1. Система как общефилософское понятие.
2. Понятие системы государственного и муниципального управления.
3. Специфика организации системы государственного и муниципального управления.
4. Закономерности функционирования и развития системы государственного и муниципального управления.
5. Принципы функционирования и развития системы государственного и муниципального управления.
6. Универсальные методы управления в системе государственного и муниципального управления.
- Система как общефилософское понятие [1].
Ныне известно, до 40 определений понятия «система»[2].
Система — термин, который зачастую переводят с греческого как целое, состоящее из частей, совокупность взаимосвязанных элементов.
«Организационное целое оказалось на самом деле практически больше простой суммы своих составных частей».
Организовать людей — значит, сгруппировать во имя какой-то цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразности единства[3].
Система как целостность приобретает новые свойства, не содержащиеся в образующих ее элементах.
|
|
Система — определенное множество взаимосвязанных компонентов (подсистем), образующих устойчивое единство, целостность, обладающую интегральными свойствами и закономерностями, сфокусированным, системным качеством.
Любая система — глобальная и простейшая, социальная, техническая или биологическая — имеет общие сущностные характеристики:
1. Система существует в окружающей ее среде (внешней среде) и проявляется (функционирует), лишь взаимодействуя, связуясь с ней, адаптируясь во внешней среде, приспосабливаясь, реагируя на изменения, которые происходят во внешней среде. «Открытость» системы внешней среде во многом обеспечивает гомеостазис — способность системы сохранять и поддерживать свои качественные параметры в процессе приспособления к изменениям во внешней среде.
2. Система состоит из элементов, компонентов, подсистем (системообразующих составляющих). Каждый из этих элементов является относительно самостоятельным, может быть одновременно элементом другой системы — более высокого порядка и, напротив, может содержать в себе систему более низкого порядка, и элементы в системе так
связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменится вся совокупность — в этом отличие системы от конгломерата (толпа — не система). Элементом будем рассматривать часть компонента, т. е. более мелкую структурную единицу, которая не влияет существенным образом на качество системы в целом.
3. Система образуется не от суммы элементов, а от целостности, когда отношения между составляющими элементами образуют интегративное качество (лат.integratio— объединение в целое каких-либо частей, обеспечивающее новое качество). Именно степень интегративности (взаимопроникновения) обеспечивает целостность (город — не сумма домов).
|
|
Целостность как результирующая взаимосвязи и взаимодействия всех элементов — компонентов и уровней, обеспечивает устойчивость и качественную определенность системы.
4. Все системы не являются неизменными. Им присущи внутренние противоречия, они подвергаются внешним воздействиям, переживают периоды зарождения, становления, расцвета, упадка, старения, изнашивания, гибели. Таким образом, обязательный признак любой системы — ее существование во времени и пространстве.
5. Каждая система характеризуется тем, что имеет свое предназначение, выполняет определенную функцию, т. е. вид воздействия, способы реализации своего предназначения.
6.. Каждая система структурно оформлена. Структура системы — ее внутреннее строение, отражающее взаиморасположение и взаимосвязь системообразующих компонентов; это организация целостности системы.
2. Понятие системы государственного и муниципального управления [4]
Государственное и муниципальное управление как любое общественное явление имеет свою статику и динамику.
Статика данного явления — это органы и учреждения, должности и персонал субъекта управления, органа публичной власти и аппарата управления на государственном и муниципальном уровнях; правовые нормы и индивидуальные управленческие решения, технические средства и информация в управлении и т. п.
Динамика — это сам процесс управляющего воздействия: практическая функциональная деятельность и отношения, многоаспектные связи по вертикали и горизонтали управления, взаимодействиг субъектов самоуправления, должностных лиц, работников органон власти и управления, реализующих в совокупности действий (актов) функции управления.
Статика отражает момент организации государственного и муниципального управления как системы, динамика — ее функционирование во времени и пространстве, т. е. реализацию системы.
Только системность госуправления может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. Государственное и муниципальное управление именно как организованная целостность должно быть адекватно осмыслено управленцами.
Системный подход к изучению и организации государственного и муниципального управления позволяет представить их как функционирование нескольких сложных социальных систем:
— система управляющая — государство как определяющий субъект управления, местное сообщество как его первичное звено;
— система управляемая — компоненты общества, подверженные государственному и муниципальному воздействию как объекты управления;
система взаимодействия — различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и проч.
СГМУ имеет два взаимосвязанных аспекта.
В первом случае категория является средством системного анализа государственного управления — система государственного управления представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных явлений в сфере управления. Она применима к любому относительно целостному политико-правовому образованию; государству, госвласти, госоргану и т.д.
Второй аспект системы — реальный сложный механизм формирования и функционирования госвласти и управления, включающий объективно существующие компоненты (организационные структуры, нормы, отношения, коммуникации).
|
|
3. Специфика системы государственно-административного управления [5]
Выделим шесть подсистем ГМУ:
1) Институциональная подсистема, т.е. совокупность органов публичного административного управления и должностей в штатном расписании государственных и муниципальных учреждениях власти,
создаваемых на основе законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и администрации соответствующих уровней управления, — это административный аппарат, гражданская служба,
обеспечивающая функции институтов государственной и муниципальной власти.
Изучение институциональной подсистемы позволяет понять, кто конкретно полномочен и реализует исполнительную власть, доводит все решения государства до осуществления.
2) Нормативно-правовая подсистема — это совокупность норм административного и конституционного права, на основе которых строится и функционирует институциональная подсистема.
3) Коммуникативная подсистема – преобладание неравновесных, субъектно-объектных, субординационных отношени й в системе связей и взаимодействия государственных учреждений, «должностных лиц», хотя, существуют и неофициальные (деловые и неформальные) отношения.
4) Функционально-структурная подсистема — г осударственные учреждения в своих управленческих функциях различаются по предмету (содержанию), объему, методам воздействия.
5) Кадровая подсистема.
6) П рофессионально-культурная подсистема – культура общения, культура принятия решений (технологизаци и управления), мотивационная, информационная культура и т. д.
Итак, еще раз отметим, что:
— государственные органы образуют каркас всего здания, институциональной структуры системы государственного управления;
— правовые нормы регулируют государственно-управленческие действия в рамках существующей (стационарной) системы государственно-административного управления;
— отношения в системе административного управления представляют собой структурную основу вертикальных и горизонтальных связей между государственными органами управления;
|
|
— правовая культура, правовое сознание опосредуют процесс созания и воспроизводства всех остальных частей системы управления. В целом все компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и в своей совокупности, интегративности представляют единую динамическую целостность.
СУЩНОСТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Причины и факторы, определяющие усиление роли государства, его активного участия в общественных процессах:
— развитие конкуренции. При отсутствии государственного регулирования на рынке неизбежно возникает монополия и нарушается принцип равных экономических возможностей, что ведет к застою и отставанию в экономике;
— изменения в социальной структуре общества, что выражается в демографических сдвигах — росте численности пожилых людей, углублении социального неравенства. Государство вынуждено распределять и перераспределять общественные ценности, чтобы избежать критического социального расслоения и обеспечить стабильное развитие общества;
— возрастание потребностей в государственной поддержке науке, культуре, образованию. Переход к информационному обществу возможен только на базе высоких технологий, создание которых требует
больших затрат, не приносит сиюминутной прибыли и потому не вызывает интереса у частных инвесторов;
— сокращение (а порой истощение) природных ресурсов диктует задачу государственного регулирования их использования и направления в первую очередь на решение общенациональных проблем;
— ухудшение экологической ситуации требует больших затрат из государственного бюджета и принятия решений общенационального характера;
— возрастание числа различных видов и форм антисоциальной, криминальной деятельности вынуждает государство содержать значительный репрессивный аппарат для борьбы с преступностью, терроризмом, наркобизнесом.
4. Закономерности функционирования и развития системы государственно-административного управления [6]:
1) Полезность – результаты управляющего воздействия обладают полезностью не сами по себе, а лишь по отношению к человеку (экономика должна быть социальной).
2) Система управляющая — это опорная система.
3) СГМУ – вероятностная система. В отличие от детерминированных, с точёно определенным результатом взаимодействия их компонентов, последние в вероятностных системах могут взаимодействовать в неопределенном количестве вариантов, а воздействия извне приводят к неограниченному количеству реакций.
4) Предвидение. Управлять означает предвидеть, делать выбор. Но выбор следует делать только из тех вариантов, которые объективно существуют или заложены в данной ситуации. Более того, выбор следует делать тогда, когда эти варианты определились и сложились.
5) Последствия. Каждое событие следует рассматривать как процесс, составной частью которого являются последствия соответствующей продолжительности. При этом неважно, помним ли мы в каждый данный момент о значимом событии и его результатах.
6) Проявление синергетического эффекта в управлении. Несоответствие между поведением системы
управления в целом и поведением ее отдельных подсистем, элементов, можно назвать системным противоречием. Возникающий феномен «наоборот» связан с таким удивительным свойством политики и администрирования, когда результат многих управленческих действий оказывается обычно прямо противоположным цели этих действий («хотели, как лучше, а вышло, как всегда»).
«Синергетика» — с этим термином связано изучение специфических особенностей процессов самоорганизации, свойственных детерминированным системам.
Система государственного управления — одна из благодатных областей нового синергетического прочтения, здесь постоянно происходит столкновение необходимых и случайных явлений, факторов, возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов, действуют синергетически неравновесные социальные институты.
7) «Изменяющаяся система». Для изменяющейся системы характерны: переход количественных изменений в качественные, противоборство с непредопределенным исходом тенденций и сил, устойчивость и нестабильность в развитии, линейность и нелинейность, проявление критической массы.
8) Стабильность определенной степени, без которой она не может функционировать, быть общественно полезной.
Достаточно взвешенным представляется понимание стабильности как устойчивого состояния системы, позволяющего ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений).
9) Взаимодействие со средой: приспособление системы к внешней среде, приспособление внешней среды к системе управления, противостояние.
10) Управленческие решения и действия. Главным результатом функционирования системы государственного управления, создающим эффект на «выходе» системы, являются управленческие решения и действия.
Целесообразно особо выделить специфические закономерности функционирования и развития муниципального управления:
• расширение самоуправленческих начал как главного условия, резерва самореализации местным сообществом своего потенциала;
• опора на стратегическое управление и планирование, адекватное специфике муниципального образования, его культурной, экономической, территориальной (географической), конфессионной, национальной и другим характеристикам;
• природообразное воспроизводство жизненных сил местного сообщества и каждого жителя на основе целостного и эффективного (экономичного) использования местных ресурсов [7].
5. Принципы функционирования и развития системы государственного и муниципального управления [8]
Принципы государственного и муниципального управления — это осознанные закономерности, принявшие форму руководящей идеи, правил, норм и служащие важным социальным ориентиром в управлении.
Социально-политические принципы и организационно-технологические принципы:
Социально-политические принципы отражают закономерности, которые определяются общественно-политическими целями управления, предназначением, ролью в обществе, миссией системы государственного и муниципального управления:
— соблюдение законности при верховенстве Конституции РФ;
— служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина;
— независимость государственных (и муниципальных) служащих от политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, корпоративных интересов социальных групп и коммерческих структур, а также от интересов отдельных граждан Российской Федерации;
— ответственность органов и гражданских служащих перед законом в случае нарушения прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
— гласность при осуществлении гражданской службы, открытость и подконтрольность гражданскому обществу;
— единство основных требований, предъявляемых на гражданской службе;
— равный доступ граждан Российской Федерации к государственной и муниципальной службе;
— профессионализм и компетентность служащих;
— должностная субординация при принятии и исполнении решений;
— стабильность службы на основе формирования публично-служебных отношений государственного служащего и государства, муниципального служащего и органов местного управления;
— социальная и правовая защищенность служащих;
— сбалансированность установленных для гражданских служащих
законодательных ограничений и предоставляемых им социальных га рантий;
— этичность поведения служащего, поддержание им авторитета гражданской службы и ее корпоративных основ.
Организационно-технологические принципы:
— сочетание демократизма, рыночных отношений и государственного регулирования экономики;
— единство политического, хозяйственного и общественного управления;
— сочетание материального и морального стимулирования служебно-трудовых отношений;
— научная обоснованность государственных и муниципальных структур управления;
— взаимодействие и координация трех уровней власти: федерального, субъектов Российской Федерации, муниципального;
— оперативность принятия государственных и муниципальных управленческих решений;
— обязательность обеспечения обратной связи государственных, муниципальных структур и населения;
— экономичность и эффективность;
— преемственность, взаимоувязка и согласованность принимаемых государственных и муниципальных решений.
6. Универсальные методы управления в системе государственного и муниципального управления [9]
Метод означает способ, образ действий, путь, ведущий к цели.
Метод управления – есть способ организующего воздействия субъекта управления на управляемую систему или конкретный объект управления, с помощью которого достигаются цели, решаются поставленные задачи. Когда мы говорим об организующем воздействии, то имеем в виду широкий смысл этого слова, т. е. руководящее, стимулирующее, контролирующее и другого характера воздействие. При этом конкретное содержание метода управления может быть установлено лишь в связи с конкретным объектом его приложения.
Искусство управленца заключается в том, чтобы в каждой конкретной ситуации сделать акцент на наиболее действенных методах.