Традиционный процесс обучения | Образовательная деятельность при деятельностном подходе | |
Задействованная сторона мышления | Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная) | Творческая сторона мышления (продуктивная) |
Деятельность педагога | Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку | Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем |
Деятельность ребенка | Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции | Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий |
Методологические подходы к организации занятий с детьми:
- Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;
- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
- Обязательны смена мизансцен и движение;
|
|
- Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
- Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
- Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
- Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
- В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
- Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:
диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей
Формы самореализации дошкольников:
Выставки (тематические и авторские);
Персональные выставки детских работ;
Презентации;
Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
Коллекции.
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
[2] Словарь - справочник воспитателя/ Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008.