Традиционные методы и новые методы управления

Научно-технический прогресс создал, например, такие из них, как системный подход, моделирование, математические и социально-статистические методы исследования и альтернативного выбора решений, ситуационное и целевое управление и т. д.

Классификация методов управления.

методы можно под­разделить на две большие группы:

познавательно-программирующие и

организационно-регулирующие.

1) Познавательно-программирующие методы управления по мере раз­вития теории и практики становятся все более разнообразными. В за­висимости от степени общности сферы их применения принято раз­личать всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.

Всеобщим методом познания является материалистическая диалек­тика.

Общенаучные методы: логические, эвристические методы (диалек­тическая и формальная логика, анализ, синтез, наблюдение, сравне­ние, выдвижение гипотез) и другие приемы, средства мыслительной деятельности.

Частнонаучными являются методы, разрабатываемые той или иной отраслью знаний для решения своих задач.

К собственно управленческим относятся познавательно-програм­мирующие методы: системного анализа, исследования операций тех­нологического управленческого цикла, моделирование, организацион­ного проектирования, сетевого планирования. Они предназначены специально для анализа систем и процессов управления.

2) Организационно-регулирующие методы управления, являясь способа­ми непосредственного воздействия на функционирование и поведение управляемых объектов и лиц, весьма разнообразны.

В зависимости от характера воздействия на объект управления различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия, их использование предполагают не­посредственный результат воздействия. Их характерные признаки:

— прямое воздействие на волю;

— приказной характер;

— однозначность указаний;

— широкое использование правительственных, ведомственных актов, поручений;

— наличие административного аппарата, контролирующего вы­полнение указаний и применяющего принудительные меры для ис­полнения;

— стимулирование выполнения указаний;

— широкое использование внеэкономического принуждения[10].
Методы косвенного воздействия создают условия для достижения заданных результатов. Их признаки и особенности:

— руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении;

— акты власти управомочивают на определенные действия;

— у подвластных существует возможность выбора варианта пове­дения;

— автоматически действующий механизм стимулирования закреп­лен юридическими нормами и обычаями;

— наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающей защиту интересов граждан и их объединений.

К всеобщим, универсальным способам воздействия на сознание и волю людей относятся убеждение, поощрение и принуждение.

Убеждение — использование различных разъяснительных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Метод убеждения предполагает стимулирование осознанною, желаемого поведения человека. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют установления ор­ганов власти. Метод эффективен, если убеждение «сверху» совпадает с убежденностью «внизу». Для этого убеждение из агитационно-сло­весного необходимо превратить в точно выверенный научный метод, позволяющий учесть потребности, интересы и устремления различных групп и каждого человека в отдельности. Убеждение в данном случае приближается, сочетается с методом поощрения.

Поощрение — способ воздействия, который через интерес, созна­ние направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Характерные особенности этого метода:

— фактическим основанием для применения поощрения являются заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;

— поощрение связано с оценкой уже совершенных деяний, является составной частью государственного контроля;

— поощрение персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;

— поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями и иными блага­ми;

— в основном поощрение урегулировано правом, во многих слу­чаях реализуется в форме правоприменения;

— поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, сти­мулируя его[11].

По содержанию различаются следующие виды поощрения: мо­ральное (благодарность, грамота), материальное (премия, ценный по­дарок), статусное (изменяющее правовой статус гражданина, напри­мер присвоение почетного звания), смешанное (часто одна мера со­держит моральное и статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

С точки зрения правовой основы различают поощрение формаль­ное — регламентированное правовыми нормами (соответствующие ме­ры оформляются специальными правоприменительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку); не­формальное — применение разнообразных мер воздействия, не преду­смотренных юридическими нормами (например, публичная похвала).

Демократизация и гуманизация процесса управления обществен­ными отношениями напрямую связаны с расширением сферы дейст­вия методов убеждения и поощрения и сокращением поля примене­ния метода принуждения.

Принуждение как метод управления состоит в психическом, мате­риальном или физическом воздействии на сознание и поведение лю­дей. Используется как средство обеспечения и охраны законности и правопорядка в сфере управления, выполняет карательную функцию, применяется на основе закона, осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов, персонифицировано, т. е. при­меняется только к конкретным субъектам права, нарушившим адми­нистративно-правовые нормы.

Общество существует и развивается при наличии реальных кон­фликтов и социальных противоречий, поэтому указанные методы убе­ждения, поощрения и принуждения необходимы и дополняют друг друга, имеют характер всеобщих, универсальных методов воздействия. Однако их реальное соотношение свидетельствует о степени демокра­тичности управления.

По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и, соответственно, по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления подразделяют на три основные группы — административные, экономические и социаль­но-психологические.

Административные, или, точнее, организационно-распорядительные методы, характеризуются подчинением воли управляемого объекта во­ле управляющего объекта по схеме «власть — подчинение». При этом субъект управления в пределах предоставленных ему полномочий рас­порядительства дает обязательные для исполнения предписания о том, какие действия, какими способами и в какие сроки надлежит совершить подчиненным или от осуществления каких действий им следует воздержаться. Несоблюдение прямых предписаний влечет юридическую ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную). Это, по существу, директивные методы управления. В них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности.

Административно-организационные методы основываются на авто­ритете верховенства органа, руководителя или иного лица, являюще­гося организатором деятельности управляемых. Например, проведение совещаний с подчиненными, обобщение и распространение положи­тельного опыта работы не регламентируются государственно-властны­ми велениями в форме юридических предписаний. Однако эти орга­низационные действия преследуют определенную цель — вовлечение большего потенциала сотрудников в процесс управления.

Административно-правовые методы носят государственно-властный характер. Указания, распоряжения субъекта управления, выраженные is правовой форме, обязательны для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой. Акцент на управле­ние посредством права рассчитан на исключение или хотя бы суже­ние в управленческой практике поля субъективного, волевого, вплоть до волюнтаристского (по личному усмотрению), воздействия.

Административно-демократические методы связаны с последова­тельным (не от случая к случаю) вовлечением в процесс подготовки, жепертизы управленческих решений, контроля за их выполнением общественно-политических институтов, граждан. Эти методы должны быть востребованы прежде всего в государственном регулировании социально-трудовой сферы, когда принимаются решения, связанные с условиями труда, быта, досуга людей, оказанием им социальных ус­луг, развитием общественной и политической активности. Эти методы влияют на социально-политические интересы людей, их статус в об­ществе, возможность свободной самореализации. Углубление демо­кратизма — вовлечение народа в процесс властеотношений, сужение практики прямого администрирования — является условием действи­тельного (на деле, а не на словах) реформирования системы управле­ния обществом.

Под экономическими методами управления понимаются способы и приемы хозяйствования, основанные на использовании экономиче­ских законов и интересов, позволяющие планомерно организовать производственную деятельность, а также прямо и косвенно стимули­ровать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении высоких конечных народнохозяйственных результатов.

Важны в организации управления и социально-психологические ме­тоды. Они предназначены для воздействия на процессы формирова­ния и развития коллективов.

Данные методы неоднородны и поэтому возникает проблема их классификации. В литературе по тематике социального управления отражены разные подходы к решению этого вопроса. Есть классифи­кации, основанные на выделении групп социально-психологических методов в зависимости от направленности их действий. Например, различают методы повышения социально-трудовой активности (обмен опытом, новаторство и т. д.); методы социальной преемственности (посвящение в профессию, чествование ветеранов, смотры, организа­ция музея истории коллектива и т. д.); методы социального нормиро­вания (устав общественных организаций, кодекс чести и т. д.). Исходя из характера объектов социально-психологического воздействия, вы­деляют методы управления: социально-массовыми процессами, груп­пами людей, внутригрупповыми явлениями и процессами, индивиду­ально-личностным поведением.

Социально-психологические методы управления призваны содей­ствовать созданию в коллективе здорового морального климата. Велика роль руководителей первичных коллективов. Их деловые и личные качества, умение правильно наладить отношения с людьми значитель­но упрощают процесс формирования коллектива. Специфика данных методов управления в том, что их использованием как бы преодолева­ется ограниченность административных и экономических (материаль­ных) воздействий. Здесь вступают в действие наиболее эффективные стимулы — моральные, духовные, нравственные, при наличии кото­рых каждый работник старается оптимизировать свой труд.

Особым комплексным методом управления является социальное планирование. Оно, как известно, направлено на совершенствование социальной структуры института гражданской службы, ее подразделе­ний, на повышение квалификации служащих, создание благоприятно­го морально-психологического климата в коллективе, улучшение ус­ловий труда, быта и отдыха сотрудников.

Вопросы для размышления и самоконтроля

1. Что вы вкладываете в понятие «система государственного и му­ниципального управления»?

2. Охарактеризуйте видовые признаки социальной системы.

3. В чем специфика системы государственного и муниципального управления в ряду социальных систем?

4. Обозначьте системообразующие элементы в структуре системы управления.

5. Какую методологическую значимость имеет вопрос о принци­пах и методах функционирования системы государственного и муни­ципального управления? Охарактеризуйте важнейшие принципы и ме­тоды государственного (муниципального) управления.

6. Обозначьте системообразующие компоненты в структуре систе­мы государственно-административного управления.

7. Что включает в себя государственная сфера как объект государственно-административного воздействия?

8. Какие вы видите варианты (модели) реорганизации государствен­но-административного управления, его взаимодействия с частным сек­тором?

9. Выделите важнейшие, на ваш взгляд, закономерности развития, системы государственно-административного управления.


[1] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 60 – 89.

[2] См.: Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М., 1995. С. 323.

[3] Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука). М., 1989. Кн. 1. С. 113, 117.

[4] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Проспект, 2009. С. 388 – 391.

[5] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

[6] Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

[7] См.: Муниципальное управление: учеб. пособие для вузов / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов и др. М., 2002. С. 82.

[8] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Проспект, 2009. С. 407 – 421.

[9] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Проспект, 2009.

[10] См.: Административное право России (конспект лекций в схемах). М, 1998. С. 68.

[11] См.: Административное право России. С. 70.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: