| Классический
психоанализ
| Адлерианское
консультирование
| Личностно-центрированное консультирование
| Экзистенциальное
Консультирование
|
Главные
теоретики
| Зигмунд Фрейд
Анна Фрейд
Хайнц Когут
| Альфред Адлер
Рудольф Дрейкурс
Дон Динкмейер
Томас Суини
| Карл Роджерс
Анджело Бой
Джеральд Пайн
| Ролло Мэй
Виктор Франкл
Абрахам Маслоу
Ирвин Ялом
Сидней Жорард
Клеммонт Вонтресс
|
Взгляд на
Природу человека
| Акцент на раннем детстве и на
психосексуальных стадиях развития; признание важности бессознательного и защитных механизмов Эго; сосредоточение
на биологических, детерминистских аспектах поведения
| Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации; важность порядка рождения ребенка, состава семьи, стиля жизни и телеологических (будущих) целей как главных факторов личностного роста и развития
| Понимание человека как изначально положительного, движущегося вперед и заслуживающего доверия; феноменологический взгляд на личность; человек является самонаправляемым и ориентированным на рост при наличии благоприятных возможностей
| Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля; сосредоточение на смысле тревожности, смысле жизни и на релевантности индивидуального опыта
|
Роль консультанта
| Консультант выступает в роли эксперта, способствует переносу и исследованию бессознательного; помогает в интерпретации
| Консультант формирует равноправные отношения с клиентом, моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента, обсуждает с ним предположения, назначает домашнюю работу, поощряет.
| Подчеркнуто холистический подход, непосредственность отношений «Я—Ты»; консультант способствует проявлению уникальности клиента и обращает на эту уникальность внимание самого клиента; консультант выступает в качестве средства; акцент на личных качествах: сердечности, эмпатии, доброжелательности, конкретности и искренности.
| Акцент на искренности консультанта и на понимании уникальности клиента; придание большого значения личностным отношениям, моделированию и обмену опытом
|
Цели
| Консультант помогает сделать бессознательное сознательным, пройти через нерешенные стадии развития, помогает клиенту научиться справляться с трудностями и адаптироваться, способствует реконструкция личности
| Консультант культивирует социальные интересы, исправляет искаженные представления и ошибочные цели, развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям через действие по принципу «как будто бы»
| Самоизучение; открытость по отношению к себе, другим; самонаправленность и реалистичность; большая терпимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь» и «теперь»
| Помогает клиентам осознавать свою ответственность, понимание, свободу и потенциал; отход от внешней системы координат
|
Методы
| Метод свободных ассоциаций; анализ сновидений; анализ переноса; анализ сопротивления; интерпретация
| Использование эмпатии, создание атмосферы поддержки, сердечности, сотрудничества. Упор на пробуждение у клиента достоинства и ответственности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сновидений и приоритетов клиента. Обращение внимания на интерпретацию, задавание «вопроса», «плевки в суп» клиенту, сдерживание себя и постановку задачи
| Одобрение, разъяснение; отражение эмоций; использование эмпатии, положительное отношение, конгруэнтность, самораскрытие, активное/пассивное слушание, открытые вопросы-утверждения,
подытоживание.
| Открытость консультанта и заинтересованность в познании; признание уникальности клиента; акцент на отношениях; преодоление неопределенности; конфронтация; заимствование других «работающих» активных методов, таких как воображение или упражнения на понимание
|
Достоинства
| Акцент на важности сексуальности и бессознательного в человеческом поведении; приемлемость диагностических инструментов; разно-направленность; изучение отобранных случаев на протяжении длительного периода развития; изучение жизненных стадий развития человека, особенно детства
| Поощрение и поддержка консультантом равноправных отношений; многосторонность; подход полезен при определенных нарушениях. Теоретический вклад в словарь общеупотребительной и профессиональной лексики (например, понятие «комплекс неполноценности»)
| Открытость теории и ее способность эволюционировать; применимость к широкому диапазону человеческих проблем; эффективность при работе с определенными нарушениями (например, нарушениями адаптации); кратковременность воздействия; эффективное применение парапрофес-сионалами; положительный взгляд на природу человека
| Гуманистический акцент; сосредоточенность на тревожности как мотиваторе; использование философии и литературы, для того, чтобы информировать/направлять; подчеркивание значения непрерывного роста; подход является эффективным в кросскультуральном консультировании
|
Ограничения
| Реализация подхода трудоемка и дорога; закрытая система применения, ограниченная в основном психиатрией; сосредоточенность на патологии; детерминистический характер; подход неэффективен для индивидов с незначительными расстройствами
| Недостаток надежной исследовательской базы; неопределенность концепций, терминологии и теоретического объяснения консультирования; узость подхода
| Недостаток конкретности; работает лучше всего с разговорчивыми, сообразительными клиентами; игнорирует бессознательные и врожденные побуждения; имеет дело с поверхностными проблемами
| Не полностью разработан; недостаточно обучающих подходов к теории научения; субъективность, недостаток однородности; под ход является более философским и менее функциональным, чем другие теории; избегает диагнозов и тестирования
|
| Гештальт-теория
| Рационально-
Эмотивная терапия
| Транзактный
анализ
| Бихевиоральное и когнитивно-бихев. консультирование
| Терапия
реальностью
|
Главные
теоретики
| Фриц Перлз, Лаура Перлз, Ирма Ли Шеперд, Джоан Фэйгэн, Курт Левин
| Альберт Эллис, Макси Молтсби, Джанет Вольф
| Эрик Берн Клод, Штайнер Томас, Харрис Грэхем, Варне
| Джон Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер
Джозеф Вольпе, Альберт Бандура
Джон Крумболтц, Аарон Бек, Дональд Мейхенбаум
| Г. Л. Хаггингтон
Уильям Глассер
Роберт Вубболдинг
|
Взгляд на
Природу человека
| Акцент на важности цельности и завершенности в человеческой жизни; подчеркивание внутреннего здравого смысла человека и важности аффекта; феноменологичность и антидетермизм подхода; сосредоточенность на изменении.
| Люди по своей сущности одновременно рациональны и иррациональны; биологический дуализм; люди могут навредить себе тем, что они думают; дети наиболее ранимые; считается ошибочным использование форм глагола быть (to be) для того, чтобы описывать себя
| Оптимизм подхода проявляется в признании того, что люди могут изменяться; личность состоит из трех взаимодействующих эго-состояний: родителя, взрослого, ребенка; подчеркивается важность для индивидуального благополучия и роста внутриличностной интеграции и анализа транзакций, игр, использования времени, и сценариев
| Любое человеческое поведение — предмет научения; старые формы поведения могут быть подавлены, а новые формы поведения установлены; условное научение, оперантное обусловливание и социальное моделирование — три главных способа научения.
| Благополучия или роста может добиться каждый индивид; проблемы возникают тогда, когда люди не берут на себя ответственность за свое поведение; научение представляет собой процесс, длящийся всю жизнь; люди имеют потребность быть любимыми и любить, ощущать свою полезность и успешность и активно управлять миром вокруг себя, добиваясь различных целей
|
Роль консультанта
| Консультанту необходимо быть искренним, побуждающим и акцентивным; акцент делается на «теперь», консультант помогает клиенту завершить незаконченное део; консультант обращает внимание на вербальные и невербальные сигналы, конгруэнтность; использует «Я» вместо «Оно» и «Они»
| Активный, направляющий консультант обучает, противодействует, корректирует; консультант концентрируется на азах разговора о самом себе или на рациональном самоанализе.
| Консультант выступает в качестве учителя; заключаются контракты с клиентом на изменение; инструкции даются на языке транзактного анализа.
| Консультант выступает в роли учителя, руководителя и эксперта,
проявляет активность на сессиях, помогает клиенту прояснить цели и добиться изменений в поведении и в мыслях.
| Консультант выступает в роли учителя и модели, концентрируется на установлении отношений с клиентом; консультант занимает активную, директивную, прагматичную и дидактическую позицию.
|
Цели
| Акцент на непоредственности опыта; осуществление выборов в настоящем; разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, умственный рост; избавление от неврозов
| Помогает клиентам жить более содержательной и продуктивной жизнью, прекращает иррациональное мышление; устранение стрессогенных обязанностей (то есть добиваться того, чего хочется); устранение пагубных привычек; толерантность и принятие себя и других
| Преобразование; достижение процветания и автономии; приобретение большей осведомленности, освобождение от игр, установление близких отношений и отношений одобрения
| Помогает клиентам лучше приспособить, изменить недостаточно адаптивное поведение, обучает продуктивным реакциям; позволяет устанавливать конкретные цели и подцели и достигать их; изменяет мышление (когнитивно-бихевиоральный подход)
| Помогает индивидам становиться психологически сильными и рациональными, брать на себя ответственность, разъясняет цели, формулирует реалистичный план, сосредоточивается на поведении и на настоящем, устраняет наказание и оправдания
|
Методы
| Акцент на непосредственности опыта; осуществление выборов в настоящем; разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, умственный рост; избавление от неврозов
| Консультанты применяют обучение и оспаривание. Клиенты изучают анатомию эмоций. Применяется воображение, убеждение, логические рассуждения, советы - напоминания, домашние задания, библиотерапия и рациональный самоанализ.
| Придание значения терапевтическим контрактам, специфичность и конкретность. Использование таких техник, как дознание, уточнение, конфронтация, иллюстрация и кристаллизация. Концентрация на ранних воспоминаниях клиентов, часто комбинируемых с гештальт-терапевтическими техниками.
| Использование подкрепления (позитивного и негативного, первичного и вторичного, непрерывного, прерывающегося), шейпинга, затухания, самонаблюдения, наказаний,планирования окружения, систематической десенсибилизации, техник «взрыва и «погружения», тайм – аутов, сверхкоррекции, имитации, инокуляции стресса, приостановки мышления.
| Обучение, фокусирование, оценивание, помощь клиентам в составлении планов и их выполнении. Неприятие обвинений, давления на клиента. Использование ролевых игр, юмора, конфронтации, ролевого моделирования, определение границ, сотрудничество с клиентом, обратная связь.
|
Достоинства
| Помогает человеку инкорпорировать (объединить) все аспекты жизни, разрешить - прошлые проблемы. Подход делает упор на действие и активность; применим при оп-
ределенных аффективных расстройствах, гибок в использовании методов
| Теория последовательна, понятна, эффективна, легко осваивается, хорошо совместима с другими теориями. Воздействие краткосрочно. Имеются учебные центры. Теория продолжает развиваться.
| Имеет понятную и хорошо сформулированную терминологию. Легко комбинируется с другими теориями. Подход возлагает на клиента ответственность за сделанный выбор, направлен на достижение цели.
| Делается упор на симптомах, на «здесь» и «сейчас». Имеется в наличии множество доступных процедур. В основе подходов — теория научения. Хорошая профессиональная организация. Подходы эффективны при различных расстройствах, хорошо исследованы, продолжают развиваться. Могут комбинироваться с другими теориями, особенно с когнитивными.
| Теория применима в работе с различными популяциями, эффективна при определенных нарушениях, конкретна. Воздействие краткосрочно.
Имеются учебные центры. Поддерживает ответственность и свободу, не приемлет обвинений. Подход
делает упор на «здесь» и «сейчас», включает в
себя теорию выбора.
|
Ограничения
| Недостаток надежной теоретической базы, неопределенность. Не принимает во внимание пассивное научение, сторонится тестирования и диагностики.
Эгоцентричность подхода
| Теория применима не ко всем клиентам; особенно велики сложности при работе с клиентами с психическими нарушениями. Подход ассоциируется с нетрадиционным теоретиком Альбертом Эллисом. Продолжает рассматриваться как преимущественно когнитивная теория.
| Когнитивная направленность, простота и популярность, выхолащивающие эффективность. Недостаток внимания к квалификации консультантов.
| Внимание направлено не на целостную личность, а
только на поведение. Может применяться механически. Временами трудно для воспроизведения в конкретных условиях консультирования. Методы обгоняют развитие теории. Игнорирует прошлое и бессознательное, не учитывает стадии развития личности.
| Игнорирует бессознательное, историю личности (анамнез), психические заболевания. Может стать перегруженной моральными ценностями, если не контролировать этот аспект должным образом. Игнорирует собственную историю развития.
|