Действие административно-правовых норм во времени и в пространстве

Определение сферы действия норм административного права, то есть их юридической силы имеет важное значение, поскольку они действуют в качества регулятора общественных отношений в сфере государственного управления лишь в определенном пространстве, времени и относительно определенной категории лиц. Таким образом, нормы административного права имеют определенные пространственные и часовые границы, а также могут иметь силу в отношение различного круга лиц.

Действие в пространстве связано с территорией. Действие большинства административно-правовых норм ограничено территорией государства. Причем, среди них надлежит различать нормы, которые действуют в масштабах всего государства, а также нормы локальные (это нормы, принятые обл- или райадминистраци-ей, органами местного самоуправления). Однако есть группа административно-правовых норм, действие которых не ограничено государственной границей. Во-первых, это нормы, которые регламентируют поведение экипажа и пассажиров на судах торгового флота и рыболовецких судах в открытом море, во-вторых, это нормы, регламентирующие деятельность украинских учреждений (дипломатических представительств, консульств и т. п.) за границей, поведение экипажа на военных судах как в открытом море, так и в иностранных портах.

Специфическое действие в пространстве имеют международные нормы административного права. Во-первых, эти нормы могут действовать независимо от границ той или иной страны, то есть это нормы неограниченного действия. Так, уже упоминавшийся Международный кодекс управления безопасностью торгового мореплавания содержит значительную часть норм международного административного права, которые обязательны для судовладельцев и членов экипажей торговых судов, независимо от того, ратифицировала страна, к которой они относятся, этот документ или нет. Можно также вспомнить нормы международной конвенции относительно взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и прекращении нарушений таможенного законодательства, в преамбуле которой указано, что противодействие нарушениям таможенного законодательства может быть эффективным при условий сотрудничества между таможенными администрациями. Во-вторых, международные административно-правовые нормы могут действовать в границах определенной территории. В последнее время увеличивается количество международных административно-правовых норм, регламентирующих управленческие отношения, включая границы группы государств. Так, создание Европейского сообщества предопределило создание Европейского парламента и органов управления, которые действуют в границах этого сообщества. Создание СНГ также предопределило появление целой группы административно-правовых норм, действующих в границах территории СНГ.

В-третьих, необходимо выделить группу административно-правовых норм, которые регламентируют внутриаппаратные отношения, возникающие в процессе функционирования международных правительственных и неправительственных учреждений. Так, например, сложную структуру имеют Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Международная морская организация и прочие, уставы которых предусматривают компетенцию подразделений и иных структурных единиц этих международных органов (нормы материального международного административного права) и порядок ее осуществления (нормы процессуального международного административного права).

Действие административно-правовой нормы во времени.

Вступление административно-правовой нормы в законную силу определяется некоторыми факторами. Во-первых, это зависит от территории действия нормы. Вступление в силу международной административно-правовой нормы отличается от процесса введения в действие национальной нормы административного права. Поэтому, прежде всего, рассмотрим порядок вступления в действие норм национального административного права. Во-вторых, это связано с юридической силой норм.

Но важно знать также и границы действия нормы права по времени. Необходимо рассматривать два варанта границы действия — перспективное и обратной силы. Первое — действие по регулированию отношений, которые возникнут после обретения нормой силы; второе — это регулирование отношений, возникших до обретения ею силы. Второй вариант встречается очень редко, но он имеет важное значение относительно ответственности правонарушителя, ибо в этом случае действует норма, которая смягчает ответственность за ранее совершенное нарушение.

Действие нормы заканчивается тогда, когда она отменена (или заменена на новую), или в связи с окончанием того срока, на который она была принята.

Действие административно-правовой нормы относительно круга лиц. Установление объема действия административно-правовой нормы относительно круга лиц имеет, в первую очередь, значение для определения их административно-правового статуса. Большинство административно-правовых норм устанавливают общие требования для определения лица (физического лица или коллективного субъекта), не обращая внимания на гражданство этого лица, должность, им занимаемую, а также не обращая внимания на форму собственности коллективного субъекта, его подчиненность и т. п. Эти нормы относятся к нормам общего действия. Так, например, все лица, находящиеся на территории России, имеют право на обжалование действий органов исполнительной власти в случае нарушения ими прав лица.

Но существуют иные группы норм, устанавливающие расширенные права и обязанности субъекта, особые условия их ответственности и т. п. Поэтому при коллизии норм общих и особых действуют особые нормы. В зависимости от круга лиц, по отношению к которым действуют административно-правовые нормы, нормы разделяются на те, которые определяют административно-правовой статус коллективных субъектов права и отдельных лиц.

В свою очередь, первая группа норм разделяется на нормы, регламентирующие статус органов исполнительной власти, общественных объединений и т. п.; нормы второй группы регламентируют административно-правовой статус: а) граждан; б) иностранцев; в) беженцев и т. п. Особое место занимают нормы, действие которых распространяется на должностных лиц. С одной стороны — должностное лицо — это индивид, который подпадает под действие норм, устанавливающих административно-правовой статус лица; с другой — должностное лицо имеет полномочия как представитель того или иного органа (организации). Поэтому он должен нести ответственность не только за нарушение тех обязанностей, которые обязано выполнить любое лицо, но и за нарушение обязанностей, которые возлагаются на него как должностное лицо того или иного органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: