Научно-технический прогресс создал, например, такие из них, как системный подход, моделирование, математические и социально-статистические методы исследования и альтернативного выбора решений, ситуационное и целевое управление и т. д.
Классификация методов управления.
методы можно подразделить на две большие группы:
познавательно-программирующие и
организационно-регулирующие.
1) Познавательно-программирующие методы управления по мере развития теории и практики становятся все более разнообразными. В зависимости от степени общности сферы их применения принято различать всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.
Всеобщим методом познания является материалистическая диалектика.
Общенаучные методы: логические, эвристические методы (диалектическая и формальная логика, анализ, синтез, наблюдение, сравнение, выдвижение гипотез) и другие приемы, средства мыслительной деятельности.
Частнонаучными являются методы, разрабатываемые той или иной отраслью знаний для решения своих задач.
|
|
К собственно управленческим относятся познавательно-программирующие методы: системного анализа, исследования операций технологического управленческого цикла, моделирование, организационного проектирования, сетевого планирования. Они предназначены специально для анализа систем и процессов управления.
2) Организационно-регулирующие методы управления, являясь способами непосредственного воздействия на функционирование и поведение управляемых объектов и лиц, весьма разнообразны.
В зависимости от характера воздействия на объект управления различаются методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия, их использование предполагают непосредственный результат воздействия. Их характерные признаки:
— прямое воздействие на волю;
— приказной характер;
— однозначность указаний;
— широкое использование правительственных, ведомственных актов, поручений;
— наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения;
— стимулирование выполнения указаний;
— широкое использование внеэкономического принуждения[10].
Методы косвенного воздействия создают условия для достижения заданных результатов. Их признаки и особенности:
— руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении;
— акты власти управомочивают на определенные действия;
— у подвластных существует возможность выбора варианта поведения;
— автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юридическими нормами и обычаями;
|
|
— наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающей защиту интересов граждан и их объединений.
К всеобщим, универсальным способам воздействия на сознание и волю людей относятся убеждение, поощрение и принуждение.
Убеждение — использование различных разъяснительных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Метод убеждения предполагает стимулирование осознанною, желаемого поведения человека. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют установления органов власти. Метод эффективен, если убеждение «сверху» совпадает с убежденностью «внизу». Для этого убеждение из агитационно-словесного необходимо превратить в точно выверенный научный метод, позволяющий учесть потребности, интересы и устремления различных групп и каждого человека в отдельности. Убеждение в данном случае приближается, сочетается с методом поощрения.
Поощрение — способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Характерные особенности этого метода:
— фактическим основанием для применения поощрения являются заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;
— поощрение связано с оценкой уже совершенных деяний, является составной частью государственного контроля;
— поощрение персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
— поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями и иными благами;
— в основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения;
— поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, стимулируя его[11].
По содержанию различаются следующие виды поощрения: моральное (благодарность, грамота), материальное (премия, ценный подарок), статусное (изменяющее правовой статус гражданина, например присвоение почетного звания), смешанное (часто одна мера содержит моральное и статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).
С точки зрения правовой основы различают поощрение формальное — регламентированное правовыми нормами (соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку); неформальное — применение разнообразных мер воздействия, не предусмотренных юридическими нормами (например, публичная похвала).
Демократизация и гуманизация процесса управления общественными отношениями напрямую связаны с расширением сферы действия методов убеждения и поощрения и сокращением поля применения метода принуждения.
Принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей. Используется как средство обеспечения и охраны законности и правопорядка в сфере управления, выполняет карательную функцию, применяется на основе закона, осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов, персонифицировано, т. е. применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы.
Общество существует и развивается при наличии реальных конфликтов и социальных противоречий, поэтому указанные методы убеждения, поощрения и принуждения необходимы и дополняют друг друга, имеют характер всеобщих, универсальных методов воздействия. Однако их реальное соотношение свидетельствует о степени демократичности управления.
|
|
По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и, соответственно, по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления подразделяют на три основные группы — административные, экономические и социально-психологические.
Административные, или, точнее, организационно-распорядительные методы, характеризуются подчинением воли управляемого объекта воле управляющего объекта по схеме «власть — подчинение». При этом субъект управления в пределах предоставленных ему полномочий распорядительства дает обязательные для исполнения предписания о том, какие действия, какими способами и в какие сроки надлежит совершить подчиненным или от осуществления каких действий им следует воздержаться. Несоблюдение прямых предписаний влечет юридическую ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную). Это, по существу, директивные методы управления. В них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности.
Административно-организационные методы основываются на авторитете верховенства органа, руководителя или иного лица, являющегося организатором деятельности управляемых. Например, проведение совещаний с подчиненными, обобщение и распространение положительного опыта работы не регламентируются государственно-властными велениями в форме юридических предписаний. Однако эти организационные действия преследуют определенную цель — вовлечение большего потенциала сотрудников в процесс управления.
Административно-правовые методы носят государственно-властный характер. Указания, распоряжения субъекта управления, выраженные is правовой форме, обязательны для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой. Акцент на управление посредством права рассчитан на исключение или хотя бы сужение в управленческой практике поля субъективного, волевого, вплоть до волюнтаристского (по личному усмотрению), воздействия.
Административно-демократические методы связаны с последовательным (не от случая к случаю) вовлечением в процесс подготовки, жепертизы управленческих решений, контроля за их выполнением общественно-политических институтов, граждан. Эти методы должны быть востребованы прежде всего в государственном регулировании социально-трудовой сферы, когда принимаются решения, связанные с условиями труда, быта, досуга людей, оказанием им социальных услуг, развитием общественной и политической активности. Эти методы влияют на социально-политические интересы людей, их статус в обществе, возможность свободной самореализации. Углубление демократизма — вовлечение народа в процесс властеотношений, сужение практики прямого администрирования — является условием действительного (на деле, а не на словах) реформирования системы управления обществом.
|
|
Под экономическими методами управления понимаются способы и приемы хозяйствования, основанные на использовании экономических законов и интересов, позволяющие планомерно организовать производственную деятельность, а также прямо и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении высоких конечных народнохозяйственных результатов.
Важны в организации управления и социально-психологические методы. Они предназначены для воздействия на процессы формирования и развития коллективов.
Данные методы неоднородны и поэтому возникает проблема их классификации. В литературе по тематике социального управления отражены разные подходы к решению этого вопроса. Есть классификации, основанные на выделении групп социально-психологических методов в зависимости от направленности их действий. Например, различают методы повышения социально-трудовой активности (обмен опытом, новаторство и т. д.); методы социальной преемственности (посвящение в профессию, чествование ветеранов, смотры, организация музея истории коллектива и т. д.); методы социального нормирования (устав общественных организаций, кодекс чести и т. д.). Исходя из характера объектов социально-психологического воздействия, выделяют методы управления: социально-массовыми процессами, группами людей, внутригрупповыми явлениями и процессами, индивидуально-личностным поведением.
Социально-психологические методы управления призваны содействовать созданию в коллективе здорового морального климата. Велика роль руководителей первичных коллективов. Их деловые и личные качества, умение правильно наладить отношения с людьми значительно упрощают процесс формирования коллектива. Специфика данных методов управления в том, что их использованием как бы преодолевается ограниченность административных и экономических (материальных) воздействий. Здесь вступают в действие наиболее эффективные стимулы — моральные, духовные, нравственные, при наличии которых каждый работник старается оптимизировать свой труд.
Особым комплексным методом управления является социальное планирование. Оно, как известно, направлено на совершенствование социальной структуры института гражданской службы, ее подразделений, на повышение квалификации служащих, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, улучшение условий труда, быта и отдыха сотрудников.
Вопросы для размышления и самоконтроля
1. Что вы вкладываете в понятие «система государственного и муниципального управления»?
2. Охарактеризуйте видовые признаки социальной системы.
3. В чем специфика системы государственного и муниципального управления в ряду социальных систем?
4. Обозначьте системообразующие элементы в структуре системы управления.
5. Какую методологическую значимость имеет вопрос о принципах и методах функционирования системы государственного и муниципального управления? Охарактеризуйте важнейшие принципы и методы государственного (муниципального) управления.
6. Обозначьте системообразующие компоненты в структуре системы государственно-административного управления.
7. Что включает в себя государственная сфера как объект государственно-административного воздействия?
8. Какие вы видите варианты (модели) реорганизации государственно-административного управления, его взаимодействия с частным сектором?
9. Выделите важнейшие, на ваш взгляд, закономерности развития, системы государственно-административного управления.
[1] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 60 – 89.
[2] См.: Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М., 1995. С. 323.
[3] Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука). М., 1989. Кн. 1. С. 113, 117.
[4] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Проспект, 2009. С. 388 – 391.
[5] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
[6] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
[7] См.: Муниципальное управление: учеб. пособие для вузов / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов и др. М., 2002. С. 82.
[8] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Проспект, 2009. С. 407 – 421.
[9] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Проспект, 2009.
[10] См.: Административное право России (конспект лекций в схемах). М, 1998. С. 68.
[11] См.: Административное право России. С. 70.