1. Младенчество – социальная среда: семья. Благоприятный результат: формирования доверительного чувства к себе и окружающему миру.
2. Раннее детство (до 4х лет). На этом этапе вырабатывается чувство самоконтроля. Социальная среда: семья.
3. 4-5 лет. Обучение: задавать цель себе и своим действиям. Благоприятная социальная среда: семья.
4. От 6 до 12-14 лет. Благоприятная социальная среда: семья и школа. Благоприятный результат: чувство уверенности в своих знаниях и умениях.
5. Подростковый период. Благоприятная социальная среда: семья, ровесники, школа. Благоприятный результат: развитие самоидентификации и ясное ощущение собственной индивидуальности.
6. Юность. Благоприятная социальная среда: друзья. Благоприятный результат: вырабатывается способность стремится к достижению карьеры и карьерных целей, завязывать дружеские и любовные отношения.
7. Взрослый период. Благоприятная социальная среда: своя семья, работа. Благоприятный итог: человека начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи и личности.
|
|
8. Пожилой возраст. Благоприятная социальная среда: семья, потомки, внуки, правнуки, сверстники. Благоприятный результат: индивид осмысливает прожитую жизнь и приходит к выводу, что она прожита не зря (находит в ней позитив).
Если представить человека, который не проходил процесс социализации, то такой человек не будет являться личностью. У такого человека будет отсутствовать социальный полюс, и он никогда не сможет быть членом общества. Также к этой группе относятся люди с умственными отклонениями (синдром дауна).
III. Личность и общность
Обилие ролей, исполняемых человеком в обществе остро ставит проблему личной и социальной идентификации, которые (в идеале) не должны противоречить друг другу.
Личностная идентификация – это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, в котором человек может сказать «Это – Я».
Социальная идентификация – отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и симпатиям с определенной социальной группой.
Индивидуальный и социальный полюса личности не мешают человеку быть внутренне единым, а личностная и социальная идентификация не противоречат друг другу. Пример: считать себя русским, православным, врачом, и при это просто Иваном, у которого есть определенная симпатия в одежде, музыке, личностные проблемы в семье и группе, которые не имеют никакого отношения к выше названным социальным идентичностям.
Групповая солидарность как правило обостряется в моменты какой-то угрозы (катастрофа, эмиграция). В спокойные времена социальная идентификация уступает место личностной.
|
|
Если социальная идентификация затруднена (пример: связана с общностью, в которой не пользуется уважением), то в ход идут разнообразные стратегии:
1. «Уход в тень» – человек старается не привлекать к себе внимание и жить своей жизнью как будто не подвергается социальной дискриминации. Стратегия поведения национальных меньшинств в мононациональных странах.
2. «Выпячивание» – человек агрессивно относится к господствующей группе и всячески вступает с ней в конфронтацию.
3. «Ассимиляция» – человек стремится сменить свою социальную идентичность и даже совершает выпады против своих «бывших» соотечественников, земляков, единоверцев и т.д.
4. «Формирование критической личности» – человек стремится социализироваться к чужой общности, сохраняя свою индивидуальную идентификацию заявляя о ней публично и в тоже время, не вступая в конфронтацию с господствующей группой. Пример: сектанты.
Конфликты между личностью и социальной идентификацией всегда носит драматический характер. Пример: общность требует от человека выполнять свой долг, но личный индивид тяготеет совсем к другому.