Одаренный ребенок на уроке

Проблемы обучения и воспитания одаренных детей. Причины исчезающей одаренности

Одаренные дети входят в группу риска. Понимание проблем одаренных детей помогает сохранить их интеллектуальный, творческий потенциалы.

Проблема, которая частично стирается организацией классов и лицеев для одаренных детей - неприязнь к школе

Одаренных детей в школе поджидает не только радости учения, но и разочарования, конфликты.

Учебная программа (или некоторые её части) для интеллектуально одарённых детей детей становится банальной и неинтересной.

Одаренный ребенок требует постоянной умственной нагрузки, ему мало того, что удается узнать на уроке.

В интересующей ученика области знаний он может соперничать с эрудицией учителя, на что реакция последнего не однозначна.

Именно им, наиболее любознательным, становится скучно в классе.

Скука на уроке страшна для психики одаренного ребенка.

У него вырабатывается привычка отключать внимание, уйти в мир фантазии или направить творческую энергию на противодействие системе обучения. Например, с невинным видом задавать каверзные вопросы, мешать классу.

Это приводит к проблемам с учителем и одноклассниками, которые начинают третировать «юное дарование», особенно если ребенок физически не развит.

Одаренный ребенок на уроке

Особенности одарённых детей Возможные проблемы
Быстро воспринимают и удерживают информацию Нетерпимость по отношению к медлительности других; не принимают рутину и муштру
Любознательность, пытливость ума; внутренняя мотивация; поиск смысла Задаёт затруднительные вопросы; решителен; сопротивляется инструкциям; демонстрирует многообразие интересов; ожидает того же от других
  Способность формулировать понятия, абстрагироваться, синтезировать; любит решать сложные задачи   Не принимает объяснительно-иллюстративную систему образования
Может устанавливать причинно-следственные связи С трудом воспринимает то, что не подвластно законам логики
Любит организовывать предметы и людей в упорядоченные структуры; стремится всё систематизировать Конструирует сложные правила и системы; может показаться другим властным, грубым и стремящимся доминировать
Богатый словарный запас и легкость выражения мысли; обширная информация в сложных областях Скучает со своими одноклассниками и детьми своего возраста; в глазах других выглядит «всезнайкой»
Креативность и изобретательность; любит новые способы выполнения привычных действий Может нарушить планы или отвергнуть уже известное; кажется окружающим не таким, как все
Высокая концентрация; способность долгое время сохранять внимание, направленное достижение своих целей; настойчивость Не любит, когда ему мешают, когда интенсивно занимается тем, что его интересует; упрямство
Энергичность, живость. Испытывает фрустрацию(угнетённое состояние), когда бездействует; готов вмешаться в планы других людей; может показаться гиперактивным
Хорошее чувство юмора Умеет увидеть абсурдность ситуации; его юмор может оказаться непонятым сверстникам

Пытаясь найти выход, учителя задумываются, не разрешить ли одаренному ребенку «перескочить через класс».

Единой точки зрения по этому поводу нет.

Обращается внимание на такой отрицательный фактор, как нарушение общения со сверстниками, трудности вхождения в новый коллектив более старших детей, что может привести к деформации личности ребенка.

Предпочитая общение с ребятами более старшего возраста, одаренному ребенку трудно бывает стать лидером, отстоять свои интересы.

Среди одаренных детей есть «фанаты умственных увлечений» считающие, что занятия в школе отвлекают их от того, что они считают более важным. Они упорно не желают делать то, что им не интересно.

Работать с таким учеником учителю очень непросто, тем более, что капризы и упрямство при более высоком уровне интеллекта выступают резче и заметнее. Не исключено зазнайство и тщеславие, нетерпимость к сверстникам менее развитым.

Одаренные дети часто отвергают предъявляемые к ним стандартные требования общества, если эти требования идут вразрез с их убеждениями или, по их мнению, бессмысленны.

Одаренные дети достаточно уязвимы.

Стремление к совершенству - это внутренняя потребность одаренных детей, которая развивается довольно рано. Они нередко ставят перед собой завышенные цели. Не имея, порой по объективным причинам, возможности достичь желаемого результата, начинают переживать, что неблагоприятно сказывается на их физическом и психическом здоровье.

Из-за природной одаренности ребенок пытается наладить постоянный контакт со взрослыми, которые могли бы ответить на его многочисленные «почему». Это приводит к конфликтам с обычными детьми, которым не нравится тесное общение их ровесника со взрослыми.

Одаренные дети чаще всего предпочитают общаться с ребятами более старшего возраста. Поэтому одаренному ребенку трудно бывает стать лидером или хотя бы просто отстаивать свои интересы.

Одаренным детям часто не нравятся игры, в которые играют обычные дети. Одаренные дети любят дела, игры сложные или имеющие большой скрытый смысл. В результате такой ребенок может оказаться в изоляции и замкнуться в себе.

Психологи и врачи (психиатры, педиатры и другие специалисты) нередко ставят неверный диагноз одаренным детям (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром навязчивости и эмоциональные расстройства, маниакально-депрессивный психоз и др.)

Подавление интеллектуальных или художественных потребностей одаренного ребенка может провести к эмоциональным срывам, неврозу или психозу.

Подобные проблемы могут быть вызваны периодами сильной подавленности, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающих его устремлений.

Бегство в воображение стирает границы между реальностью и фантазиями. Мечтания, выдуманные события, настолько захватывают подростка или ребенка помладше, что он начинает в них верить. Жизнь его превращается в «сон на яву».

В конечном счете разрушается здоровье, в дальнейшем приводя к увеличению числа наркоманов и алкоголиков.

Невозможность реализовать высокие интеллектуальные запросы, насмешки сверстников, непонимание со стороны родителей и педагогов приводят к тяжёлым психическим нарушениям.

Если во время не отреагировать на запросы ребёнка, из вундеркинда очень скоро может получиться трудновоспитуемый. По статистике 30-40% детей, бросивших школу - со способностями выше среднего. Многие бывшие вундеркинды оказываются в спецшколах для проблемных детей.

Организации, поддерживающие особо одарённых детей, констатируют высокий процент самоубийств среди недооценённых вундеркиндов.

Они попадают в психиатрические лечебницы, могут начать употреблять алкоголь и наркотики, становятся агрессивными хулиганами.

Сегодня в школах разрабатываются программы социального, медико-психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Учителя, классные руководители, родители должны помочь ребенку справится с прблемами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: