Безопасный регламент работы составителя поездов на станции к

5.1 Система защиты от опасных и вредных производственных факторов составителя поездов

Производственная деятельность станции должна обеспечивать взаимодействие всех элементов технического оснащения, выполнения заданных объемов работы одновременным обеспечением личной безопасности всех работников.

Маневровая работа, выполняемая составительскими бригадами, характеризуется специфичностью труда и его повышенной опасностью. В связи с этим появляется необходимость в разработке безопасной технологии маневровой работы.

При разработке безопасной и безвредной технологии работы составителя проектируется система защиты от опасных и вредных производственных факторов. Система защиты приведена в таблице 7.1.

5.2 Расчет искусственного освещения

Работа составителя осуществляется на путях независимо от времени и связана с работой в темное время суток.

Необходимым условием безопасной и безвредной производительной работы является создание надежной системы освещения, предусматривающей размещение осветительных приборов в междупутье.

Для вагонов, прибывающих на пути очистки в темное время суток, необходимо рассчитать общее освещение железнодорожного пути.


Таблица 5.1 – Система защиты от опасных и вредных производственных факторов

Воздействующий фактор Характер воздействия Существующие системы защиты оператора
Опасные производственные факторы
Кинетическая энергия Травма, летальный исход вследствие наезда подвижного состава при работах на железнодорожных перегонах Закрытие путей перегонов и станций для движения поездов, выдача предупреждений и ограждение места работ, светофоры, рации
Потенциальная энергия Травма, летальный исход Инструктаж, соблюдение техники безопасности
Электрическая энергия Электротравмы, летальный исход вследствие соприкосновения с элементами конструкций, контактной сети, находящимися под напряжением Снятие рабочего напряжения и принятие мер против ошибочной подачи его на место работы; проверка отсутствия напряжения
Тепловая энергия При низких температурах: обморожения Защита временем, устройство технологических перерывов, индивидуальные средства защиты, питьевой режим
При высоких температурах: солнечный, тепловой удары, ультрафиолетовый ожог Защита временем, устройство технологических перерывов, индивидуальные средства защиты, питьевой режим
Химическая энергия Ожоги, отравления, кожный покров, дыхательные пути Соблюдение времени нахождения в спецодежде. Соблюдение правил предусмотренных основной защитой
Вредные производственные факторы
Метеорологические условия Нарушение теплообмена и терморегуляции Защита временем, питьевой режим, места обогрева
Световой климат При работе в темное время суток – снижение работоспособности, утомление Обеспечение достаточного освещения участка работ
Воздушная среда Дыхательные пути, кожный покров  
Шум Шум от подвижного состава – действие на слуховой анализатор и центральную нервную систему Звукопоглощающие и звукоизолирующие индивидуальные средства защиты.
Вибрация Вибрация от подвижного состава, автомотрис, дрезин. Виброизолирующие и вибропоглощающие средства защиты, смазка вибрирующих деталей
Тяжесть труда Перемещение и подъем в ручную используемых в работе приспособлений, прибывание в вынужденной позе Соблюдение норм руководства по оценке условий труда по гигиеническим критериям
Электромагнитное излучение Влияние на костно-мышечные ткани  

1. Выбираем нормируемые параметры освещенности.

Согласно ОСТ 32.120-98 ССБТ [1] освещенность рабочих поверхностей, находящихся на открытых площадках для приемо-отправочного пути участковой станции должна быть не менее 5 лк (Емин=5 лк) и обеспечиваться осветительными приборами осветительными приборами.

Выбираем систему освещения.

Для освещения горловина сортировочного парка принимаем общую систему освещения. Для освещения узких участков, при ширине его до 20 м, принимается освещение в один ряд по оси участка (согласно ОСТ 32.120-98 ССБТ).

Выбираем тип светильника.

Определяем требуемую степень защиты. Зона освещения находится на открытой площадке и требует защиту от дождя. Принимаем IP23.

Выбираем класс светильника по светораспределению. Принимаем светильник класса Р – рассеянного света (табл.П.6 [2]).

Выбираем тип ККС. Выбираем тип ККС–М (равномерная).

Выбираем тип светильника. Классу светораспределения Р, типу ККС–М и степени защиты IP23 соответствует следующий светильник:

Таблица 1

Тип светильника Источник света Конструктивно-эксплуатационные параметры Светотехнические характеристики
Тип Мощность, Вт Кривая силы светы КПД, % Класс свето-распре-деления
Конструктивно-светотехническая схема Степень защиты Общий В нижнюю полусферу
НСП04 ЛН   IA IP23 М     Р

2. Выбираем метод расчета освещенности.

Для расчета искусственного освещения используем метод силы света.

 
 


1 10м 2 10м 3 4 5

       
   
 


3м 10,5м 20,2 30,1 40,1

 
 


Рис. 1. Схема освещения (проекция на горизонтальную плоскость)

Условные обозначения:

- возможное расположение светильника;

- железнодорожный путь

3. Расчет освещенности.

Расчетная схема представлена на рисунке 1.

Определяем потребное количество светильников. Высотуосветительных приборов принимаем равной 6м.

Определяем расстояние между соседними светильниками

LсвМ= lМhр = 1,8*6 =10,8м

где l– рекомендуемое значение для типа ККС (берется из таблицы табл.П.15[2]). Для ККС – М принимаем lМ = 1,8;

По выбранным параметрам светильники расположены в 1 ряд(n=1).

Определяем число светильников в ряду, длина расчетного участка пути – 50 м.

Определяем требуемое количество светильников по формуле:

Определяем световой поток лампы светильника.

Для НСП04 и ККС–М

где ЕН – нормативная минимальная освещенность расчетной поверхности, Ен =5лк

Ерт - условная освещенность в расчетных точках:

Ерт= ,

где Iаi – сила света i – того светильника с условной лампой 1000 лм, кд (берется из табл. П 21 [2]), Iм= 159,2; αi – угол между направление силы света от i – того светильника в расчетную точку и нормалью к элементарной площади dS, α1= 30о; cos α2 =6/10,5=0,57; cos α3 = 6/20,2=0,29;

cos α4 = 6/30,1=0,19, cos α5 = 6/40,1=0,15. У глы α2, α3, α4, α5 определяются исходя из рис.2; к – число точечных излучателей излучающих данную точку, к=5.

Рисунок 5.2 Схема расчета освещенности в точке А.

ЕртМ= лк,

К3 – коэффициент запаса (берется из ОСТ 32.120-98 ССБТ), К3=1,5

Выбираем лампу накаливания В 125-135-15 мощностью 15 Вт, на 130 В, дающую световой поток ФМ’=135 лм. [4]

Действительная освещенность будет равна:

Е=Емин*

Е>Еминна 1%, что допустимо, данные светильники подходят для освещения.

5.3 Защита от наездов подвижного состава

Наряду с главным направлением в предупреждении наездов на железнодорожном транспорте выводом работающих из опасных зон за счёт механизации, роботизации и автоматизации транспортных процессов, значительное место должно отводится проектированию и внедрению систем защиты, обеспечивающих высокий уровень безопасности работающих на путях.

Высокий уровень безопасности транспортного процесса по наездам достигнут за счёт двукратного резервирования основной защиты. В основу запроектированной защиты положен человек (составитель поездов) со стандартизированными параметрами системы защиты человека (СЗЧ). Если по каким-либо параметрам эта система не отвечала требуемой надёжности, она дополнялась техническими средствами.

Своевременное информирование работников о приближении подвижного состава, к месту проведения работ важная составляющая безопасности движения поездов. Более высокой степени безопасности, возможно, добиться путем безоговорочного исполнения требований руководящих документов и технического оснащения станций и перегонов современными системами автоматического оповещения путевых работников.

В настоящее время на железных дорогах России большое распространение получила система «Сирена», разработка научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС») – дочернего общество ОАО «РЖД». Система «Сирена» имеет различное исполнение [5].

Система «Сирена» построена на речевом и звуковом оповещении работников пути и других служб и дирекций, производящих работы на перегоне, стрелочных переводах станций, оборудованных электрической централизацией, о движении поездов по данной стрелке или группе стрелок, входящих в зону оповещения. Система по средствам радиосвязи сообщает работникам, находящимся в районе стрелочного перевода:

- об отсутствии поездов на участках приближения и возможности производства работ на данном участке перегона, стрелке;

- о приближении поезда к месту работ на перегоне, стрелке (группе стрелок) и необходимости немедленно уйти на безопасное расстояние. Сигналы оповещения составляются при проектировании и записываются в постоянное запоминающее устройство.

Системы, действующие в настоящее время на железных дорогах России, являются групповыми системами оповещения и не нацелены на индивидуальное оповещения работников. Информацию, об опасности и необходимости удалится на безопасное расстояние, до работника доводит сигналист или дежурный по железнодорожной станции. В то время как ряд операций на железнодорожных путях выполняются без сигналиста или в условиях ограниченной слышимости и видимости, система обеспечения безопасности сводится к жесткому соблюдению требований нормативных документов.

5.4 Технологический регламент безопасности маневровой работы

Четкое выполнение безопасной технологии маневровой работы позволяет достигнуть нужных результатов работы при безусловном обеспечении личной безопасности работников. Защитой работников от опасных производственных факторов является правильное выполнение ими установленного на станции регламента производства работ.

Регламент выполнения основных операций работниками представлен в таблице 5.2.

Таблица 5.2 - Безопасный регламент выполнения основных операций работниками, задействованными на маневрах

Операции по технологическому процессу процессу Безопасный регламент выполнения
Посадка на вагон и сход с вагона Выполняется при неподвижном подвижном составе
Расцепка автосцепки с заходом в межвагонное пространство Выполняется при неподвижном подвижном составе
Укладка тормозного башмака Выполняется при неподвижном подвижном составе
Переход путей Выполняется в соответствии с инструкцией составителю поездов станции «Н»
Переговоры составителя и машиниста Радиосвязь при маневрах должна происходить не реже, чем каждые 20 с

При проезде по путям, расположенным около негабаритных мест, составителю поездов запрещается находится на подножках вагона и нижних ступеньках тормозных площадок. В этих случаях составитель обязан подняться на тормозную площадку, а при ее отсутствии идти впереди маневрового состава по междупутью, погрузочно-выгрузочной платформе или обочине пути. Скорость движения при этом должна быть не более 5 км/час.

При передвижении маневрового состава вагонами вперед составитель поездов находится на тормозной площадке или первой по движению специальной подножке или идти по междупутью (обочине пути) впереди вагонов на безопасном расстоянии с таким расчетом, чтобы была обеспечена видимость составителя с машинистом.

Составитель и машинист маневрового локомотива при работе составителя в одно лицо должны проявлять повышенное внимание в случае необходимости соединения рукавов воздушной магистрали, перевода ручных стрелок, при закреплении вагонов башмаками и их уборке. О предстоящем выполнении вышеуказанных операций, а также о своем месте нахождении, составитель поездов в каждом отдельном случае уведомляет машиниста.

Заход в межвагонное пространство составительской бригады разрешается только при полной остановке маневрового состава, при условии, что машинист локомотива предупрежден о предстоящем заходе в межвагонное пространство и обеспечивается взаимная видимость машиниста и наблюдающего члена составительской бригады. Возобновить движение разрешается только после получения машинистом личной команды составителя поездов после его выхода из межвагонного пространства на междупутье или обочину пути, поставив в известность об окончании работ дежурного станционного поста централизации.

5.5 Кадровый регламент безопасности маневровой работы

В соответствии с кадровым регламентом безопасности маневровой работы требуется, чтобы работы выполнялись лицами, имеющими на это право. Все работники предварительно должны пройти обучение и сдать соответствующие экзамены на должность, а также получить заключение медицинской комиссии о пригодности к занятию определенной должности. Также в соответствии с данным регламентом необходима разработка безопасных условий труда работников, задействованных на маневрах.

Составительская бригада может работать в два лица. Для работы составитель поездов должен пройти обучение и практическую подготовку. Для работы в одно лицо вновь принятый работник должен отработать не менее шести дежурств.

При работе в одно лицо запрещается составителю поездов работать более двух ночей подряд, а также нарушение установленной продолжительности работы - 12 часов в смену.

Составители поездов должны быть обучены, и сдать экзамены по порядку пользования автотормозами локомотива, радиосвязью, приемам остановки дизеля тепловоза для принятия мер и организации помощи на случай внезапной потери машинистом способности управления тепловозом.

5.6 Краткие выводы

В данном разделе дипломного проекта разработана система защиты составителя поездов от воздействия опасных и вредных производственных факторов, таких как:

- движущиеся локомотив и вагоны;

- недостаточная освещённость рабочей зоны.

Для максимального приближения условий работы составителя поездов к оптимальным необходимо усовершенствовать систему профилактического обслуживания как технического состояния средств защиты, так и подвижного состава, с которым он взаимодействует в процессе выполнения работ. Первостепенными задачами инженеров по охране труда станции К являются контроль соблюдения требований безопасности, обучение и проверка знаний, разработка мероприятий по улучшению условий работы на станции и прилегающих участках.

Учитывая то, что составитель постоянно находится в зоне повышенной опасности, следует больше внимания уделять его обучению, проверке знаний, а также усовершенствованию обучающей системы и документации.


Список использованных источников:

1) ОСТ 32.120-98 ССБТ. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. – М.: Транспорт, 1998

2) Расчет и проектирование искусственного освещения производственных помещений и открытых площадок. Методические указания к решению задач.

Е. Д. Чернов, В.Л. Павлова. Новосибирск,2009;

3) СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение.

4) Справочная книга для проектирования электрического освещения/ Под ред. Г. М. Кнорринга. Л. 1976.

5) Щелконогов С. В. Анализ современных и перспективных систем предупреждения путевых работников о приближении подвижного состава [Текст] / С. В. Щелконогов // Молодой ученый, 2012, №6.


Воздействующий фактор Характер воздействия Существующие системы защиты оператора
Опасные производственные факторы
Кинетическая энергия Травма, летальный исход вследствие наезда подвижного состава при работах на железнодорожных перегонах Закрытие путей перегонов и станций для движения поездов, выдача предупреждений и ограждение места работ, светофоры, рации
Потенциальная энергия Травма, летальный исход  
Электрическая энергия Электротравмы, летальный исход вследствие соприкосновения с элементами конструкций, контактной сети, находящимися под напряжением Снятие рабочего напряжения и принятие мер против ошибочной подачи его на место работы; проверка отсутствия напряжения
Тепловая энергия При низких температурах: обморожения Защита временем, устройство технологических перерывов, индивидуальные средства защиты, питьевой режим
При высоких температурах: солнечный, тепловой удары, ультрафиолетовый ожог Защита временем, устройство технологических перерывов, индивидуальные средства защиты, питьевой режим
Химическая энергия Ожоги, отравления, кожный покров, дыхательные пути  
Вредные производственные факторы
Метеорологические условия Нарушение теплообмена и терморегуляции Защита временем, питьевой режим, места обогрева
Световой климат При работе в темное время суток – снижение работоспособности, утомление Обеспечение достаточного освещения участка работ
Воздушная среда Дыхательные пути, кожный покров  
Шум Шум от подвижного состава – действие на слуховой анализатор и центральную нервную систему Звукопоглощающие и звукоизолирующие индивидуальные средства защиты.
Вибрация Вибрация от подвижного состава, автомотрис, дрезин. Виброизолирующие и вибропоглощающие средства защиты, смазка вибрирующих деталей
Тяжесть труда Перемещение и подъем в ручную используемых в работе приспособлений, прибывание в вынужденной позе Соблюдение норм руководства по оценке условий труда по гигиеническим критериям
Электромагнитное излучение Влияние на костно-мышечные ткани  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: