Биографические факторы асоциального поведения

Раздел 2. Тема 1. Типология асоциального поведения. Понятия дезадаптации, асоциальности, аддиктивности, девиантности, делинкветности, антисоциальности и преступности. Задачи педагога-организатора на каждом уровне асоциальности. Этапы социализации. Биографические факторы асоциального поведения. Личностные особенности асоциальных детей.

Из предыдущих занятий мы знаем, что превентивная психология изучает асоциальные личности и группы. Из своего опыта мы знаем, что асоциальные личности могут быть разными: прогульщик, который целыми днями сидит за компьютером все-таки отличается от наркомана, который ворует кошельки у пожилых людей. Хотя и тот и другой являются асоциальными личностями, но, видимо, существует какая-то градация в оценке их поведения. Изучим этот вопрос.

Прочтите описание биографии одной девушки и попытайтесь сами определить этапы его асоциального развития

Лена М. родилась в полной семье. Родители ее – вполне социализированные люди. Правда, мать – астеничная: часто уставала, периодически переживала нервные срывы, вызванные низкой самооценкой и конфликтами на работе. Работала она чертежником. Лена была вторым ребенком в семье: у нее есть старший брат, старше ее на 4 года. Отец Лены – болезненный человек, все силы отдающий малооплачиваемой работе на заводе. Иногда выпивал сверх меры, но запоев не было: тихий, незаметный человек. Мать мало уделяла внимания хозяйству и отец ей не помогал, поэтому Лена росла в серой, необустроенной обстановке. В первые три года Лена часто болела и несколько отставала в речевом развитии от своих детей. С 4 лет ее бабушка стала больше уделять детям внимания: чаще сидеть с ними и заниматься. В детский сад Лена почти не ходила, так как сразу заболевала, а в детском саду проявляла себя пассивно, забивалась в угол. Воспитатели с ней мало занимались, а дети часто обижали, либо вообще не играли с ней. Контакт со сверстниками часто заканчивались стычками, драками.

Когда Лена пошла в школу, то учитель начальных классов не стала активно вовлекать ее в работу, а просто терпела, часто кричала на нее за медлительность. Лена продолжала часто болеть. Из всех родственников она общалась только с братом, разговаривала с ним, слушала его музыку. Родители почти Леной не занимались, а у бабушки тоже не всегда получалось сидеть с ними. На фоне конфликтов с детьми и учителем, у Лены развилось нервное заикание и родители перевели ребенка в другую школу, где с ней занимались индивидуально. Только при индивидуальном обучении у Лены получалось осваивать программу. Закончив 4 класс, Лена попробовала учиться опять в классе, но протерпев 2 года, переругавшись с детьми и некоторыми учителями, она опять стала болеть, прогуливать и проводить время в компании брата, который уже учился в ПТУ и работал. Ей было приятно общаться со старшими ребятами. Там ее принимали, выслушивали. Они вместе ходили на концерты, слушали музыку. Там впервые Лена попробовала алкогольные напитки, сигареты и легкие наркотики. С одним из друзей брата у нее появились устойчивые интимные отношения: она по нескольку дней, а иногда и месяцев жила в доме у его матери, которая относилась к ней хорошо.

Закончив 11 классов на удовлетворительно и хорошо, Лена поступила в экономический лицей на секретаря и маркетолога, и через 10 месяцев, она уже работала в одном офисе, но основная ее жизнь была в компании, где она уже пристрастилась к алкоголю, пассивному досугу. С родителями она в том время стала чаще конфликтовать из-за участившихся случаев подпития. Ее молодому человеку и его маме ее срывы все больше не нравились и они расстались. Она бросила работу, стала чаще напиваться, менять подработки. Несколько раз она проявляла суицидальное поведение, а один раз совершила попытку суицида и попала в психиатрическую лечебницу на 15 дней. Ее компанией теперь стала группа молодых людей, нигде не работающих и занимающихся перепродажей наркотиков, мелкой спекуляцией и бурным времяпрепровождением. Во время одного из рейдов милиции, Лена была привлечена к ответственности как причастная к группе преступников. Ее не осудили, но она пробыла в следственном изоляторе около года, где познакомилась с некоторыми девушками, имевшими судимости.

После выхода из изолятора она сошлась со своими новыми знакомыми и, когда ее поймали вторично, была осуждена на три года исправительных работ. Ее отец с инфарктом попал в больницу.

Сопоставим уровни асоциального поведения с приведенной выше ситуацией

Дезадаптация – процесс «выпадения» личности из системы социальных отношений.

Асоциальность – приобретение установок и ценностей, идущих вразрез с социальными ценностями.

Аддиктивность – приобретение зависимости.

Девиантность – устойчивое отклоняющееся поведение на основе асоциальных установок.

Деликнветность – асоциальное поведение с целью удовлетворения зависимости.

Антисоциальность – устойчивое антисоциальное поведения, наносящее вред социальным установкам.

Преступность – совершение противоправных действий, юридически оформленных в суде.

Попробуйте определить роль педагога-организатора на каждом из уровней асоциальности (на основе первых занятий).

Социализация, прежде всего, предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Процесс социализации, или, по словам Л. С. Выготского, "процесс врастания в человеческую культуру", осуществляется как в результате целенаправленных воспитательных усилий, осуществляемых семьей, учебно-воспитательными учреждениями, так и в результате непосредственного влияния среды при активном избирательном отношении индивида к нормам, ценностям своего окружения, к оказываемым воспитательным воздействиям, при активном взаимодействии со своим окружением и самостоятельном воспроизводстве социальных связей.

Особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания:

1. Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать,

2. Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое при социализации происходит в результате активной деятельности и общения индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.

3. Возрастающая по мере взросления самостоятельность индивида в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, которая приобретает роль референтной группы и оказывает решающее значение в процессе социализации.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации:

1. Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого слова (обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.). В работах В. П. Андреенковой, одной из первых у нас в стране исследовавшей проблемы социализации, было предложено в дотрудовой стадии выделять три относительно самостоятельные периода;

o Первичная социализация ребенка.

o Маргинальная (переходная) социализация подростка.

o Устойчивая или концептуальная социализация юности

2. Трудовая стадия. Демографические границы этой стадии определить трудно, она включает весь период трудовой деятельности человека.

3. Послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте, с прекращением трудовой деятельности

Таблица1Реальные референтные группы благополучных и "трудных" подростков

Характер ориентаций Группы испытуемых Ориентируются на мнение
взрослых одноклассников друзей вне школы нет ответа
Морально-этические Благополучные учащиеся 30% 37,5% 27,5% 5%
Педагогически запущенные учащиеся 8,1% 13,5% 51,2% 27,2%
Художественные Благополучные учащиеся 17,5% 52,0% 27,5% 3%
Педагогически запущенные учащиеся 10,2% 24,8% 30% 35%
Профессиональные Благополучные учащиеся 70% 12,5% 10% 7,5%
Педагогически запушенные учащиеся 29% 8,7% 21,3% 41%

Какие же выводы позволяет сделать изучение референтных групп благополучных и трудновоспитуемых, педагогически запущенных учащихся? Во-первых, мы видим, что благополучные и трудновоспитуемые ориентируются на разные референтные группы. Так, в морально-этических ориентациях при оценке своих поступков благополучные, в первую очередь, считаются с мнением одноклассников (37,5%), во вторую - с мнением взрослых (30%) и лишь в третью очередь - с друзьями вне школы (27,5%). Большинство трудновоспитуемых (51,2%) ориентируются на мнение друзей вне школы, неформальные уличные компании, асоциальные группы. Достаточно большая часть оставили этот вопрос без ответа (27,2%), и лишь единицы трудновоспитуемых ориентируются при оценке своих поступков на взрослых и одноклассников (8,1 % и 13,5%).

Судя по профессиональным ориентациям видно, что подростки, прежде всего, предпочитают прислушиваться к мнению взрослых. Однако у благополучных эти ответы составили 70%, а у педагогически запущенных всего лишь 29%. По сравнению с благополучными школьниками почти в 6 раз превышено число педагогически запущенных, которые затрудняются с ответом на этот вопрос. То есть, в таком важном вопросе, как выбор профессии, почти половине педагогически запушенных ребят практически не с кем посоветоваться.

Учитывая ту важную роль, которую играют референтные группы в социализации подростка, весьма существенным для организации подростковых коллективов, для управления процессом социализации несовершеннолетних оказывается вопрос о референтной значимости того или иного коллектива в глазах подростка, а также о причинах, способствующих ее снижению или обусловливающих, по выражению Я. Л. Коломинского, "потерю референтности"

Биографические факторы асоциального поведения

· Преобладание фрустрационных ситуаций.

· Переживание насилия со стороны другого лица

· Восприятие примеров «эффективного» асоциального поведения

· Нарушение витальных потребностей

· Функциональные нарушения в семье

· Преждевременная необходимость решать задачи более старшего возраста

· Дефицит личностного общения и внимания

· Отсутствие верных ориентиров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: