Ход образовательной деятельности

 

 

-В какой стране мы живем? (В России.)

-В каждой стране есть главный город - столица.Кто знает, как называется столица России? (Ответы детей.)

-Правильно, Москва. Это очень красивый и древний город. Он был основан на Москва-реке, поэтому и получил такое же имя. Москва сегодня - это современный, процветающий город. В Москве работают наше правительство и президент. В Москве принимаются все важные законы, по которым живет наша страна Россия. 

В Москвестроится много новых зданий, мостов, ведь это главный город страны, значит, он должен быть самым красивым. Но многое делается и для сохранения старинных памятников, потому что это история Москвы, которая насчитывает более восьми веков. Посмотрите, как Москва выглядела в старину. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами старинных московских улиц.)

-А этосовременная Москва. (Воспитатель показывает детям иллюстрации с видами современных московских улиц.)

Москва-оченькрасивый город. Огромное количество иностранных гостей приезжает в Москву, чтобы посмотреть на столицу России. -Ктоиз вас, ребята, бывал в Москве? Расскажите о своих впечатлениях.

(Дети показывают фотографии и рассказывают о Москве.)

 -Ну а кто еще не побывал в Москве, пусть не расстраивается. Все впереди, вы обязательно побываете в нашей столице!

 -Давайте вместе познакомимся с достопримечательностями Москвы. Достопримечательности - это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего. (Воспитатель рассказывает о достопримечательностях Москвы и показывает картинки.)

 -Посмотрите, это Московский Кремль. Снего в старину начинала строиться Москва.

А это Красная площадб. Главная площадь страны, на которой проходят военные парады в праздники.

В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным россиянам. Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника: Царь-пушку и Царь-колокол. Посмотрите на них. (Воспитатель показывает иллюстрации.)

Сначала была изготовлена Царь-пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь-пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. Названаона так, потому что имеет огромный размер и вес. Царь-пушка - значит самая большая пушка.Царь-колокол был изготовлен по приказу русской императрицы Анны

Иоанновны. Отлили Царь-колокол русские мастера Иван и Михаил Моторины. Но во время пожара в Кремле мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали заливать его водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок. Поэтому Царь-колоколникогда не звонил. Он стоит в Москве как памятник русским мастерам. Туристы очень любят фотографироваться на фоне этих памятников.

 

Много еще в Москве всего удивительного. Когда вы станете постарше, обязательно узнаете обо всех московских памятниках. Но не только за памятники архитектуры любят россияне свое столицу. Каждому русскому человеку дорого Москва, потому что она главный город нашего государства - России. Вот какими теплыми словами говорил Пушкин о Москве.

Как часто в горестной разлуке,В моей блуждающей судьбе,Москва, я думал о тебе.Москва... Как много в этом звукеДля сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Воспитатель предлагает детям по желанию нарисовать башню Кремля, Царь-пушку,Царь-колокол или Спаскую башню.

 

 

Дымковская игрушка.

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

 

 

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски –сруб колодца, круг с серединкой-

звёздочкой –солнце и другие светила.

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушкупросушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка –это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает егоот других народных промыслов. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И вдовершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной игрушкой, с аляповатыми гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой яркий "потешный" стиль, что среди любого количества игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.

 

Легенда о "Хохломе"

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли.Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаютсяиз рук в руки, от учителя к ученику.

 

 

Хохломские узоры

Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть

изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богатство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.

Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментальногомотива.

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка". Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом

орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки.

Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.

"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц ирыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.

Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые кабы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы

нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

Хохломские узоры создавались при помощи сложной техники промысла. К тому времени овладели мастера секретом прочности рисунка. Чтобы ложилась краска ровно на шероховатую поверхность дерева, нужно ложку «провапить» - обмазать тонким слоем особой жирной глины. Потом покрыть олифой, чтобы пристала краска. А когда нанесен рисунок, ложку несколько раз «лачат» - кроют лаком, сваренным из льняного масла. После сушки выходит ложка издышащей жаром печи гладкая и блестящая. Не страшны

Хохломской орнамент

Легенда о хохломе гласит, что жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы –цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.

Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

Хохлома появилась в 17 веке в Заволжье Нижегородской губернии. Это декоративная роспись по деревянной посуде, мебели. Этот вид промысла объединил бедных крестьян и староверов. Хохлома пользуется большой популярностью. В 19 веке этот вид промысла был представлен на большом количестве ярмарок в иностранных государствах. Хохломские изделия покупают по все Западной Европе и Индии.

Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медовозолотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды.

Роспись под хохлому –это особенный художественный стиль, так называемый «растительный орнамент». Самый любимый –«травяной». Этот стиль напоминает осоку, которая растет вокруг озера, луга, поэтому некоторые орнаменты называются «осока».

Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях –спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок.

Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу,вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.

Но художники стремятся улучшать не только глубину красоты орнаментов. Они хотят обогатить сами виды и формы предметов. Эти изменения помогают древнерусскому орнаменту хохломы по-новому заблистать в современных городских пейзажах, не быть чуждым предметом в нашем урбанистическом мире.

 

Былинные богатыри землиРусской Программное содержание:

1. Формироватьпредставлениео героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли русской.

2. Оживитьпредставлениео былине, о былинных героях –Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.

3. Сформировать представление о Богатыре – Стихиии оБогатыре – Человеке.

4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь –стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

2. Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

3. Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

4. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловейразбойник».

Книжная выставка:

1. О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.

2. Чтение отрывков о былинных героях (см. вкладыш-панно «Русские богатыри»).

3. Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.

4. Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.

5. Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.

6. Альбом «Россия».

7. Картина В.М.Васнецова «Богатыри».

– Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях –богатырях Древней Руси, которые жили несколько лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать моглиО делах родной земли.

– Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Силён, как вольный ветер,Могуч, как ураган.

Он защищает землюОт злобных басурман!

Он силой доброю богат,Он защищает стольный град.Спасает бедных и детейИ стариков и матерей!

Вопросы:

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

–Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

2. Что такое Былина?

–Былина произошла от слова быль, было.

3. Кто слагал Былины о богатырях?

–Сказитель.

4. Как сказитель рассказывал Былину?

– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,Да про подвиги богатырские!

– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда квнуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия –какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко –сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои –богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине –Руси.

Много песени былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

– Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.

1. Смелость силе воевода.

2. Кто смел, тот на коня сел.

3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

4. На Руси не все караси, есть и ерши.

5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: