Профессионально-нравственные характеристики соц работника

Профессионально-этические основы соц работы

1. призвание. ограниченное сочетание духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста и его способности к соц работе.

2. уровень моральности соц работника. как мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям. должен быть выше среднего, т.к. только это дает право общаться с клиентом, который попал в беду. => способность понимать другого человека, помогать тактично, без упреков и морализации

3. нравственность. основа личности соц работника. внутреннее духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, приносить людям благо.

неустранимость человеческого фактора обязывает соц работника проецировать свои личностные качества в этическое измерение. «если вашему клиенту не стало легче после беседы с вами, то какой вы соц работник?»

нравственное сознание:

-нравственные знания – понять сущность нравственности, получать сведения о её содержании, функционировании в обществе, системе её требований, сравнивает собственные нрав нормативы с профессиональными, соц значимыми, корректирует свою нравственную позицию.

-нравственные убеждения – основанная на знаниях и опыте уверенность соц работника в справедливости требований профессиональной морали. требуют от соц работника: умение взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным что он делает для общества и клиента и тем, что он обязан сделать. н.о определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста, является основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям, в практике социальной работы, участвует в формировании волевых качеств личности, устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

-нравственная потребность. наивысшая степень нрав сознания соц работника, которая характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики.

4. честность. умение специалиста говорить правду.

-о положении клиента

- возможности решить его проблемы

- о тех затруднениях, которые встречаются в работе

- о совершенных ошибках

честность должна проявляться не только на словах, а также и на деле.

5. совесть. проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе, справедливости и содержит в себе как рациональные и эмоциональные компоненты.

совесть как качество личности является индивидуализированной формой. отражение требований к ней общества и профессиональной группы. совесть выполняет функцию регулятора поведения. побуждает человека к творческим поискам решения и предостерегает его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. когда ситуация оказывается нестандартной, сложной, совесть индивида подсказывает ему верное решение.

6. объективность. соц работник должен соблюдать объективность отрешившись от собственных эмоций, в противном случае соц работник может переоценить своего клиента и потребовать от него невозможного. недооценив клиента настроить клиента на работу «с прохладцей», вызывать у него желание вне зависимости от личного потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий соц работника и системы соц защиты в целом. соц работник не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов, и принимать решения об оказании преимущественно помощи одному в ущерб интересам другого, без достаточно веских на то оснований.

7. справедливость. соц работник может иметь как симпатию. так и антипатию как к клиенту и его окружению, но при этом они не должны сказываться на работе с клиентом. отношение к клиенту должны быть ровными, доброжелательными, внимательными, а проблемы клиента должны оценивать адекватно. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам. каждое действие коллеги должно получить справедливую оценку. воплощение в практике соц работы принципа справедливости предохраняет соц работника от отчуждения и от клиента и от коллектива.

8. тактичность. предполагает умение соц работника предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентов, коллегами и другими людьми.

9. внимательность и наблюдательность.

10. терпимость. обязательный принцип во взаимоотношений соц работника с клиентом. достижение соглашения с клиентом = терпимость. терпимость – моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям и привычкам других людей. основывается на устойчивом принципе принимать его таким какой он есть.

11. выдержка и самообладание. нужно учитывать эмоциональный статус клиента.

не должен терять самообладания в противном случае не сможете воспринять информацию и правильно понять её.

12. доброта социального работника. основана на гуманизме, любви в людям. специфическое содержание, доброта деятельна: создание благоприятных условий для жизнедеятельности клиента, забота, положительный эмоциональный настрой, обучение клиента необходимым для него навыкам и действиям, умение вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. соц работник должен быть не добреньким, а добрым, т.е. способным учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбу близких. «легче любить всё человечество, чем своего соседа». соц работник должен уметь видеть в людях положительные качества.

13. самокритичность. умение анализировать свою деятельность. видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправдания. => честно исполнять свой долг, совершенствоваться в своей проф деятельности.

14. адекватность самооценки. соц работник не должен терять чувство реальности и переоценивать свои способности. завышенная самооценка приведет к самоуверенности, высокомерию повлечет за собой ошибки и негативно скажется на работе специалиста.

заниженная самооценка: неверие в свои силы и возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и на состоянии клиента, на общественном мнении, и системы соц защиты в целом.

15. терпение. многие клиенты трудны в общении.

соц работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслушать эмоционального клиента, главное – дать клиенту высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции, направить разговор в конструктивное русло (получить и передать инф-цию в полном объеме), добиться понимания, вызвать мотивацию к совместной деятельности.

16. коммуникабельность. => во многом зависит успех деятельности.

17. оптимизм. саморазвитие и самосовершенствование. настроить клиента на хороший лад.

18. сила воли.

19. эмпатия. умение поставить себя на место на клиента.

20. стремление к самосовершенствованию. «соц работа – не профессия, это диагноз.»

«общ-во постоянно развивается => появляются новые проблемы и патологии в обществе => должен совершенствоваться соц работник.» Вова.

21. творческое мышление:

- принимая решения соц работник должен учитывать малейшие нюансы дела, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата. при отсутствии творческого мышления специалист будет действовать шаблонно, по всегда принятой схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность работы, отрицательно скажется на клиенте, поскольку в соц работе нет готовых «рецептов» применимых к абсолютно любым обстоятельствам и ситуациям. отсутствие творческого мышления у специалиста будет рассматриваться клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать соц работу.

т.о. качества личности соц работника во многом определяет успешность его взаимодействия с клиентом является необходимым условием его профессиональной пригодности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: