Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Традиционные методы и новые методы управления




Научно-технический прогресс создал, например, такие из них, как системный подход, моделирование, математические и социально-статистические методы исследования и альтернативного выбора решений, ситуационное и целевое управление и т. д.

Классификация методов управления.

методы можно под­разделить на две большие группы:

познавательно-программирующиеи

организационно-регулирующие.

1) Познавательно-программирующие методы управления по мере раз­вития теории и практики становятся все более разнообразными. В за­висимости от степени общности сферы их применения принято раз­личать всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.

Всеобщим методом познания является материалистическая диалек­тика.

Общенаучные методы: логические, эвристические методы (диалек­тическая и формальная логика, анализ, синтез, наблюдение, сравне­ние, выдвижение гипотез) и другие приемы, средства мыслительной деятельности.

Частнонаучными являются методы, разрабатываемые той или иной отраслью знаний для решения своих задач.

К собственно управленческим относятся познавательно-програм­мирующие методы: системного анализа, исследования операций тех­нологического управленческого цикла, моделирование, организацион­ного проектирования, сетевого планирования. Они предназначены специально для анализа систем и процессов управления.

2) Организационно-регулирующие методы управления, являясь способа­ми непосредственного воздействия на функционирование и поведение управляемых объектов и лиц, весьма разнообразны.

В зависимости от характера воздействия на объект управления различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия, их использование предполагают не­посредственный результат воздействия. Их характерные признаки:

— прямое воздействие на волю;

— приказной характер;

— однозначность указаний;

— широкое использование правительственных, ведомственных актов, поручений;

— наличие административного аппарата, контролирующего вы­полнение указаний и применяющего принудительные меры для ис­полнения;

— стимулирование выполнения указаний;

— широкое использование внеэкономического принуждения[10].
Методы косвенного воздействиясоздают условия для достижения заданных результатов. Их признаки и особенности:

— руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении;

— акты власти управомочивают на определенные действия;

— у подвластных существует возможность выбора варианта пове­дения;

— автоматически действующий механизм стимулирования закреп­лен юридическими нормами и обычаями;




— наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающей защиту интересов граждан и их объединений.

К всеобщим, универсальным способам воздействия на сознание и волю людей относятся убеждение, поощрение и принуждение.

Убеждение— использование различных разъяснительных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Метод убеждения предполагает стимулирование осознанною, желаемого поведения человека. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют установления ор­ганов власти. Метод эффективен, если убеждение «сверху» совпадает с убежденностью «внизу». Для этого убеждение из агитационно-сло­весного необходимо превратить в точно выверенный научный метод, позволяющий учесть потребности, интересы и устремления различных групп и каждого человека в отдельности. Убеждение в данном случае приближается, сочетается с методом поощрения.

Поощрение— способ воздействия, который через интерес, созна­ние направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Характерные особенности этого метода:

— фактическим основанием для применения поощрения являются заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;

— поощрение связано с оценкой уже совершенных деяний, является составной частью государственного контроля;

— поощрение персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;

— поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями и иными блага­ми;



— в основном поощрение урегулировано правом, во многих слу­чаях реализуется в форме правоприменения;

— поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, сти­мулируя его[11].

По содержанию различаются следующие виды поощрения: мо­ральное (благодарность, грамота), материальное (премия, ценный по­дарок), статусное (изменяющее правовой статус гражданина, напри­мер присвоение почетного звания), смешанное (часто одна мера со­держит моральное и статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

С точки зрения правовой основы различают поощрение формаль­ное — регламентированное правовыми нормами (соответствующие ме­ры оформляются специальными правоприменительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку); не­формальное — применение разнообразных мер воздействия, не преду­смотренных юридическими нормами (например, публичная похвала).

Демократизация и гуманизация процесса управления обществен­ными отношениями напрямую связаны с расширением сферы дейст­вия методов убеждения и поощрения и сокращением поля примене­ния метода принуждения.

Принуждениекак метод управления состоит в психическом, мате­риальном или физическом воздействии на сознание и поведение лю­дей. Используется как средство обеспечения и охраны законности и правопорядка в сфере управления, выполняет карательную функцию, применяется на основе закона, осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов, персонифицировано, т. е. при­меняется только к конкретным субъектам права, нарушившим адми­нистративно-правовые нормы.

Общество существует и развивается при наличии реальных кон­фликтов и социальных противоречий, поэтому указанные методы убе­ждения, поощрения и принуждения необходимы и дополняют друг друга, имеют характер всеобщих, универсальных методов воздействия. Однако их реальное соотношение свидетельствует о степени демокра­тичности управления.

По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и, соответственно, по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления подразделяют на три основные группы — административные, экономические и социаль­но-психологические.

Административные, или, точнее, организационно-распорядительныеметоды, характеризуются подчинением воли управляемого объекта во­ле управляющего объекта по схеме «власть — подчинение». При этом субъект управления в пределах предоставленных ему полномочий рас­порядительства дает обязательные для исполнения предписания о том, какие действия, какими способами и в какие сроки надлежит совершить подчиненным или от осуществления каких действий им следует воздержаться. Несоблюдение прямых предписаний влечет юридическую ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную). Это, по существу, директивные методы управления. В них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности.

Административно-организационные методыосновываются на авто­ритете верховенства органа, руководителя или иного лица, являюще­гося организатором деятельности управляемых. Например, проведение совещаний с подчиненными, обобщение и распространение положи­тельного опыта работы не регламентируются государственно-властны­ми велениями в форме юридических предписаний. Однако эти орга­низационные действия преследуют определенную цель — вовлечение большего потенциала сотрудников в процесс управления.

Административно-правовые методыносят государственно-властный характер. Указания, распоряжения субъекта управления, выраженные is правовой форме, обязательны для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой. Акцент на управле­ние посредством права рассчитан на исключение или хотя бы суже­ние в управленческой практике поля субъективного, волевого, вплоть до волюнтаристского (по личному усмотрению), воздействия.

Административно-демократические методысвязаны с последова­тельным (не от случая к случаю) вовлечением в процесс подготовки, жепертизы управленческих решений, контроля за их выполнением общественно-политических институтов, граждан. Эти методы должны быть востребованы прежде всего в государственном регулировании социально-трудовой сферы, когда принимаются решения, связанные с условиями труда, быта, досуга людей, оказанием им социальных ус­луг, развитием общественной и политической активности. Эти методы влияют на социально-политические интересы людей, их статус в об­ществе, возможность свободной самореализации. Углубление демо­кратизма — вовлечение народа в процесс властеотношений, сужение практики прямого администрирования — является условием действи­тельного (на деле, а не на словах) реформирования системы управле­ния обществом.

Под экономическими методамиуправления понимаются способы и приемы хозяйствования, основанные на использовании экономиче­ских законов и интересов, позволяющие планомерно организовать производственную деятельность, а также прямо и косвенно стимули­ровать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении высоких конечных народнохозяйственных результатов.

Важны в организации управления и социально-психологические ме­тоды.Они предназначены для воздействия на процессы формирова­ния и развития коллективов.

Данные методы неоднородны и поэтому возникает проблема их классификации. В литературе по тематике социального управления отражены разные подходы к решению этого вопроса. Есть классифи­кации, основанные на выделении групп социально-психологических методов в зависимости от направленности их действий. Например, различают методы повышения социально-трудовой активности (обмен опытом, новаторство и т. д.); методы социальной преемственности (посвящение в профессию, чествование ветеранов, смотры, организа­ция музея истории коллектива и т. д.); методы социального нормиро­вания (устав общественных организаций, кодекс чести и т. д.). Исходя из характера объектов социально-психологического воздействия, вы­деляют методы управления: социально-массовыми процессами, груп­пами людей, внутригрупповыми явлениями и процессами, индивиду­ально-личностным поведением.

Социально-психологические методы управления призваны содей­ствовать созданию в коллективе здорового морального климата. Велика роль руководителей первичных коллективов. Их деловые и личные качества, умение правильно наладить отношения с людьми значитель­но упрощают процесс формирования коллектива. Специфика данных методов управления в том, что их использованием как бы преодолева­ется ограниченность административных и экономических (материаль­ных) воздействий. Здесь вступают в действие наиболее эффективные стимулы — моральные, духовные, нравственные, при наличии кото­рых каждый работник старается оптимизировать свой труд.

Особым комплексным методом управления является социальное планирование. Оно, как известно, направлено на совершенствование социальной структуры института гражданской службы, ее подразделе­ний, на повышение квалификации служащих, создание благоприятно­го морально-психологического климата в коллективе, улучшение ус­ловий труда, быта и отдыха сотрудников.

Вопросы для размышления и самоконтроля

1. Что вы вкладываете в понятие «система государственного и му­ниципального управления»?

2. Охарактеризуйте видовые признаки социальной системы.

3. В чем специфика системы государственного и муниципального управления в ряду социальных систем?

4. Обозначьте системообразующие элементы в структуре системы управления.

5. Какую методологическую значимость имеет вопрос о принци­пах и методах функционирования системы государственного и муни­ципального управления? Охарактеризуйте важнейшие принципы и ме­тоды государственного (муниципального) управления.

6. Обозначьте системообразующие компоненты в структуре систе­мы государственно-административного управления.

7. Что включает в себя государственная сфера как объект государственно-административного воздействия?

8. Какие вы видите варианты (модели) реорганизации государствен­но-административного управления, его взаимодействия с частным сек­тором?

9. Выделите важнейшие, на ваш взгляд, закономерности развития, системы государственно-административного управления.


[1] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 60 – 89.

[2] См.: Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М., 1995. С. 323.

[3] Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука). М., 1989. Кн. 1. С. 113, 117.

[4] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Проспект, 2009. С. 388 – 391.

[5] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

[6] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

[7] См.: Муниципальное управление: учеб. пособие для вузов / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов и др. М., 2002. С. 82.

[8] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Проспект, 2009. С. 407 – 421.

[9] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Проспект, 2009.

[10] См.: Административное право России (конспект лекций в схемах). М, 1998. С. 68.

[11] См.: Административное право России. С. 70.





Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 648; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8658 - | 7099 - или читать все...

Читайте также:

 

100.26.182.28 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.