double arrow

Модель развития общения М.И. Лисиной

Отталкиваясь от психо­логической теории деятельности А.Н. Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную деятельность, М.И. Ли­сина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. Для изучения у детей развития потребности в общении ею выделены несколько критериев, позволяющих надежно судить о наличии такой потребности у ребенка. Это: 1) внимание и интерес ребенка ко взрослому: в этом обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый становится объектом особой активности детей; 2) эмоциональные проявления ре­бенка в отношении ко взрослому: в них обнаруживается оценка взрос­лого ребенком; 3) инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого; 4) реакция ре­бенка на отношение к нему взрослого, в которой обнаруживаются самооценка детей и восприятие ими оценки взрослого.

В качестве мотива деятельности об­щения выступает партнер по общению. Мотивы делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях и в информации, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому. Деловые мотивы рождаются в процессе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимой помощи взрослых. Личностные мотивы специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения. Если познавательные и деловые мотивы выполняют в общении служебную роль, обслуживая иные потребности, опосредуя другие, более далекие мотивы, то личност­ные мотивы получают в общении свое конечное удовлетворение.

В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-ми­мические движения, предметные действия и речевые операции. Общение ребенка, особенно маленького, со взрослым протекает вформе действий. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие состоит из еще более мелких психологических элементов — средств (операций) общения. Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства, 2) предметно-действенные средства, 3) речевые операции.

Анализ показал, что отдельные линии, характеризующие разные аспекты общения, сплетаясь, порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Форма общения — это деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности перечисленных черт и параметров. Этой схемой мы будем пользоваться и в дальней­шем, характеризуя особенности общения в дошкольном возрасте. Еехарактеризуют 5 параметров: 1) время ее возникновения; 2) ме­сто, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в ходе данной формы общения; 4) веду­щие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к обще­нию с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства об­щения, с помощью которых в пределах данной формы общения осу­ществляется контакт ребенка со взрослыми.

В периодизации развития общения выделяются следующие фор­мы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни); 2) ситуативно-деловое общение (6 мес — 2 года); 3) внеситуативно-познавательное общение (3—5 лет); 4) внеситуативно-личностное общение (6-7 лет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: