Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди!
Основные структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности следующие:
· субъект общения: человек, который отправляет в адрес другого человека коммуникат (информацию);
· объект общения: партнер по общению, в адрес которого отправляется коммуникат;
· предмет общения: то, что сообщается — содержательная часть коммуниката;
· потребность в общении: стремление человека к познанию и оценки других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;
· мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;
· действия общения: единицы коммуникативной активности, целостный акт, адресованный другому человеку;
|
|
· задачи, общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения;
· средства общения: те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
· продукт общения: образования материального и духовного характера, как итог общения.
Реальной единицей коммуникативной деятельности выступает диалог, а элементарными единицами диалога — действия высказывания и слушания.
Общение одного субъекта с другим рассматривается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой — как личностно-групповой, общение субъекта с массой какличностно-массовый. Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения.
Монологическая — преобладание высказывания одной личности - субъекта и слушание другой Личности субъекта общения.
Диалогическая — субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании.
Полилогическая — многостороннее общение, которое чаще всео носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.
Каждый акт общения предполагает, помимо наличия его участников, определенную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение. И каждый акт общения - это цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:
· вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
· оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации: благоприятная или неблагоприятная;
· ориентация в коммуникативной ситуации;
· постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;
|
|
· оценка эмоционально-психологического состояния партнера;
· оценка степени готовности партнера к вступлению во взаимодействие;
· выработка подхода к партнеру по взаимодействию;
· пристройка к партнеру по взаимодействию;
· самонастройка субъекта общения на эмоционально-психологическое состояние партнера;
· привлечение внимания партнера;
· выведение эмоционально-психологических состояний партнера на уровень психологически ресурсного состояния;
· коммуникативное воздействие субъекта общения на партнера;
· оценка субъектом общения реакции партнера;
· стимулирование ответного хода партнера;
· ответный ход партнера по общению.
В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из партнеров, либо им обоим. Важная характеристика коммуникативного процесса — намерение его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, т.е. осуществить персонализацию. Необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.