double arrow

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди!

Основные структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности следующие:

· субъект общения: человек, который отправляет в адрес другого человека коммуникат (информацию);

· объект общения: партнер по общению, в адрес которого отправляется коммуникат;

· предмет общения: то, что сообщается — содержательная часть коммуниката;

· потребность в общении: стремление человека к познанию и оценки других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;

· мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;

· действия общения: единицы коммуникативной активности, целостный акт, адресованный другому человеку;

· задачи, общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения;

· средства общения: те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

· продукт общения: образования материального и духовного характера, как итог общения.

Реальной единицей коммуникативной деятельности выступает диалог, а элементарными единицами диалога — действия высказывания и слушания.

Общение одного субъекта с другим рассматривается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой — как личностно-групповой, общение субъекта с массой какличностно-массовый. Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения.

Монологическая — преобладание высказывания одной личности - субъекта и слушание другой Личности субъекта общения.

Диалогическая — субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании.

Полилогическая — многостороннее общение, которое чаще всео носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.

Каждый акт общения предполагает, помимо наличия его участников, определенную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение. И каждый акт общения - это цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

· вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

· оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации: благоприятная или неблагоприятная;

· ориентация в коммуникативной ситуации;

· постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;

· оценка эмоционально-психологического состояния партнера;

· оценка степени готовности партнера к вступлению во взаимодействие;

· выработка подхода к партнеру по взаимодействию;

· пристройка к партнеру по взаимодействию;

· самонастройка субъекта общения на эмоционально-психологическое состояние партнера;

· привлечение внимания партнера;

· выведение эмоционально-психологических состояний партнера на уровень психологически ресурсного состояния;

· коммуникативное воздействие субъекта общения на партнера;

· оценка субъектом общения реакции партнера;

· стимулирование ответного хода партнера;

· ответный ход партнера по общению.

В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из партнеров, либо им обоим. Важная характеристика коммуникативного процесса — намерение его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, т.е. осуществить персонализацию. Необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: