Условия возникновения и развития предпринимательства

Развитие предпринимательства в постсоветской России началось с его легализации Законом СССР «О кооперации» в 1986 году, который создал ограниченные возможности для предпринимательства. На его базе стали интенсивно создаваться кооперативы. Предполагалось, что законом воспользуются студенты и пенсионеры для оказания услуг в сфере быта, но в большей степени им воспользовались работники сферы быта и представители теневой экономики.

Российский закон 1991 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» снял последние препятствия на пути предпринимательской деятельности в России. Создание юридической основы способствовало активному развитию предпринимательства в стране.
Предпринимательская деятельность реализуется в рамках создаваемой производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу. В России предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках малых предприятий. Мировой опыт показал, что в настоящее время малое предпринимательство, малые фирмы являются основой динамичного экономического развития вследствие:

- организационно-технологической мобильности;

- высокого темпа внедрения инноваций;

- активной конкурентной политики;

- отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкого управленческого аппарата;

- создания новых рабочих мест;

- быстрой реакции на потребности рынка;

- возможности государства получать доход от их налогообложения.

Развитие предпринимательства в России осуществляется двумя основными путями:

1. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры.

2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство).

Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства.

Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур.

На основе анкетирования были определены основные трудности на пути развития предпринимательства в России. Была разработана специальная анкета и опрощено около пятидесяти предпринимателей (см. табл. 1).

Таблица 1. Основные проблемы на пути развития предпринимательства.

N Проблемы Ответы в %  
1. Отсутствие, труднодоступность стартового капитала    
2. Трудности со строительством или получением помещения    
3. Отсутствие единомышленников, команды    
4. Большая ответственность, боязнь риска, незащищенность    
5. Налоговая политика государства    
6. Сложность регистрации    
7. Дороговизна сырья, ресурсов, техники    
8. Отсутствие опыта, знаний    
9. Отсутствие поддержки    

Анализируя развитие предпринимательства в стране, необходимо установить, какие цели преследовали все участники этого процесса.

Участниками процесса развития предпринимательства являются: государство, руководители государственных предприятий, персонал государственных предприятий, персонал предпринимательской единицы. Каждый из участников преследует свои цели, которые в идеале должны сочетаться. Цели развития предпринимательства в России представлены на: (см. Схема №1).

Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:

- Повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей;

- Создание новых рабочих мест;

- Создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества;

- Повышение благосостояния населения.

Целью предприятия является: получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства, создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг разработанных в предпринимательских структурах.

Целью руководства является: получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей.

Развитие предпринимательства в определенной степени позволило реализовать поставленные цели. В настоящее время в России около 900 тыс. малых предприятий. Развитие малого предпринимательства позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для 8 млн. человек.

Сложности на пути интенсивного развития предпринимательства в России объясняются не только неблагоприятными условиями внешней среды, но и определенным недопониманием всех возможностей предпринимательской деятельности. Это вызвано отсутствием собственного опыта и определенной трудностью восприятия мирового опыта, слабо адаптированного к конкретным условиям современной российской экономики. В тоже время следует признать, что среди ученых и практиков, занимающихся проблемами предпринимательства, существуют определенные противоречия в отдельных взглядах и подходах к этому вопросу.

Любые запреты, барьеры на пути развития предпринимательства в России воспринимаются негативно, а если государство вынуждено использовать запретительные меры, то оно должно параллельно предлагать альтернативу, которая бы обеспечивала организационную и финансовую поддержку предпринимательской деятельности. Пока же даже такая не требующая особых усилий со стороны государства мера, как создание гарантийного фонда все еще не осуществлена.

В последние годы предприятия малого предпринимательства развиваются несколько опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. Для поддержки малого бизнеса создана Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Реализацию данной правительственной программы, в том числе в области конкурсного отбора инвестиционных проектов, обеспечивает Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ. Поддержка проектов осуществляется по пяти приоритетным направлениям, среди которых - создание бизнес-инкубаторов, государственная поддержка экспорта и поддержка микрофинансовых организаций. «Русское экономическое общество», №177.2005г.

Для исполнения государственной программы по поддержке и развития предпринимательства необходимо реализовать основные направления:

- Выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала, а так же других финансово-кредитных организаций под государственные гарантии Правительства РФ для обеспечения развития предпринимательства в РФ.

- Содействие формированию льготного налогового режима для работающих в сфере предпринимательства.

- Формирование системы лизинга как одной из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного предпринимательства.

- Содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов предпринимательства.

- Подготовку и переподготовку кадров для работы в структурах предпринимательства.

- Создание условий успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.

- Информационное и нормативно правовое обеспечение деятельности предпринимателей.

- Развитие рекламно-выставочной и издательской деятельности в сфере предпринимательства.

- Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах, содействие в освоении новых технологий и изобретений.

Программа направлена на создание условий поддержки малых предприятий на федеральном уровне путем создания правовой базы, гибкого финансово-кредитного механизма, целостной системы информационного и кадрового обеспечения, единой статистической базы, типовых программных решений по объектам инфраструктуры в тесной увязке с мероприятиями региональных программ поддержки предпринимательства. Отличительной особенностью программы является более четкое разграничение полномочий и ответственности Российской Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства.

Следует так же отметить, что финансовая поддержка проектов осуществляется в форме частно-государственного партнерства, которое предполагает выделение средств на реализацию проектов не только из федерального бюджета, но также из региональных бюджетов и внебюджетных источников.

Очевидно, что пока не будет общедоступной и адекватной системы показателей эффективности и качественного мониторинга реализации инвестиционных программ поддержки малого предпринимательства говорить о совершенствовании государственной политики в этой области преждевременно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: