Практическое занятие № 6
Теоретические вопросы:
Изучив материалы лекций, а также пособий из списка рекомендуемой литературы, подготовьтесь к собеседованию по вопросам:
1. Что такое тип красноречия?
2. Что такое вид красноречия?
3. Назовите типы красноречия в современном ораторском искусстве?
4. Охарактеризуйте академическое красноречие. Каковы его цель, задачи, основные черты, жанры?
5. Охарактеризуйте судебное красноречие. Каковы его цель, задачи, основные черты, жанры?
6. Охарактеризуйте социально-бытовое красноречие. Каковы его цель, задачи, основные черты, жанры?
7. Охарактеризуйте духовное (церковно-богословское) красноречие. Каковы его цель, задачи, основные черты, жанры?
8. Что такое монолог?
9. Расскажите о диалогической речи.
10. Что такое повествование? Как раскрывается тема в повествовании?
11. Что такое описание? Как раскрывается тема в описании?
12. Что такое рассуждение? Как раскрывается тема в рассуждении?
13. Что такое функциональный стиль речи? Дайте характеристику функциональным стилям речи.
Практикум:
Задание 1. Напишите приветственную речь, относящуюся к социально-бытовому красноречию.
Задание 2. Напишите воодушевляющую речь по поводу любого предстоящего мероприятия с призывом принять в нём участие.
Задание 3. Определите, какие функции выполняют функционально-смысловые типы текстов (повествование, описание, рассуждение)? Какова сфера их применения? В каких жанрах они реализуются? В каких по размеру текстах используются данные типы (больших, малых, любых и т.д.)? Каковы особенности композиции? Возможно ли взаимодействие разных типов текстов? Сведения обобщите, заполнив таблицу.
Повествование | Описание | Рассуждение |
Функции | ||
? | ? | ? |
Сфера применения | ||
? | ? | ? |
Жанры | ||
? | ? | ? |
Размеры | ||
? | ? | ? |
Композиция (структура) | ||
? | ? | ? |
Возможности взаимодействия | ||
? | ? | ? |
Задание 4. Определите: 1) к какому функциональному стилю относится приведённый ниже текст; 2) каков его функционально-смысловой тип. Ответ обоснуйте.
Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко! (В.Г. Белинский)
Задание 5. Составьте текст-описание (8-10 предложений) на любую тему, соблюдая признаки этого типа речи.
Задание 6. Напишите текст из 5-7 предложений в публицистическом стиле (тема – любая).
Рекомендуемая литература
1. Анисимова Т. В. Современная деловая риторика: Учебное пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. – М., 2004.
2. Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика / Л. А. Введенская, Павлова Л. Г. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995.
3. Введенская Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Павлова Л. Г. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007.
4. Введенская Л. А. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Павлова Л. Г.. – Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2007
5. Данцев А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев, Н. В. Нефедова. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.
6. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации Е. Н. Зарецкая. – М., 1999.
7. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А. А. Ивин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
8. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пос. для вузов / Е. В. Клюев. – М.: Приор-издат, 1999.
9. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов / Е. В. Клюев. – М.: Приор-издат, 2005.
10. Лопаткина С.В. Риторика: Учебно-методический комплекс по дисциплине; Курс лекций / С.В. Лопаткина. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010.
11. Львов М. Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся / М. Р. Львов. – М.: Изд. центр «Akademia», 1995.
12. Львов М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. – М.: Изд. центр Academia, 2003.
13. Мазнева О. А. Риторика: Учеб. пос. для уч-ся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. – М.: Вентана-Граф, 2006.
14. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пос. для уч-ся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. К. Михальская. – М.: Просвещение, 2001.
15. Хазагеров Т. Г. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приёмов / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
16. Шешко Н. Б. Риторика Н. Б. Шешко. – Минск: Современная школа, 2007.