Последний Царь

А Россия, ‑ если только мы не отторгнем её от Бога своим дешёвым «гуманизмом» и лукавой «моралью» ‑ стоит ныне накануне последнего своего всемирного взлёта. Накануне великого Русского возрождения, православного расцвета, имперского ренессанса. И порукой тому ‑ кровь бесчисленных сонмов Новомучеников Российстих, «от жидов и инех клеврет сатанинских умученных».

И будет ещё у нас Православный Русский Царь!

Впрочем, говорить о подобных вещах трудно не только с атеистами, но даже со значительной частью православных, воцерковлённых людей. И проблема тут не в разнице политических убеждений. Вопрос возрождения Русского Самодержавия не есть вопрос политический, хотя он и имеет важную политическую составляющую. Тут дело касается Веры. Но не той, которая «от ума» и сродни убеждению: «Я верую, что Бог есть, потому что много читал об этом. Да и как же без Него?», «Я убеждён, что Царь для России – лучше всего…»

Слов нет, даже такая вера дорогого стоит, но это, по Апостолу, лишь «образ здравых словес», то есть необходимое условие элементарного здравомыслия, основа нравственного здоровья души, её неискажённого мировоззрения. Даже такая вера – дар благодати Божией. И она драгоценна. И она подвергается постоянному поношению со стороны беснующегося мiра. Но для серьёзного разговора о Русском Царе её одной только – недостаточно. Нужна другая вера, та, о которой Священное Писание говорит, что она – «вещей невидимых обличение», то есть плод духовного зрения, дающего душе прямое, непосредственное впечатление о предметах духовного мiра. Или, проще говоря, результат живого, личного религиозного опыта каждого из нас. Опыта благодатного, пленяющего сердце силою свыше, а потому для души несомненного, столь же очевидного, как опыт, сообщаемый органами телесных чувств: зрением, слухом, обонянием…

Каждому из нас Милосердный Господь дарует такой опыт в разных мерах, Ему Одному известных, и в разных областях. Вот это самое благодатное разнообразие и становится порой, по нашей вине, преградой для братского обсуждения очень важных вопросов даже между благочестивыми единоверцами. Человеку, чьё сердце снедает христианская жалость к больным, нищим и бездомным, порой бывает трудно понять того, кто горит святой ревностью в делах и молитвах о возвращении Помазанника Божия, о возрождении Русского Православного Самодержавия.

И только тот, кто находит в себе силы подниматься по духовной лествице вопреки всем искушениям и вражьим препонам, со временем получает драгоценную способность непротиворечиво соединять в себе воедино различные частные благочестивые и спасительные делания. Потому что действием Единого Бога, Который есть Любовь, оживляется душа равно и жалостью к страждущим, и ревностью в молитве, и терпением скорбей, и нестяжательством, и кротостью, и целомудрием, и любовью к Царям. Такой идеал христианской жизни являют нам великие русские святые, прославленные угодники Божии, подобные святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, святителям Филарету Дроздову, Игнатию Брянчанинову и Феофану Затворнику, оптинским старцам и многим другим, в поучениях своих соединившим любовь и верность Царю Небесному с не менее горячей любовью к земным Помазанникам Его.

Ну а нам, нынешним – слабым, грешным, малоопытным духовно – надо хотя бы помнить об этом при обсуждении проблем возрождения Русской Православной Монархии, всё более явственно встающих сегодня в практическую повестку дня.

Первый Русский Монарх – святой Царь-мученик Иоанн IV Грозный обустроил Россию в соответствии с её великим призванием Третьего Рима последних времён.

Накануне наступления этих страшных времён другой Царь-мученик, Николай IIАлександрович своей вольной жертвой укрепил Русские духовные основы, которые благодаря этому выстояли, выдержали, пережили страшную, кровавую эпоху огненных испытаний и нескончаемых скорбей.

Жестокий Красный император – Иосиф Сталин – не дал осиротевшей российской державе сгинуть в водоворотах братоубийственных войн и жидовских интриг, железом и кровью спаяв распадавшуюся Россию в невиданную дотоле социалистическую Империю.

Мнится мне, что теперь уже недалеко то время, когда последний, грядущий Русский Царь изымет израненную, истерзанную Россию из рук нынешних временщиков, чтобы предоставить её Христу Господу славной, сияющей, радостной, обильно омытой Русской кровью, богатою святой верой и непоколебимой верностью Богу своему…

И тогда дожившие сподобятся услышать: «Аз есмь корень и род Давидов и звезда утренняя и денница. И жаждай да приидет и хотяй да приимет воду животную туне. Се, дах пред тобою двери отверсты и никтоже может затворити их: яко малу имаши силу, и соблюл еси Мое слово, и не отверглся имене Моего. Яко соблюл еси слово терпения Моего и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущия на земли» (Апок. гл.3, 8-10; гл.22).

* * *

Я верю – страдания и беды, несчастья и скорби – все, что омрачает ныне наше национальное бытие – все пройдёт, минует, канет в лету, перемолотое великой, жизнеутверждающей, благодатной силой Русской жизни, Русского мира, Русского православного духа. Лишь бы мы только остались верными Богу и своему Русскому долгу, Русской вере, своей нелегкой Русской судьбе.

Шестьдесят лет назад архиепископ Иоанн Шаховской, тяжело переживавший муки эмиграции в Сан-Франциско, сказал: «Пусть умолкнут те, которые не имеют крыльев, чтобы воспарить от человеческого страданья к славе Божией! Эти крылья даёт жаждущим Христос, и они называются верой, которая начинается надеждой и кончается любовью». Сии светозарные крылья по милости Божией давно дарованы Русскому сердцу за терпение, веру и верность, за готовность к бескорыстной жертве и смиренное мужество.

В конце ХХ века знаменитый афонский старец Паисий Эзнепидис говорил: «Если бы Христос удостоил меня жить так, как я хочу и умереть молодцом, то я просил бы смерть в бою, на передовой. Сейчас такое время, что умереть, пойти на исповедничество, пожертвовать собой стоит уже ради того, чтобы не торжествовали хулители наших святынь... В ту эпоху, которую мы переживаем, следует ярко сиять. Сегодня мир нуждается именно в этом».

Я верю, что Русское сердце не потеряло своей благодатной способности к такому жертвенному сиянию. И если не над нами, то над нашими детьми несомненно сбудется пророчество, реченное еще в середине прошлого века великим во святителях чудотворцем, епископом Иоанном Максимовичем. Изобильно облеченный дарами Божией благодати, старец Божий пророчествовал так:

«Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воспряни, восстань Русь – ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари ко восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо приидут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твои, в тебе благословящие Христа во веки»… [3]

Я плачу, читая эти слова. И мне не стыдно моих слёз.

Да будет так! Аминь.

[1] Протоиерей М.И. Хитров «Святый благоверный великий князь Александр ЯрославичНевский» СПб, 1893 г.

[2] Там же.

[3] Сравни Ис. 60, 3-4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: