double arrow

Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский)

Одной из тенденций развития современной психологии является экологи­ческое направление, примером которого можно считать экологию человеческого развития У. Бронфенбреннера. Экология человеческого развития означает научное исследование прогрессивной взаимной аккомодации между активным, рас­тущим человеческим существом и изменяющимися свойствами непосредствен­ных условий, в которых живет развивающаяся личность, причем этот процесс зависит от отношений между всеми этими условиями и от более общих соци­альных контекстов, в которых данные условия заключены. Развитие ребенка осу­ществляется не путем одностороннего воздействия среды на личность или наоборот, а в результате их постоянного взаимодействия, врастания взаимодействующей личности в окружающую среду. Соответственно расширяется и понятие экологической среды, которая предстает в виде системы концентрических структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем.

Микросистема это структура деятельностей, ролей и межличностных отношений, переживаемых развивающейся личностью в данном конкретном окружении, с его характерными физическими и материальными свойствами.

Мезосистема это структура взаимоотношения двух или более сред, в кото­рых развивающаяся личность активно участвует; например, для ребенка это отно­шение между его домом, школой и соседской группой сверстников, а для взрос­лого — между семьей, работой и общественной жизнью.

Экзосистема подразумевает одну или несколько сред, не вовлекающих разви­вающуюся личность в качестве активного участника, но где происходят события, которые влияют или испытывают воздействие того, что происходит в среде, вклю­чающей в себя развивающуюся личность (для ребенка это может быть место работы его родителей или круг их семейных друзей).

Макросистема обозначает постоянство формы или содержания систем низшего порядка (микро-, мезо- и экзо-), которые существуют или могут существовать на уровне субкультуры как целого вместе с системами верований или идеологий, лежащими в основе таких постоянств.

Характерная черта современного этапа развития наук о человеке — все более; отчетливое понимание того, что речь идет не просто об объекте воспитания, coциализации и иных внешних воздействий, а о самосознательном, активном субъектежизнедеятельности.

Эта идея воплощена в другом варианте эко-теорий — антиравновесной тео­рии К.Ф. Ригеля. Критикуя Ж. Пиаже, К.Ф. Ригель утверждает, что предметом психологии развития должны быть не равновесные состояния, фактически не встречающиеся в жизни человека, а состояния конфликта, постоянной динами­ки, преодоления внешних и внутренних противоречий. Его интересует, как воз­никают неравновесные состояния, как они разрешаются. Конфликты, по К.Ф. Ри­гелю, возникают в следующих четырех измерениях, но большей частью — между ними; 1) внутрибиологическом, 2) индивидуально-психологическом, 3) куль­турно-социологическом, 4) внешнефизическом. Недостаточная синхронизация этих плоскостей развития является источником кризисов и, как следствие, движущей силой развития. На пересечении этих плоскостей К.Ф. Ригель выделяет явления, которые интерпретирует как отрицательно или положительно разре­шенные кризисы (инфекция или оплодотворение, болезнь или созревание, раз­рушение или созидание, дезадаптация или приспособление, конфликт или со­трудничество и т.д.).

В отечественной психологии в рамках этого направления разработана теория персонализации (А.В. Петровский). Личность рассматривается как определяющая себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправ­ным пунктом анализа развития. Именно поэтому А.В. Петровский называет свою концепцию теорией персонализации.

Им выделяются три основных процесса, определяющих ход развития:

1) адаптация как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, т.е. становление социально-типического в человеке;

2) индивидуализация как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т.е. становление индивидуальности,

3) интеграция как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осу­ществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверж­дение своего инобытия в других людях, т.е. становление всеобщего в личности.

Периодизация, предложенная А.В. Петровским, выглядит следующим образом:

1) эпоха детства (раннее детство, детсадовский возраст и младший школь­ный возраст) характеризуется преобладанием адаптации над индивидуа­лизацией;

2) эпоха отрочества (подростковый возраст) связан с преобладанием ин­дивидуализации над адаптацией;

3) эпоха юности (юношеский возраст) характеризуется преобладанием ин­теграции над индивидуализацией.

Выводы:

1. Согласно Л. С. Выготскому, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности и обучение должно всегда предшество­вать развитию.

2. В развитии поведения ребенка Л.С. Выготский предлагал раз­личать две сплетенные линии — естественное созревание и куль­турное совершенствование.

3. Л.С. Выготскому принадлежат такие важные понятия психоло­гии развития, как: социальная ситуация развития, новообразова­ние, зона ближайшего развития, стабильный и критический воз­раст (в его периодизации они чередуются), интериоризация.

4. Согласно А.Н. Леонтьеву, культура как общий источник психи­ческого развития ребенка выступает в этой своей функции только тогда, когда ребенок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведе­ний искусства и т.д.

5. По Д.Б. Эльконину, все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ре­бенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом, а присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер.

6. А. Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и ка­таболизма, которые он рассматривал как относящиеся к организму и личности в целом.

Одно из новых направлений в психологии развития — экологи­ческая психология (У. Бронфенбреннер, К. Ригель и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: