Развитие предпринимательства в постсоветской России началось с его легализации Законом СССР «О кооперации» в 1986 году, который создал ограниченные возможности для предпринимательства. На его базе стали интенсивно создаваться кооперативы. Предполагалось, что законом воспользуются студенты и пенсионеры для оказания услуг в сфере быта, но в большей степени им воспользовались работники сферы быта и представители теневой экономики.
Российский закон 1991 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» снял последние препятствия на пути предпринимательской деятельности в России. Создание юридической основы способствовало активному развитию предпринимательства в стране.
Предпринимательская деятельность реализуется в рамках создаваемой производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу. В России предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках малых предприятий. Мировой опыт показал, что в настоящее время малое предпринимательство, малые фирмы являются основой динамичного экономического развития вследствие:
|
|
- организационно-технологической мобильности;
- высокого темпа внедрения инноваций;
- активной конкурентной политики;
- отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкого управленческого аппарата;
- создания новых рабочих мест;
- быстрой реакции на потребности рынка;
- возможности государства получать доход от их налогообложения.
Развитие предпринимательства в России осуществляется двумя основными путями:
1. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры.
2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство).
Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства.
Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур.
На основе анкетирования были определены основные трудности на пути развития предпринимательства в России. Была разработана специальная анкета и опрощено около пятидесяти предпринимателей (см. табл. 1).
Таблица 1. Основные проблемы на пути развития предпринимательства.
N | Проблемы | Ответы в % | |
1. | Отсутствие, труднодоступность стартового капитала | ||
2. | Трудности со строительством или получением помещения | ||
3. | Отсутствие единомышленников, команды | ||
4. | Большая ответственность, боязнь риска, незащищенность | ||
5. | Налоговая политика государства | ||
6. | Сложность регистрации | ||
7. | Дороговизна сырья, ресурсов, техники | ||
8. | Отсутствие опыта, знаний | ||
9. | Отсутствие поддержки |
Анализируя развитие предпринимательства в стране, необходимо установить, какие цели преследовали все участники этого процесса.
|
|
Участниками процесса развития предпринимательства являются: государство, руководители государственных предприятий, персонал государственных предприятий, персонал предпринимательской единицы. Каждый из участников преследует свои цели, которые в идеале должны сочетаться. Цели развития предпринимательства в России представлены на: (см. Схема №1).
Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:
- Повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей;
- Создание новых рабочих мест;
- Создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества;
- Повышение благосостояния населения.
Целью предприятия является: получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства, создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг разработанных в предпринимательских структурах.
Целью руководства является: получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей.
Развитие предпринимательства в определенной степени позволило реализовать поставленные цели. В настоящее время в России около 900 тыс. малых предприятий. Развитие малого предпринимательства позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для 8 млн. человек.
Сложности на пути интенсивного развития предпринимательства в России объясняются не только неблагоприятными условиями внешней среды, но и определенным недопониманием всех возможностей предпринимательской деятельности. Это вызвано отсутствием собственного опыта и определенной трудностью восприятия мирового опыта, слабо адаптированного к конкретным условиям современной российской экономики. В тоже время следует признать, что среди ученых и практиков, занимающихся проблемами предпринимательства, существуют определенные противоречия в отдельных взглядах и подходах к этому вопросу.
Любые запреты, барьеры на пути развития предпринимательства в России воспринимаются негативно, а если государство вынуждено использовать запретительные меры, то оно должно параллельно предлагать альтернативу, которая бы обеспечивала организационную и финансовую поддержку предпринимательской деятельности. Пока же даже такая не требующая особых усилий со стороны государства мера, как создание гарантийного фонда все еще не осуществлена.
В последние годы предприятия малого предпринимательства развиваются несколько опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. Для поддержки малого бизнеса создана Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Реализацию данной правительственной программы, в том числе в области конкурсного отбора инвестиционных проектов, обеспечивает Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ. Поддержка проектов осуществляется по пяти приоритетным направлениям, среди которых - создание бизнес-инкубаторов, государственная поддержка экспорта и поддержка микрофинансовых организаций. «Русское экономическое общество», №177.2005г.
|
|
Для исполнения государственной программы по поддержке и развития предпринимательства необходимо реализовать основные направления:
- Выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала, а так же других финансово-кредитных организаций под государственные гарантии Правительства РФ для обеспечения развития предпринимательства в РФ.
- Содействие формированию льготного налогового режима для работающих в сфере предпринимательства.
- Формирование системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного предпринимательства.
- Содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов предпринимательства.
- Подготовку и переподготовку кадров для работы в структурах предпринимательства.
- Создание условий успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.
- Информационное и нормативно правовое обеспечение деятельности предпринимателей.
- Развитие рекламно-выставочной и издательской деятельности в сфере предпринимательства.
- Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах, содействие в освоении новых технологий и изобретений.
Программа направлена на создание условий поддержки малых предприятий на федеральном уровне путем создания правовой базы, гибкого финансово-кредитного механизма, целостной системы информационного и кадрового обеспечения, единой статистической базы, типовых программных решений по объектам инфраструктуры в тесной увязке с мероприятиями региональных программ поддержки предпринимательства. Отличительной особенностью программы является более четкое разграничение полномочий и ответственности Российской Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства.
|
|
Следует так же отметить, что финансовая поддержка проектов осуществляется в форме частно-государственного партнерства, которое предполагает выделение средств на реализацию проектов не только из федерального бюджета, но также из региональных бюджетов и внебюджетных источников.
Очевидно, что пока не будет общедоступной и адекватной системы показателей эффективности и качественного мониторинга реализации инвестиционных программ поддержки малого предпринимательства говорить о совершенствовании государственной политики в этой области преждевременно.