблемы российской адвокатуры. М., 1997.

4. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.

Тема 3. Изобразительно-выразительные средства языка

(форма проведения – семинар)

Вопросы к теме:

1. Понятие фразеологии. Использование пословиц и поговорок.

2. Понятие «троп». Метафора. Метонимия. Синекдоха. Сравнение. Эпитеты.

3. Понятие риторических фигур. Антитеза. Инверсия. Повтор.

4. Использование чужой речи.

Учебно-методическая литература

Литература основная:

1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.

2. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

Литература дополнительная:

1. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.

Тема 4. Техника речи. Методы преподнесения материала

(форма проведения – семинар)

Вопросы к теме:

1. Понятие техники речи.

2. Дикция. Темп. Ритм.

3. Методы преподнесения материала – индуктивный, дедуктивный, аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический.

Учебно-методическая литература

Литература основная:

1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.

2. Порубов, Н.И. Риторика. Минск, Высшая школа, 2001.

3. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

Литература дополнительная:

1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.

Тема 5. Интервьюирование

(форма проведения – семинар)

Вопросы к теме:

1. Понятие интервьюирования. Цели. Этапы.

2. Способы построения беседы. Этические принципы построения беседы.

3. Приемы постановки вопросов. Риторические и психологические аспекты проведения собеседования.

4. Значение интервьюирования.

Учебно-методическая литература

Литература основная:

1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.

2. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

Литература дополнительная:

1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.

Тема 7.. Ведение деловых переговоров

(форма проведения – дискуссия)

Вопросы к теме:

1. Понятие.

2. Подготовка к переговорам.

3. Прояснение интересов сторон. Выдвижение и обсуждение предложений. Согласование позиций. Выбор решения и формулировка соглашения. Завершение переговоров.

4. Техники ведения переговоров.

5. Типы совместных решений.

Учебно-методическая литература

Литература основная:

1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.

2. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

Литература дополнительная:

1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.

Тема 9. Искусство спора

(форма проведения – дискуссия)

Вопросы к теме:

1. Понятие спора и его вида.

2. Цели спора. Основные правила ведения спора. Опровержение доводов оппонента.

3. Полемические приемы. Типичные замечания и их нейтрализация. Защита от некорректных собеседников. Способы опровержения обвинения.

Учебно-методическая литература

Литература основная:

1. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия // Риторика для юристов. М., Юристъ, 2002.

2. Порубов, Н.И. Риторика. Минск, Высшая школа, 2001.

Литература дополнительная:

1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.

Тема 10. Композиция судебной речи

(форма проведения – семинар)

Вопросы к теме:

1. Композиция судебной речи.

2. Повествование. Утверждение. Возражение. Мотивационная последовательность речи. Особенности судебной речи.

3. Характеристика судебной аудитории.

4. Этика судебного оратора.

Учебно-методическая литература

Литература основная:

1. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

Литература дополнительная:

1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.

Тема 11. Доказательство и опровержение (риторические аспекты)

(форма проведения – семинар)

Вопросы к теме:

1. Логические основы убедительности судебной речи. Доказательство. Опровержение. Тезис. Аргумент. Демонстрация.

2. Закон тождества.

3. Закон противоречия.

4. Закон исключенного третьего.

5. Закон достаточного основания. Психолого-риторические аспекты убеждения.

Учебно-методическая литература

Литература основная:

1. Порубов, Н.И. Риторика. Минск, Высшая школа, 2001.

2. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

Литература дополнительная:

1. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: