Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Общая характеристика работы




Ливач Елена Антоновна

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ

КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ТРАНСФОРМАЦИИ

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Специальность –

22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»

(социологические науки)

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата социологических наук

Санкт-Петербург

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.Исследования ценностного мира молодежи актуальны по ряду причин. Во-первых, по своей сути это сфера динамичная – она чутко реагирует на социальные процессы и отражает их сквозь призму специфических для этой возрастной когорты потребностей, интересов, проблем, социального статуса.

Во-вторых, процессы глобализации, охватившие все сферы социальной жизни современных обществ, требуют развития и распространения новых ценностных ориентиров. Неготовность к смене ценностей означает снижение адаптивности общества и постепенно приводит к его распаду. В этих условиях анализ ценностей молодежи, как наиболее чувствительной к социальным переменам части общества, дает основания для прогнозов общественного развития, а также для корректировки деятельности по образованию и воспитанию нового поколения.

В-третьих, в нашей стране продолжается трансформация общественного строя. Несмотря на изменение объективных условий (политической, экономической, правовой сферы и др.), исследования показывают, что ценности, убеждения, стереотипы поведения значительной части населения по-прежнему тяготеют к советскому периоду и характерным для него моделям взаимоотношения человека и государства (патернализм), низкому уровню социальной активности личности. Следовательно, социализация даже самой младшей части населения России содержит в себе зерна будущих проблем адаптации представлений о социальной реальности к ней самой.

В настоящее время попытка наложить ценности капиталистического общества западного типа на российско-советский менталитет привела к хаосу в системе ценностей молодого поколения, отсутствию четких ориентиров социального самоопределения. Результаты проведенного нами исследования наглядно показывают, как отразилась в системе ценностей молодежи бездумная пропаганда устаревших ценностей западных обществ. Ценностный мир молодого россиянина неупорядочен, хаотичен, что отражает хаос в идеологической сфере российского социума и в свою очередь, усиливает процессы социальной дезорганизации. Очевидно, духовно-ценностная сфера общественной жизни нуждается в систематизации, определении приоритетов, внедрении тех ценностей и установок, которые не вытекают из окружающей действительности, но сформируют новые модели поведения, призванные преобразовать эту действительность.




Степень научной разработанности исследуемой проблемы.Проблемаценностей и ценностных ориентацийсформировалась в лоне философии; приобретя особую актуальность со второй половины XIX века. Она раскрывается в трудах И. Канта, Р.Г. Лотце, Г. Риккерта, Э. Гуссерля, М. Шелера, С. Кьеркегора, Н. Лосского и др. Теоретические и практические исследования ценностей и их роли в социальной жизни связаны с именами М. Вебера, Э. Дюркгейма, П.А. Сорокина, Т. Парсонса, У. Томаса, Ф. Знанецкого, М. Рокича, Г. Триандиса, К. Клакхорна, Ш. Шварца, Г. Хофстеде и др. Исследования ценностей молодежи в эпоху социальной трансформации являются распространенной темой в современной российской социологии и часто находятся на границе с другими науками – философией, психологией, культурологией, педагогикой. В связи с темой нашего исследования особый интерес представляют работы В.В. Гаврилюк, М.К. Горшкова, Н.А. Журавлевой, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконниковой, В.И. Ильина, И.А. Ковалевой, А.А. Козлова, И.С. Кона, В.В. Кривошеева, Н.И. Лапина, В.Т. Лисовского, Е.А. Омельченко, Е.Г. Слуцкого, М.Х. Титмы, В.И. Чупрова, Ф.Э. Шереги, В.А. Ядова и др. Тема патриотизма и гражданственности, неразрывно связанная с темой социальных ценностей, раскрывается в работах А.А. Козлова, З.В. Сикевич, Т.В. Пелевиной, В.А. Кольцовой, В.А. Соснина, В.В. Гаврилюк, О.А. Крокинской, Ю.И. Гиллера, Р.А. Зобова, М.Ю. Мартынова и др. Богатый фактический материал содержится в опросах, проведенных ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центром. Однако многообразие научных публикаций по указанным тематикам не исключает недостаточной разработанности некоторых аспектов состояния ценностной сферы учащейся российской молодежи, особенно курсантов военных учебных заведений. Данная работа призвана частично восполнить недостаток информации по ряду вопросов, касающихся восприятия молодыми россиянами ценностей российского общества, а также их гражданских и патриотических установок.



Объектом исследования является ценностный мир российского студенчества, понимаемый как система взаимозависимых и взаимозаменяемых структурных элементов, основными из которых являются ценности как социокультурные объекты, имеющие жизненно важное значение для группы; ценностные ориентации как социально обусловленная направленность личности на те или иные ценности; ценностные установки как фиксированная в социальном опыте предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты.

Предметом исследования является структура ценностей студентов военных и гражданских вузов в контексте процессов социальной трансформации.

Основная гипотеза исследования: система ценностей молодого поколения россиян складывалась в неблагоприятных социальных условиях, в результате чего она не может в полном объеме выполнять свои функции (мотивационную, ориентационную, нормативную, интеграционную), что препятствует оптимальному ходу процессов социальной трансформации и способствует снижению человеческого потенциала России.

Цель исследования:определить взаимовлияние ценностного мира российских студентов и процессов трансформации российского социума.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующиезадачи:

1. определить значение ценностей в регуляции социального поведения личности;

2. показать роль патриотических и гражданских установок общественного сознания в развитии общества;

3. раскрыть специфику ценностного сознания учащихся гражданских и военных высших учебных заведений;

4. выявить представления молодых россиян о доминирующих ценностях их поколения, а также российского социума в целом;

5. выяснить представления молодых россиян о патриотизме и патриотах;

6. выявить отношение молодых россиян к гражданским правам и социальным гарантиям в качестве индикатора гражданской активности;

7. рассмотреть современное состояние государственной молодежной политики и наметить пути ее эффективного развития.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертационного исследованиясоставили теоретические и прикладные работы отечественных и зарубежных социологов, психологов, философов, посвященные проблеме ценностей, их типологии, их роли в социальной жизни, и в регуляции социального поведения личности. При анализе ценностей как феномена социальной жизни, а также при анализе специфики социального положения и роли молодежи как возрастной когорты в качестве методологического основания использовался культурологический методологический подход. Анализ состояния ценностного сознания молодых россиян и его динамики основывался на теории социокультурной динамики П.А. Сорокина[1], а также на типологиях ценностей М. Рокича, Г. Хофстеде[2] и Ш. Шварца[3]. В настоящей работе использовались авторефераты диссертаций и материалы межвузовских и всероссийских конференций по актуальным вопросам темы исследования, что обеспечило современный уровень исследования.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили проведенные автором опросы:

1) «Терминальные и инструментальные ценности» (N = 453, респонденты – учащиеся СПбГТИ (ТУ), Военного института физической культуры, Военно-морского колледжа им. Петра Великого). Использованные методики: «Методика изучения ценностей М. Рокича», опросник «Уровень социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана;

2) «Представления о патриотизме и патриотах» (та же выборка). Анкета содержала открытые вопросы по теме исследования;

3) «Потребность в гражданских правах и социальных гарантиях»* (N = 300, респонденты – учащиеся СПбГТИ (ТУ), СПбГУЭФ, СЗТУ). Анкета содержала полузакрытые вопросы по теме исследования.

При обработке данных исследований использовались методы частотного распределения, контент-анализа, факторного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

ü проведен сравнительный анализ терминальных и инструментальных ценностей учащихся военных и гражданских вузов, результат которого наглядно показывает благотворное влияние целенаправленного воспитательного воздействия (что характерно для военного учебного заведения в отличие от гражданского) на гармонизацию ценностного сознания и снижение уровня социальной фрустрированности;

ü проведен сравнительный анализ иерархии ценностей учащихся вузов и их представлений о доминирующих ценностях своих ровесников и российского общества в целом, что позволило выделить конфликтные зоны – ценности с наибольшим расхождением рангов;

ü проведен анализ представлений молодых россиян о патриотизме и патриотах, в результате которого выявлены типы эмоционально-смысловых представлений о патриотах («активный», «альтруист», «семьянин», «националист» и др.), и их соотношение для разных групп молодежи;

ü проведен критический анализ современного состояния государственной молодежной политики с учетом миссии молодого поколения россиян – задач, стоящих перед этим поколением как перед основным ресурсом общества.

Положения, выносимые на защиту:

1) В ценностном сознании российской молодежи значительно развито представление об индивидуалистических ценностях, которые доминируют в российском социуме, и в частности, среди ровесников респондентов; одновременно сами респонденты придерживаются преимущественно коллективистических ценностей. Это порождает дополнительные проблемы социальной самоидентификации и способствует разобщенности внутри молодого поколения.

2) Целенаправленное воспитательное воздействие, имеющее место в военных учебных заведениях, обеспечивает бόльшую упорядоченность и согласованность системы ценностей воспитанников и снижение уровня социальной фрустрированности по сравнению с имеющим более высокий социальный престиж и материальный достаток студенчеством.

3) Представления российской молодежи о патриотизме насыщены образами прошлого и в основном связаны с событиями Великой Отечественной войны.

4) В сознании российской молодежи существует ряд типов эмоционально-смысловых представлений о патриотах; их соотношение позволяет выявить в ценностном сознании у юношей-студентов резкое противоречие между «мирными» проявлениями патриотизма (работа на благо общества, соблюдение законов, интерес к социально-политической жизни) и «военными» (защита своего государства, участие в военных действиях).

5) Гражданское поведение учащейся молодежи характеризуется инфантилизмом и пассивностью, что способствует нарастанию процессов социальной дезорганизации и препятствует формированию демократического общества.

6) Современное состояние государственной молодежной политики в РФ характеризуется отсутствием полноценной законодательной базы, бессистемностью и расчетом на относительно узкий сегмент активных, талантливых, социально компетентных молодых россиян. Сохранение этого состояния приведет к дальнейшему снижению социального потенциала молодежи и как следствие – к дальнейшей деградации российского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует прояснению процессов, происходящих в ценностном сознании студентов и курсантов высших учебных заведений, характера их связи с социальной реальностью. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании курсов социологии, культурологии, философии при освещении проблем ценностного сознания российской молодежи и соотношения традиционных и современных ценностей российского общества.


[1] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Изд-во политической литературы, 1992. - 542 с.

[2] См. напр.Gouveya, V., Ros, M. Hofstede and Schwartz’s models for classifying individualism at the cultural level: their relation to macro-social and macro-economic variables // Psicothema. 2000. Vol 12. Suppl. - Pp. 25-33.

[3] Schwartz Sh., Melech G., Lehmann A., Burgess S., & Harris M. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross Cultural Psychology. – 2001. – Volume 32, no. 5 - Pp. 519-542.

* Исследование проведено совместно с профессором кафедры социологии СПбГТИ С.В. Карпухиным.





Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 2345; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10439 - | 7912 - или читать все...

Читайте также:

 

18.207.132.114 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.