Положение меньшинств в Советском Союзе отличалось особенностями, обусловленными историей страны, существовавшей идеологией и практикой партийных (КПСС) и государственных органов. На эту тему имеется немало публицистических и общественно-политических произведений, в советский период освещавших официальную точку зрения, а после распада СССР, напротив, нередко показывающих только негативные стороны советской действительности. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать сущностные аспекты вопроса, прежде всего могущие иметь значение для юридической науки и политико-правовой практики Российской Федерации.
Советский Союз, возникший на обломках великой империи, получил от последней многие проблемы, в том числе пресловутый «национальный вопрос». Современные точки зрения на положение людей разных национальностей в Российской империи вырьи-руются от позитивных до резко негативных. Так, авторы книги «Национальная политика России: история и современность» пишут, что дореволюционное российское государство нельзя сравнивать с западными колониальными империями, ибо, по их мнению, в России «все народы были участниками строительства и носителями государственности», а законодательство «почти не знало правовых ограничений по национальному признаку»; отсутствовало понятие «метрополия», не было юридически господствующей нации и национального угнетения в пользу русских, ни один народ российских окраин не исчез с лица земли под владычеством Российской империи [129]. Напротив, авторитетный иностранный ученый Андреас Каппелер (Апйгеаз Карре1ег) в целом рассматривает царскую Россию как имевшую колониальный характер, хотя и с неравномерным статусом ее отдельных окраинных территорий. Тем не менее, как признает А. Каппелер, если принять в качестве масштабной меры не регионы, а этнические группы, то выясняется, что русские не были «господствующим народом» империи [130]. Отметим, что русский язык считали родным, согласно переписи 1897 г., лишь 47 % населения, т. е. Российская империя представляла собой многонациональную державу, где «коренные» русские являлись меньшинством населения и как этнос не имели каких-либо особых привилегий. Этот вывод подтверждается также при анализе статуса национальных элит, который оценивается многими исследователями как высокий. Несомненно установленным является факт управления империей посредством национальной знати. По данным переписи 1897 г., только 53% потомственных дворян называли родным языком русский, следовательно, почти половина российского дворянства состояла не из русских; к 1912 г. в офицерский корпус входило, не считая украинцев и белорусов, 12,8% нерусских, причем более 5% офицеров русской армии были поляки [131]. Представители нерусских элит, по А. Каппелеру, «исполняли важнейшие функции не только в системе местного самоуправления, но также и в центральных армейских и административных высших кругах» [132]. Небезынтересно, что среди 164 депутатов Государственной Думы IV Созыва, избранного осенью 1912 г. от всех губерний Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии, более 90% (т.е. свыше 150 депутатов) выступали за «единую и неделимую» Российскую империю [133]. При этом, как отмечают отечественные ученые, население центральных русских губерний фактически несло «основное бремя государственного строительства» [134], а Капеллер констатирует: «...Масса русских в провинции оставалась отсталым, забытым большинством. Политическому и военному усилению российского центра и в позднесамодержав-ный период империи противостояли резкие перепады социально-экономического и социально-культурного развития, которые можно было наблюдать от северо-запада на восток империи через всю Россию, и масса русских далеко уступала целому ряду других народов империи в уровне жизни, экономического развития и образования. Эту примечательную структурную особенность получил в наследство от империи Советский Союз» [135].
|
|
|
|
Основы советской национальной политики были заложены В. И. Лениным, описывающим империю как «тюрьму народов». Современный ученый А. X. Абашидзе, касавшийся в своей работе по защите меньшинств взглядов В. И. Ленина, отмечает, что В. И. Ленин «высоко оценивал значение и роль национального вопроса», а ленинские идеи «не тождественны той практике, которая имела место в бывшем СССР и других социалистических государствах»; напротив, доктор юридических наук В. В. Лунеев полагает, что именно ленинская национальная политика в последующем явилась причиной многих конфликтов [136]. В свою очередь, видный отечественный ученый-этнолог, доктор исторических наук В. А. Тишков считает, что политика большевиков в национальном вопросе была подчинена «главной идеологической доктрине» — созданию однородных «социалистических наций» трудящихся. По В. А. Тишкову, установки большевиков были противоречивы: с одной стороны, осуществлялись репрессии и гиперцентрализация власти, с другой — проводимое национально-государственное строительство сопровождалось поддержкой институтов и элит «как одного из средств сохранения целостности государства и осуществления тоталитарного управления» [137]. Столь полярные оценки свидетельствуют о трудности и многоаспектности проблемы, для рассмотрения которой необходимо прежде всего остановиться на общих подходах В. И. Ленина и коммунистической партии к демократии, соотношению большинства и меньшинства, национальному вопросу, т. е. теоретически осмыслить идейную основу их политико-правовой практики.
В труде «Государство и революция», размышляя о демократии, В. И. Ленин писал: «Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою. (...) Демократия для гигантского большинства народа и подавление силой, т. е. исключение из демократии, эксплуататоров, угнетателей народа, — вот каково видоизменение демократии при переходе от капитализма к коммунизму», которое, по В. И. Ленину, необходимо для полной победы пролетарской революции, уничтожения всякой эксплуатации и, в конечном счете, отмирания государства [138]. Длительный период осуществления насилия над меньшинством В. И. Ленин считал неизбежным для «полного уничтожения всякой эксплуатации», а диктатура пролетариата объявлялась незыблемым принципом государственного строительства. Далее, намечая тактику борьбы коммунистов за власть в иностранных государствах, В. И. Ленин указывал: «Пока существуют национальные и государственные различия между народами и странами — а эти различия будут держаться еще очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе — единство интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не устранения разнообразия, не уничтожения национальных различий (это — вздорная мечта для настоящего момента), а такого применения основных принципов коммунизма (Советская власть и диктатура пролетариата), которое бы правильно видоизменяло эти принципы в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям. Исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к разрешению единой интернациональной задачи, к победе над оппортунизмом и левым доктринерством внутри рабочего движения, к свержению буржуазии, к учреждению Советской республики и пролетарской диктатуры — вот в чем главная задача переживаемого всеми передовыми (и не только передовыми) странами исторического момента» [139]. По В.И.Ленину, специфика России ставила перед пролетариатом «двустороннюю задачу: борьбу со всяким национализмом и в первую голову с национализмом великорусским; признание не только полного равноправия всех наций вообще, но и равноправия в отношении государственного строительства, т. е. права наций на самоопределение, на отделение; — а наряду с этим, и именно в интересах успешной борьбы со всяческим национализмом всех наций, отстаивание единства пролетарской борьбы и пролетарских организаций, теснейшего слияния их в интернациональную общность, вопреки буржуазным стремлениям к национальной обособленности» [140]. После победы Октябрьской революции В. И. Ленин, отстаивавший право на отделение, но считавший унитарное государство наиболее соответствующим пролетарским интересам, развил и дополнил свои взгляды, признав возможным существование федерации социалистических республик. Таким образом, В. И. Ленин рассматривал национальный вопрос как подчиненный классовым целям, достижение коих — в связи с объективно существующим в обществе национальным фактором — не могло быть осуществлено без учета национальных особенностей и не иначе, как путем использования механизма равноправного национально-государственного строительства (посредством образования суверенных пролетарских государств либо соединения в унитарное или федеративное государство) при диктатуре пролетариата, в течение длительного периода принципиально допускающей насилие. Отсюда — та «двойственность» большевистской национальной политики, о которой упоминал В. А. Тишков.
|
|
|
|
Ленинские идеи нашли свое отражение в документах большевистской партии. Так, принятая II съездом РСДРП (1903 г.) Программа предусматривала «ближайшей политической задачей» партии свержение самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы, в числе прочего, равенство всех граждан независимо от расы и национальности, а также право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства [141]. На этих же началах РСДРП вела свою агитационную работу, о чем специально указывалось в резолюции «по национальному вопросу» Поронинского совещания ЦК РСДРП с партийными работниками, состоявшегося осенью 1913 г.; особо
подчеркивалась важность борьбы за принятие демократического конституционного закона, «объявляющего недействительными какие бы то ни было привилегии одной из наций и какие бы то ни было нарушения прав национального меньшинства» [142]. После падения царского режима подход большевиков был изложен на Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) в резолюции по национальному вопросу, гласившей: «Политика национального угнетения, будучи наследием самодержавия и монархии, поддерживается помещиками, капиталистами и мелкой буржуазией в интересах охраны их классовых привилегий и разъединения рабочих разных народностей. Современный империализм, усиливая стремления к подчинению слабых народов, является новым фактором обострения национального гнета. Поскольку достижимо в капиталистическом обществе устранение национального гнета, это возможно лишь при последовательно-демократическом республиканском устройстве и управлении государства, обеспечивающем полное равноправие всех наций и языков. За всеми нациями, входящими в состав России, должно быть признано право на свободное отделение и на образование самостоятельного государства. Отрицание такого права и неприятие мер, гарантирующих его практическую осуществимость, равносильно поддержке политики захватов или аннексий. Лишь признание пролетариатом права наций на отделение обеспечивает полную солидарность рабочих разных наций и способствует действительно демократическому сближению наций. (...) Вопрос о праве наций на свободное отделение непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения той или другой нации в тот или иной момент. Этот последний вопрос партия пролетариата должна решать в каждом отдельном случае совершенно самостоятельно, с точки зрения интересов всего общественного развития и интересов классовой борьбы пролетариата за социализм. Партия требует широкой областной автономии, отмены надзора сверху, отмены обязательного государственного языка и определения границ самоуправляющихся и автономных областей на основании учета самим местным населением хозяйственных и бытовых условий, национального состава населения и т. п. Партия пролетариата решительно отвергает так называемую "культурно-национальную автономию", т. е. изъятие из ведения государства школьного дела и т. п. и передачу его в руки своего рода национальных сеймов. Рабочих, живущих в одной местности и даже работающих в одних и тех же предприятиях, культурно-национальная автономия искусственно размежевывает по принадлежности к той или иной "национальной культуре", т.е. усиливает связь рабочих с буржуазной культурой отдельных наций, между тем
как задача социал-демократии состоит в усилении интернациональной культуры всемирного пролетариата. Партия требует включения в конституцию основного закона, объявляющего недействительными какие бы то ни было привилегии одной из наций, какие бы то ни было нарушения прав национальных меньшинств. Интересы рабочего класса требуют слияния рабочих всех национальностей России в единых пролетарских организациях, политических, профессиональных, кооперативно-просветительных и т. д. Только такое слияние в единых организациях рабочих различных национальностей дает возможность пролетариату вести победоносную борьбу с международным капиталом и с буржуазным национализмом» (выделено нами. — СЮ.). Апрельская конференция 1917 г. была первой конференцией РСДРП (б), легально проведенной в России; с докладом по национальному вопросу выступал И. В. Сталин, с содокладом — Ю. Л. Пятаков, предложивший отказаться от требования права наций на самоопределение вплоть до отделения [143]. Партийно-советская доктрина придавала большое значение этой конференции, расценивая таковую — по политическому и организационному значению — на уровне партийного съезда. Тем более небезынтересен анализ процедуры принятия названной резолюции. По официальным данным, в конференции участвовал 131 делегат с решающим голосом; по итогам голосования названная резолюция была принята 56 голосами против 16, при 18 воздержавшихся [144]. Следовательно, 41 делегат никак не высказал своего отношения к обсуждавшемуся вопросу, в итоге столь важный документ фактически приняло меньшинство от числа лиц, имевших право голоса.
Сразу после свержения Временного правительства большевики подтвердили верность принципу самоопределения в принятом II Съездом Советов 26 октября 1917г. Декрете о мире (автором которого был В. И.Ленин), а в написанной И. В. Сталиным «Декларации прав народов России», одобренной Советом Народных Комиссаров 2 (15) ноября 1917 г., провозглашалось «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства», отмену всех национальных привилегий и ограничений, а также «свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России» [145]. Эти акты были своего рода «переходными», поскольку в принятой Восьмым съездом РКП(б) 18 — 23 марта 1919 г. второй программе партии задачи большевиков конкретизировались применительно к иным политическим условиям и РСДРП(б) не ставила цели создания новых независимых государств. Программа гласила, что в национальном вопросе РКП (б) «руководствуется следующими положениями:
1) Во главу угла ставится политика сближения пролетариев и полупролетариев разных национальностей для совместной революционной борьбы за свержение помещиков и буржуазии.
2) В целях преодоления недоверия со стороны трудящихся масс угнетенных стран к пролетариату государств, угнетавших эти страны, необходимо уничтожение всех и всяких привилегий какой бы то ни было национальной группы, полное равноправие наций, признание за колониями и неравноправными нациями права на государственное отделение.
3) В тех же целях, как одну из переходных форм на пути к полному единству, партия выставляет федеративное объединение государств, организованных по советскому типу.
4) В вопросе о том, кто является носителем воли нации к отделению, РКП стоит на историческо-классовой точке зрения, считаясь с тем, на какой "ступени ее исторического развития стоит данная нация: на пути от средневековья к буржуазной демократии или от буржуазной демократии к советской или пролетарской демократии и т. п.
Во всяком случае, со стороны пролетариата тех наций, которые являлись нациями угнетающими, необходима особая осторожность и особое внимание к пережиткам национальных чувств у трудящихся масс наций угнетенных или неполноправных. Только при такой политике возможно создание условий для действительно прочного, добровольного единства национально разнородных элементов международного пролетариата, как то показал опыт объединения ряда национальных Советских республик вокруг Советской России» [146].
На Десятом (8—16 марта 1921 г.) съезде РКП(б), состоявшемся уже после победы Советской республики над белогвардейцами и иностранными интервентами, было принято развернутое постановление «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». В постановлении отмечалось, что без разрешения противоречий между интересами господствующей нации и интересами подчиненных наций невозможна защита национальных меньшинств, а также устойчивое существование многонационального буржуазного государства. Эти противоречия, в свою очередь, коренятся в частной собственности и классовом неравенстве, т. е. причиной национального гнета является капиталистический строй, поэтому «победа Советов и установление диктатуры пролетариата являются основным условием уничтожения национального гнета, установления национального равенства, обеспечения прав национальных меньшинств». Пролетарская революция, как подчеркивали большевики, «на место империалистического многонационального государства ставит свободную федерацию национальных Советских республик», в связи с чем первая задача партии — развитие и укрепление советской государственности в формах, соответствующих национально-бытовым условиям жизни «невеликорусских народов». Одновременно констатировалось, что кроме наций и народностей, имеющих «определенное классовое строение и занимающих определенную территорию, в пределах РСФСР существуют еще отдельные текучие национальные группы, национальные меньшинства, вкрапленные в инонациональные компактные большинства и, в большинстве случаев, не имеющие определенной территории». По мысли большевиков, статус этих этносов не представлял какой-либо проблемы; в постановлении X съезда декларировалось: «Теперь, когда национальные привилегии уничтожены, равенство национальностей проведено в жизнь, а право национальных меньшинств на свободное национальное развитие обеспечено самим характером советского строя, задача партии по отношению к трудовым массам этих национальных групп состоит в том, чтобы помочь им полностью использовать это обеспеченное за ними право свободного развития» [147].
Первый после образования (30 декабря 1922 г.) Союза Советских Социалистических Республик XII съезд РКП(б), проходивший с 17 по 25 апреля 1923 г., вновь принял специальную резолюцию по национальному вопросу, в которой подчеркивалось, что «Союз республик, созданный на началах равенства и добровольности рабочих и крестьян отдельных республик, является первым опытом пролетариата в деле урегулирования международных взаимоотношений независимых стран и первым шагом к созданию будущей всемирной Советской республики труда». Согласно подпункту «е» п. 10 названной резолюции, планировалось издать «специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обслуживающих местное инонациональное население и национальные меньшинства», а также «законы, преследующие и карающие со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав и в особенности прав национальных меньшинств» [148].
Первоначально реализация политики партии проводилась прежде всего посредством пропагандистской работы среди меньшинств на их родном языке, а в государственно-правовой сфере — путем выявления меньшинств, их учета и создания специальных административных единиц. Например, Секретариат Ленинградского обкома ВКП(б) принял постановление «Об основных моментах работы среди нацменьшинств» от 9 января 1931 г., где определил меры по привлечению «трудящихся масс национальных меньшинств к более активному участию в социалистическом строительстве» [149]. В тот же период (не позднее 1931 г.) Ленинградский облисполком принял инструкцию «О выделении национальных меньшинств в особые административно-территориальные единицы», согласно которой, на основе «точного учета», населенные пункты с преобладающим составом компактно проживающего национального меньшинства выделялись в особые административно-территориальные единицы (районы или сельсоветы), если из общего числа населения имелось не менее 66% лиц, принадлежащих к какой-либо одной национальности. Преобразования «обычных» сельсоветов в национальные утверждалось облисполкомом по представлению соответствующего райисполкома, направляемого через административную комиссию, с приложением необходимых сведений, в частности: численности национальных меньшинств (с указанием преобладающей национальности); общего числа населения иных национальностей в выделяемом сельсовете; наименования выделяемых селений и количества дворов в них; названия центра и наименования выделяемого национального сельсовета; расстояния от отдельных селений до центра сельсовета и райисполкома; площади выделяемого «нац-менсельсовета» (в кв. км). Устанавливалось, что в случае удобного территориального расположения отдельные селения с преобладающим числом национальных меньшинств (независимо от того, в каком сельсовете или районе они состоят) выделяются в особые национальные сельсоветы, число жителей которых должно быть не менее 300 и не более 3 тыс. человек; свыше 3 тыс. жителей допускалось только в тех случаях, когда сельсовет создавался в составе одного населенного пункта. Когда при образовании национального сельсовета в составе прежней административной единицы оставалось небольшое число населенных пунктов и жителей, то прежние сельсоветы допускалось упразднять [150].
Положение национальных меньшинств было предметом рассмотрения не только местных партийных и государственных учреждений, но и высших органов власти. Так, В1ДИК и СНК РСФСР 10 февраля 1931 г. приняли постановление «О выполнении народными комиссариатами и местными органами власти директив правительства по обслуживанию национальных меньшинств РСФСР и о необходимых мероприятиях для усиления и улучшения этого обслуживания», в котором отметили успехи советской политики в отношении меньшинств, не объединенных в автономные республики или области: повсеместное выделение «нацменовских» сельсоветов и районов, развертывающих работу на языках меньшинств, рост колхозного движения среди них, культурный и хозяйственный рост отсталых меньшинств до уровня более развитых народов страны. Для усиления работы намечалось особо выделять во всех планах специальные мероприятия по обеспечению жизнедеятельности меньшинств, содействовать подготовке кадров (для чего вводилась система «бронирования» мест в техникумах и ВУЗах), улучшить школьное и дополнительное образование, шире издавать литературу на языках меньшинств. Согласно постановлению, расширялись аппараты исполкомов и вводились новые должности по работе с национальными меньшинствами, а предназначенные для этой деятельности средства предписывалось использовать целевым назначением, только на хозяйственное и культурное строительство среди меньшинств [151]. Можно утверждать, что в СССР в своеобразной форме был реализован «принцип национальности», т. е. в рамках единого пролетарского государства созданы национальные республики, в т. ч. даже для тех народов, история которых не знала государственности, причем эти республики с произвольно установленными границами наделялись суверенитетом и правом выхода из СССР.
Вместе с тем, никаких специальных законов для особой защиты прав национальных меньшинств, как то предусматривалось XII съездом РКП (б), в советский период так и не приняли. Конституция Союза ССР 1936 г. в ст. 123 закрепила принцип политического равенства, установив: «Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения караются законом» [152]. Бесспорно, что за время Советской власти ранее отсталые народы добились существенного прогресса, была достигнута всеобщая грамотность, создана развитая многонациональная культура, единый народнохозяйственный комплекс. Это стало результатом ленинской национальной политики в той ее части, где говорилось о полном равенстве, уничтожении привилегий одной нации и т. п. Но была и другая сторона, связанная с идеей диктатуры пролетариата. По В. И. Ленину, проводником диктатуры являлись особые учреждения по борьбе с контрреволюцией. В одном из выступлений 7 ноября 1918 г. В. И. Ленин отмечал, что «ЧК осуществляют непосредственно диктатуру пролетариата, и в этом отношении их роль неоценима», а в докладе IX Всероссийскому съезду Советов 23 декабря 1921 г. В. И.Ленин сделал вывод о необходимости длительного («пока будут существовать на свете эксплуататоры») функционирования специальных служб в системе государственных органов, связав этот тезис с обеспечением законности и «прочной власти» [153]. Существенно, что в первой советской конституции от 31 января 1924 г. вся 9-я глава второго раздела посвящалась вопросам Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ), создаваемого «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией» [154].
Следует подчеркнуть, что наличие особых институтов по защите безопасности страны вполне закономерно. Однако в СССР по решению партийно-государственного руководства на эти органы, помимо прочего, возложили функции суда, результатом чего стал страшный симбиоз, ибо одна и та же структура осуществляла аген-турно-оперативную и следственную работу, выносила внесудебные решения по расследованным делам и приводила их в исполнение. Уже 28 марта 1924 г. ЦИК СССР утвердил положение, согласно которому Особое совещание при ОГПУ имело право административных высылок, ссылок и заключения в концентрационные лагеря. Циркулярами ОГПУ от 29 октября 1929 г. и от 8 апреля 1931 г. в центральном аппарате были образованы «тройки» для предварительного рассмотрения законченных расследованием уголовных дел и последующего их доклада на так называемых «судебных» заседаниях Коллегии ОГПУ или Особого совещания. В состав «троек» входили руководители оперативных подразделений ОГПУ, полномочного представительства ОГПУ в Московском военном округе, а с апреля 1931 г. — и представители прокуратуры. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 3 февраля 1930 г. ОГПУ было предоставлено право на время проведения кампании по «ликвидации кулачества» передоверять свои полномочия по внесудебному рассмотрению дел своим органам на местах, при этом в их состав включались представители крайкомов (обкомов) ВКП(б). Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. ОГПУ было реорганизовано в печально известное Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР, при этом в комиссариате действовало «особое совещание», а на местах — по приказу НКВД от 27 мая 1935 г. — «тройки» НКВД; эти органы имели право выносить решения о высылке, ссылке или заключения в исправительно-трудовые лагеря сроком до 5 лет, а «особое совещание» могло высылать за границу. Приказом НКВД СССР от 30 июля 1937 г. были созданы республиканские, краевые и областные «тройки», которые подвергали граждан репрессиям двух категорий: к 1-й относились «наиболее враждебные лица», подлежащие расстрелу, а ко 2-й категории — все остальные, которые заключались в лагеря или тюрьмы на срок от восьми до десяти лет; в состав троек входили руководители соответствующих органов НКВД, прокуроры, первые секретари ЦК компартий союзных и автономных республик, краевых и областных комитетов ВКП(б). При проведении массовых «операций» в соответствии с приказами НКВД от 11 августа и 20 сентября 1937 г. списки репрессированных рассматривались также «двойками», т. е. руководителем органа НКВД и прокурором. Кроме того, существовала практика рассмотрения дел (без вызова обвиняемого и свидетелей) так называемой «высшей двойкой» в составе председателя Верховного Суда СССР и Прокурора СССР. Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» приказом НКВД СССР от 26 ноября 1938 г. «двойки» и «тройки» при НКВД были упразднены, а многих сотрудников НКВД, исполнявших преступные приказы, постигла участь их жертв. «Особое совещание» было упразднено лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1953 г. [155].
Наряду с «персонифицированными» репрессиями, советский режим обрушил гонения на неугодные народы (крымских татар, греков, болгар, черкесов, ингушей, корейцев, немцев и т. д.), в отношении которых на государственном уровне проводилась политика террора по признаку национальной принадлежности, сопровождавшаяся насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением сурового режима в местах «спецпоселения».
Ярким примером положения меньшинств в СССР, вобравшим в себя множество политических и юридических аспектов, стала судьба немцев. Еще во времена Ивана Грозного они появились на Руси, а императрица Екатерина II издала 4 декабря 1762 г. манифест, содержащий приглашение иностранным подданным переселяться в Россию [156]. К 1914 г. в Среднем Поволжье насчитывалось более 200 немецких поселений, где проживало свыше 400 тыс. человек. После Октябрьской революции была создана автономная республика немцев Поволжья (АССР НП). Политика коллективизации и «раскулачивания» вызвала массовые протесты, которые были сурово подавлены; более 25 тыс. человек выслали за пределы республики, несколько сот арестовали и осудили. Политика большевистского режима привела к спаду в сельскохозяйственном производстве, что явилось не последней причиной массового голода, достигшего пика зимой —весной 1933 г. и унесшего жизни более 55 тыс. человек; еще 100 тыс. человек покинули автономию, спасаясь от голода [157]. Согласно данным переписи, на 17 января 1939 г. по всему СССР проживало 1 427 232 немца, из них 366683 человека — в АССР немцев Поволжья [158].
В сфере культуры политика властей того периода носила, как отмечает А. А. Герман, противоречивый характер. С одной стороны, быстро рос образовательный уровень населения, увеличивалось число средних и неполных средних школ, была ликвидирована детская неграмотность, появились национальные высшие и средние специальные учебные заведения, театры и иные учреждения культуры, развивалось литература и искусство. С другой стороны, существовала цензура, а развернувшаяся «борьба с национализмом» вела к исчезновению национальных традиций и обычаев, к концу 30-х гг. были закрыты и уничтожены десятки храмов всех религиозных конфессий, деятельность лютеранской и католической (как и православной) церквей носила полулегальный характер. Явно дискриминационные меры против немецкой культуры были приняты по решению СНК СССР от 2 октября 1940 г., когда была введена плата за обучение в ВУЗах и старших классах средних школ, что привело к резкому сокращению числа студентов, получавших образование на родном языке [159].
Начало Великой Отечественной войны не вызвало у подавляющего большинства поволжских немцев каких-либо националистических настроений. Это подтверждается и архивными материалами. Так, даже по имеющимся у НКВД данным (как правило, необоснованным), к августу 1941 г. в АССР НП, Саратовской и Сталинградской областях под «агентурно-оперативным» контролем находилось лишь 155 человек (и это в обстановке войны и «шпиономании» тех лет), которые якобы вели враждебную деятельность и были арестованы [160]. Тем не менее 12 и 26 августа 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановления о выселении всех поволжских немцев, а осенью 1941 г. немцы были высланы из других областей по решениям Государственного комитета обороны (ГКО) СССР, на «спецпоселение» в Казахстан и Сибирь, а также зачислены в так называемые «рабочие колонны» при исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа НКВД. Даже после разоблачения «культа личности Сталина» им запрещали возвращаться в места прежнего проживания, а немецкая автономия не восстановлена до сих пор.
Насильственному переселению в 40-е гг. было подвергнуто в общей сложности 3 226 340 человек, представлявших в совокупности 12 этносов. Не менее половины выселенных составляли дети. Во время проведения «спецопераций» использовались крупные войсковые формирования НКВД, а граждане «неугодных» национальностей (несколько сот тысяч человек) отзывались из действующей армии — несмотря на военное время. По имеющимся данным, был подписан совершенно секретный приказ НКВД и Народного комиссариата обороны (НКО) СССР № 0078/42 от 22 июня 1944 г. о выселении «в отдельные края Союза ССР всех украинцев, проживавших под властью немецких оккупантов», для чего предполагалось использовать две дивизии войск НКВД; приказ, к счастью, не осуществили [161]. Иначе, как геноцид, эту государственную политику охарактеризовать невозможно. В этой связи не случайной выглядит позиция И. В. Сталина на Берлинской (Потсдамской) международной конференции 1945 г., где советское руководство поддержало планы переселения миллионов жителей Европы для создания моноэтнических государств.
8 января 1945 г. было принято постановление СНК СССР «О правовом положении спецпереселенцев», закрепляющее особый статус «спецпереселенца» — советского гражданина, ограниченного в правах на свободу передвижения, выбор места работы и жительства, а 26 ноября 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР указом «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдельные районы Советского Союза в период Великой Отечественной войны» определил, что ранее депортированные выселены «навечно, без права возврата их к прежним местам жительства» и за нарушение данного предписания ввел санкцию — 20 лет каторжных работ.
В 50-е гг. ранее репрессированные народы «реабилитировали», однако никому не возвращалось оставленное на родине или конфискованное имущество, возвращаться к прежнему месту жительства запрещалось. Лишь в конце 80-х гг. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав» от 14 ноября 1989 г., безоговорочно осудив эти деяния как «тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права» [162], но только через полтора года в развитие названной декларации было издано Постановление Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. об отмене актов высших органов государственной власти СССР, послуживших основой для противоправного насильственного переселения народов из мест постоянного проживания, ограничения прав граждан этих национальностей, а также незаконной ликвидации национально-государственных образований. Вместе с тем, п. 4 Постановления Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. гласил, что отмена неправомерных нормативных актов «не означает автоматического решения вопросов национально-государственного устройства и административно-территориального деления, возникших вследствие насильственного переселения отдельных народов», и в нем содержалась рекомендация Верховным Советам союзных республик о принятии ими необходимых решений, «не допуская ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих в настоящее время на соответствующих территориях» [163].
Следует отметить, что третья программа КПСС, принятая XXII съездом партии в октябре 1961 г., не касалась вопросов национальных меньшинств, нацеливая на «сближение наций» в процессе коммунистического строительства, в ходе которого недопустимо ни игнорирование, ни раздувание «национальных особенностей». Практически та же идейная позиция отражалась в новой редакции партийной программы, принятой XXVII съездом КПСС в 1986 г. [164]. Вместе с тем, фактически ситуация в стране медленно ухудшалась, в том числе в сфере национальных отношений и положения этнических меньшинств, что в конечном счете привело к ликвидации Союза ССР.
Российские историки А. Г. Нестеров и Ю. П. Лисовский высказали точку зрения, что обострение национальных проблем и их разрешение через «суверенизацию» стали возможны только тогда, когда «распались стальные скрепы», соединяющие СССР. Эту же мысль, в разных ее вариациях, можно встретить в публицистике и даже работах юристов. Например, В. В. Лунеев пишет: «Ослабление союзных "обручей" в процессе начавшейся перестройки, гласности и суверенизации национально-территориальных образований обнажили многие пороки коммунистического режима, его национальной политики и актуализировали дремлющие межнациональные трения» [165]. Более того, на официальном уровне поддерживается версия, ярко выраженная упоминавшимися А. Г. Нестеровым и Ю. П. Лисовским: «Распад СССР был неизбежен и знаменовал собой новый этап на пути прогрессивного движения человечества» [166]. Думается, что эти громкие фразы могут иметь место только тогда, когда будут проанализированы все обстоятельства, следствием которых стал распад СССР. Для данной работы они важны лишь в той мере и постольку, поскольку позволяют выявить те или иные изменения статуса национальных меньшинств.
В связи с этим нельзя не отметить, что одной из причин распада государства стал отрыв высшего партийного руководства от рядовых коммунистов и нужд народа. По меткому замечанию Г. Киссинджера, «коммунистическая элита стала мандаринским привилегированным классом; теоретически отвечая за национальную ортодоксию, она концентрировала свое внимание на том, чтобы сохранять свои привилегии» [167]. Существовавшие сложности,в том числе в сфере национальных отношений, замалчивались, должной реакции партийных и советских органов на негативные проявления и преступления на националистической почве не было. По воспоминаниям бывшего первого заместителя председателя Комитета госбезопасности СССР Ф. Д. Бобкова, хорошо знакомого с данным вопросом, высшие партийные функционеры КПСС и республиканские элиты (в т. ч. руководство коммунистических партий) не стремились брать на себя ответственность за решение имеющихся проблем, а зачастую потакали националистическим настроениям, игнорируя объективную информацию чекистов о развитии ситуации в сфере межнациональных отношений [168]. Между тем, как констатировал впоследствии Г. Киссинджер, которого трудно упрекнуть в симпатиях к КГБ, «единственными группами, понимающими необходимость реформ — не будучи, однако, готовыми смириться со средствами их проведения, — являлись службы безопасности» [169]. Что означала «отстраненность» партийно-государственного руководства от принятия на себя ответственности за те или иные решения для государственно-правовой действительности? Ответ на этот вопрос мы находим в статистических материалах тех лет. По учетным данным МВД СССР, за 1988—1989 гг. и два первых месяца 1990 г. в межнациональных конфликтах на территории СССР погибло 610 человек, ранено 6819 человек, совершено 4012 погромов, появилось 573300 беженцев, материальный ущерб (в действовавших ценах) составил около 6 млрд рублей [170]. Волна преступлений на национальной почве стремительно нарастала год от года, охватывая новые регионы, а союзная власть бездействовала. Политическим руководством страны не были использованы должным образом даже итоги референдума 1991 г., когда большинство населения высказалось за сохранение единого государства.
Далее, не является секретом (хотя и не афишируется в настоящее время), что в конце 70-х — 80-х гг. американская администрация предприняла новые шаги против СССР. Так, в директиве Президента США и «Памятной записке членам кабинета» от 8 мая 1978 г. определялось, что пропаганда «идей прав человека и национальной независимости» должна использоваться как «политическое оружие» против СССР, а идеолог «крестового похода» против СССР Р. Рейган высказывался за то, чтобы на «переднем крае» этой борьбы стояли американские спецслужбы [171]. Как свидетельствует Г. Киссинджер, в основу своей стратегии Р. Рейган, призывавший к повсеместному соблюдению прав человека, положил идею о том, что коммунизм может быть не только «сдержан», но и побежден. «Высокопарные вильсонианские высказывания в поддержку свободы и демократии по всему земному шару, — пишет Г. Киссинджер о политике Р. Рейгана, — поднимались на дрожжах почти макиавеллевского реализма..., "доктрина Рейгана" скорее представляла собой стратегию помощи врагу моего врага, — что наверняка одобрил бы Ришелье» [172]. В то время как американская администрация стремилась к достижению своих политических целей, советское руководство упивалось теорией «общечеловеческих ценностей», ничего не делая для укрепления СССР.
Наконец, вследствие некомпетентности и самонадеянности партийно-государственной номенклатуры не были решены экономические проблемы, непосредственно влияющие на положение национальных меньшинств. По этому поводу зарубежный ученый Э. Хоб-сбаум отмечает, что СССР «рухнул не под действием внутренних национальных конфликтов, как это предсказывали иные советологи (хотя национальное напряжение в СССР, несомненно, существовало), но по причине экономических трудностей». Э. Хобсбаум пишет: «Неудача "перестройки", т. е. ухудшение условий жизни простых граждан, подорвала доверие к союзному правительству, на которое была возложена ответственность за все трудности, и побудила (даже заставила) искать решение проблем на региональном и местном уровне. Можно с уверенностью утверждать, что до Горбачева ни одна советская республика — кроме прибалтийских — не стремилась к отделению от СССР, и даже для Прибалтики независимость оставалась не более чем мечтой. И не стоит думать, будто СССР держался лишь на страхе и принуждении, хотя и они, бесспорно, играли свою роль, не позволяя этническим и общинным трениям в смешанных районах выродиться до взаимной резни (как это произошло впоследствии). Местная и региональная автономия в долгую брежневскую эпоху вовсе не была утопией. Мало того, русские без конца жаловались, что в большинстве других республик люди живут лучше, чем в РСФСР. Совершено очевидно, что национальная дезинтеграция СССР (и, кстати говоря, входивших в его состав республик, тоже фактически многонациональных) была следствием событий в Москве, а отнюдь не их причиной» [173].
С точкой зрения Э. Хобсбаума перекликается мысль отечественного ученого В. К. Волкова, что коммунистическая система проявила свою экономическую неэффективность, неспособность к реформам и стала разлагаться изнутри, как «старый режим» во Франции в конце XVIII в. При этом В. К. Волков особенно отмечает такой фактор распада, как сформировавшиеся за время существования советской власти национальные элиты, сложившиеся в этнократические кланы и вобравшие в себя партийных функционеров, националистическую интеллигенцию и главарей «теневой экономики». По В. К. Волкову, этнократия нашла в национализме свою истинную идеологию, и именно этнократия в момент ослабления центральной власти стала основной движущей силой, «растащившей Союз на куски, нарезанные большевистским режимом по идеологическим соображениям», что привело к обострению проблемы национальных меньшинств [174].
Весьма точными оказались суждения советских ученых, полагавших, что если считать отождествление этноса и государства нормой, то для меньшинств ничего не изменится, если на месте одного государства появится пятнадцать, реализующих право на независимую государственность только в отношении единственного этноса, поскольку меньшинства были бы отданы на милость представителей такого «огосударствленного» этноса [175]. Так и произошло: СССР разрушили, но «стереотипы авторитарной бюрократии, — как пишет Г. В. Атаманчук, — сохранились и во многом воспроизведены в новых независимых государствах» [176]. Не случайно апогей межнациональных столкновений приходится на 1992—1993 гг., и такого рода конфликты, к сожалению, далеко не исчерпаны. При этом, по верной оценке В. В. Лунеева, межнациональные конфликты последних лет выявили «феномен двойного стандарта»: «Национальные и особенно националистические силы титульных наций бывших союзных республик, требовавшие свободы и суверенности от союзного центра на основе права наций на самоопределение, заняли непримиримую позицию в отношении живущих вместе с ними других народов (доля которых нередко превышает удельный вес самой титульной нации) и особенно национальных меньшинств, которые пытались говорить о своих правах. Национальные лидеры, только вчера обвинявшие союзный центр и русский народ в ущемлении своих национальных прав, сегодня предпринимают акции (или не препятствуют таковым), превращающие инонациональное и особенно русскоязычное население в людей второго сорта» [177]. После распада СССР за пределами России оказалось более 25 млн русских, все они попали в странах СНГ в категорию национальных меньшинств. В особо сложном положении оказались ветераны Великой Отечественной войны, вооруженных сил и правоохранительных органов СССР, особенно в странах Балтии. По законодательству Латвии и Эстонии они и члены их семей, наряду с алкоголиками и наркоманами, были лишены права на приобретение гражданства. «Если это дискриминация, то пусть она существует», — заявлял Глава Управления гражданства Министерства юстиции Латвии Карнупс (сам Карнупс родился в Германии и прожил большую часть жизни в Австралии, но он имеет гражданство, так как его родители, впоследствии эмигрировавшие, до 1940 г. были гражданами Латвии); все сотрудники его ведомства — латыши [178]. Даже в тот период, когда на территории Балтии размещались части Вооруженных Сил России, военнослужащие и ветераны, судя по материалам печати и тысячам писем и обращений, адресованных различным российским ведомствам, были лишены всех прежних льгот (на медицинское обслуживание, бесплатный проезд на транспорте, приобретение продуктов питания и т. п.). Ветеранам было отказано в праве заниматься общественной деятельностью на основании якобы политической направленности этой деятельности; в праве на жилье, которое переведено в служебное и подлежит освобождению при увольнении офицера из армии; в праве обмена жилья с жителями других республик и т. д. Все эти ограничения распространялись и на членов их семей. Тогда же массовыми стали отказы в переоформлении договоров о найме квартир, в прописке демобилизованным офицерам к своим семьям, сотни бывших военнослужащих безмотивно исключены из очередей на получение жилья. При решении вопросов о жительстве из всего периода постоянного проживания в Латвии исключается время, когда глава семьи был военным, его жена — женой военного, дети — детьми военнослужащего, или кто-либо из них работал на любой гражданской должности, но в военном учреждении или военной части СССР. К этому периоду относится и высказывание заместителя министра обороны Латвии Турлайса, что самая большая угроза Латвии исходит от российских войск, а также от проживающих там русских; по его утверждению, Латвия могла повторить опыт Молдовы, где армия ведет боевые действия против борющейся за отделение республики, в которой проживают русские [179]. Западные страны больше концентрировали внимание на требованиях балтийских государств о выводе войск, чем на требованиях русских о представлении им прав граждан. Латвийские националисты утверждали, что они не могут представить гражданства проживающим там русским до тех пор, пока «иностранные войска» не покинут их территорию. В свою очередь россияне, и особенно русские и другие некоренные национальности, находящиеся в Балтии, считали, что войска должны оставаться, пока в Латвии имеет место махровая дискриминация русских, переходящая в геноцид [180]. Однако войска ушли, а проблемы прав человека, в частности, ветеранов войны, остались нерешенными. По информации Министерства труда и социального развития РФ, на январь 1998 г. инвалиды и участники войны, проживающие в Литве, Латвии и Эстонии, получали мизерные пенсии, которых не хватало на оплату жилья и питания, не говоря уже о лекарствах. Лишены они и тех льгот, которые установлены для ветеранов в России, ибо Латвия, Литва и Эстония не присоединилось к соглашению, подписанному государствами-участниками СНГ 15 апреля 1994 г. «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих». Несмотря на усилия, прилагаемые российскими дипломатами, прибалты категорически отказываются в какой-либо форме обсуждать эту проблему в двустороннем порядке. В этих условиях рассчитывать на то, что вопрос будет решен путем заключения соответствующих соглашений, по мнению МИД России, не приходится [181].
Более того, государственное руководство прибалтийских стран выдвинуло тезис об «оккупации» Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 г. Советским Союзом. Как отмечает С. В. Черниченко, попытки отрицать юридическое нахождение названных государств в составе СССР были использованы для обоснования недействительности советского законодательства, следствием чего стал вывод о том, что русскоязычное население никогда не имело латвийского или эстонского гражданства [182]. По официальной политико-правовой доктрине и практике государственных органов Латвии, Литвы и Эстонии, ответственность за действия СССР в период 1940—1990 гг. в этом регионе фактически возложена на бывших советских граждан, прежде всего русских, подавляющее большинство которых никогда не имело каких-либо противоправных намерений и не совершало незаконных действий против указанных стран. Исходя из этой доктрины, Литва, Латвия и Эстония систематически нарушают элементарные права человека в отношении национальных меньшинств. Следует заметить, что проблема так называемой «оккупации» прибалтийских государств до сих пор не получила обстоятельной, строго документированной и, главное, общеизвестной правовой оценки. Помимо пресловутого «секретного протокола» 1939 г. между СССР и Германией о разграничении сфер влияния, имеются архивные документы, согласно которым советские воинские части размещались на территории прибалтийских стран в соответствии с договорами о взаимной помощи от 1939 года. Эта мера была вызвана экспансионистской политикой Германии; в мае 1940 г. Гитлер (несмотря на состоявшиеся договоренности с СССР) заявил, что «все балтийские государства должны быть включены в состав Рейха». Посол Латвии в Берлине сообщил
27 мая 1940 г. в Ригу, что в Германии широко распространяются карты «новой Европы», на которых прибалтийские государства включены в состав германской империи. В этих условиях по предложению СССР руководство балтийских стран приняло решение о дополнительном размещении частей РККА. Например, 17 июня 1940 г. заместитель начальника штаба латвийской армии полковник Удентиньш совместно с генерал-полковником РККА Павловым определили девять районов дислокации вводимых частей, а Военное министерство Латвии предписало командному составу «оказывать содействие организованному размещению в Латвии новых советских частей». Когда в июле 1940 г. состоялись выборы Народного Сейма Латвии, в них участвовало 94,8 % избирателей; за кандидатов Блока трудового народа Латвии было подано 97,8 % голосов от числа участвовавших в выборах. Для сравнения: в выборах 5-го и 6-го Сейма Латвии 1/3 населения страны не участвовала, так как нынешнее «демократическое» государство не предоставило им гражданства. Сейчас в Прибалтике чествуют не ветеранов Советской армии, а «коренных» фашистских сподручных. Когда Латвия была оккупирована в 1941 г., на ее территории фашисты создали 48 тюрем, 23 концлагеря и 18 гетто. В первые же месяцы оккупации гитлеровцы совместно с местными националистами расстреляли в Бикерниекском лесу 46 000 человек (в основном евреев), в Румбульском — 38000 человек, в Дриблин-ском лесу — 13000 человек. В Саласпилском концлагере погибло 56000 человек, в Даугавпилсе — 15000 человек. В период войны было сформировано несколько латышских легионов «СС», участвовавших в карательных акциях на территории Латвии и России. Сейчас их именуют «национальными партизанами», но в присяге латышских легионеров нет ни слова о Латвии: «Во имя Бога торжественно обещаю Верховному главнокомандующему немецких Вооруженных сил Адольфу Гитлеру в борьбе против большевизма безграничное повиновение и, как смелый солдат, буду всегда готов за эту присягу отдать свою жизнь». Эти данные также подтверждают вывод о том, что националистическую карту разыгрывают правящие элиты для достижения своекорыстных целей, а не подлинные патриоты своей страны [183]. В настоящее время бывшие военнослужащие, сражавшиеся на стороне государств антигитлеровской коалиции и участвовавшие в борьбе против фашистской агентуры, подвергаются репрессиям. Независимые наблюдатели констатируют, что суды зачастую проявляют предвзятость при рассмотрении указанных дел; в то же время не осуществляется судебного преследования военных преступников [184].
Нарушения прав меньшинств допускается и в других постсоветских государствах. Анализ данной ситуации приводит к выводу об отсутствии прямых причинно-следственных связей между национальной проблематикой (включая положение национальных меньшинств) и распадом СССР, а также статусом меньшинств и государственным суверенитетом.
Таким образом, статус национальных меньшинств в СССР первоначально определялся исходя из задач пролетарского государства. Также, как и в буржуазных странах, в СССР была воспринята категория политического равенства, поэтому особых законов, посвященных меньшинствам, не существовало. Имевшиеся первоначально национальные районы и сельсоветы в 30-е гг. ликвидировали, однако в сфере национально-государственного строительства фактически был реализован «принцип национальности», при этом границы (опять же, как и в Западной Европе), устанавливались произвольно, национально-гомогенных республик не существовало. В период сталинского тоталитаризма целые народы подвергались геноциду по национальному признаку, что впоследствии вылилось в острые политические, территориальные и имущественные проблемы. Стремление местных элит к сохранению или захвату власти, в т, ч. путем использования «национального вопроса», в условиях недееспособности высшего партийно-государственного руководства страны, явилось основным фактором ликвидации СССР, что ухудшило политическое и социально-экономическое положение национальных меньшинств. Вместе с тем, существовавший экономический комплекс, специализация и кооперация производства, единые системы энергоснабжения, транспорта и связи, обороны и обеспечения правопорядка, а также крупные миграции населения и межнациональные браки, общность исторических судеб народов не давали оснований для распада СССР. Ликвидация страны означала возврат к «принципу национальности», а не реализацию права на самоопределение через укрепление прав и свобод человека в единой демократической стране. Россия должна извлечь уроки из трагической судьбы СССР. Учитывая, что более 80 % населения России — русские, именно они, проживая во всех субъектах РФ, являются ядром государства, чем и объясняется отсутствие в системе федерации так называемой «русской республики». При этом важно отметить, что приоритетное значение для самоидентификации любой нации (включая русских) имеет культурное единение, поэтому этнические меньшинства в России должны развиваться прежде всего через обеспечение всех прав и свобод, максимально используя возможности национально-культурной автономии, а не на началах противопоставления Российскому государству, особенно имея
в виду, что даже если в силу исторически сложившихся реалий те или иные субъекты федерации носят «национальные» названия, фактически они являются многонациональными образованиями. В основе же соблюдения прав меньшинств в России на данном этапе может быть прежде всего строгое соблюдение действующей Конституции РФ, неотъемлемых прав и свобод человека, хотя это не исключает создание специальных нормативных актов о меньшинствах, что и происходит на международно-правовом уровне.