Структура практической деятельности

В отличие от животного мира, человек процесс труда завершает получением определенного результата, который уже в начале процесса труда имелся у него в идеальной форме – в форме интереса, замысла, проекта. Человеческая деятельность включает в себя три подсистемы: замысел, реализацию и результат. В замысел входят: цель, план и ценность. Цель отвечает на вопрос, - что надо сделать? План – как надо сделать? Казалось, к чему ценность? Дело в том, что ценность аккумулирует в себе общую направленность потребностей и интересов. А именно потребность побуждает человека к действию. Потребность – это напряжение души и тела человека. Различают потребности:

По происхождению: врожденные и приобретенные;

По содержанию: материальные и духовные;

По значению: разумные и неразумные.

Интерес – это ситуация, в которой люди удовлетворяют, или не удовлетворяют, свои потребности. Люди не всегда осознают свои интересы и часто действуют интуитивно.

интерес

Цель – это мысленный образ будущей желаемой ситуации. Она должна быть конкретной. Абстрактных целей нет. Цель простирается в будущее, и чем короче отрезок времени, тем цель конкретней. Её часто отождествляют с идеалом. Но идеал всегда абстрактен.

потребность

       
   
 
 


цель

 
 


результат

Цель – это мысленный образ будущей желаемой ситуации. Она должна быть конкретной. Абстрактных целей нет. Цель простирается в будущее, и чем короче отрезок времени, тем цель конкретней. Её часто отождествляют с идеалом. Но идеал всегда абстрактен.

Средство – то, что используют для достижения цели. Цель и средство диалектически взаимосвязаны.

Результат – итог определённого цикла человеческой деятельности. На практике он часто не соответствует поставленной цели. Почему?

- цели не реальны, то есть нет средств для их достижения;

- применяются неадекватные средства;

- декларируются одни цели, а имеются ввиду другие.

Стимул – он носит дополнительный характер, то есть либо ускоряет, либо тормозит достижение цели.

- 2 -

Главным вопросом для философов всегда был вопрос: что является первоосновой всего сущего? Ответив на него, можно объяснить всё многообразие существующего мира. Для философов материалистов такой первоосновой является материя. Но на различных этапах развития её понимали по разному. В античности наивные материалисты понимали её как вещь. (огонь, вода, воздух, атом); в 17 – 18 в.в метафизики воспринимали её как совокупность неизменных свойств (масса тела ); позднее диалектический материализм рассматривает материю, как объективную реальность и в её отношении к сознанию.

Свойства материи:

- существование в качестве объективной реальности (т.е. независимо от сознания и первично по отношению к нему);

- качественная и количественная бесконечность ( конкретные виды и свойства материи неисчерпаемы);

- абсолютность существования (т.к. материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве)

- существование только в движении, изменении, саморазвитии и в превращении одних видов и свойств материи в другие;

- быть познаваемой, (причем безгранично);

- системность (ибо любой материал, объект в принципе является системой со своими элементами и структурой).

Основные виды материи:

Вещество -все, что имеет механическую массу;

- состоит из молекул, атомов, элементарных частиц и

античастиц;

- возможные состояния: твердое, жидкое, газообразное, плазменное.

Поле -такое материальное образование, которое связывает

те или иные тела между собой, передавая опреде-

лённое действие от одного из них к другому (напри-

мер, - гравитационное, электрическое, магнитное и др.

поля)

На основе современных научных данных о строении материи различают три основные сферы материального мира:

- неживая природа,

- сфера жизни,

- человеческое общество.

Соответственно этому можно выделить основные типы материальных систем:

- живая материя – или сфера жизни,

- социально-организованная материя – или человеческое общество.

Итак, материя – это бесконечное множество и многообразие всех объективно существующих в мире объектов, образований, систем. Значит мир материален и един.

Материальное единство мира проявляется в том, что его всеобщей основой является материя, то есть в мире нет ничего, что не было бы - или определенным видом материи или тем или иным её состоянием, или одним из её свойств, или формой движения материи, или продуктом её исторического развития.

Материя находится в постоянном движении, которое протекает во времени и пространстве. Движение, пространство и время – основные формы существования материи.

Движение – это любые взаимодействия и изменения материальных систем как в природе, так и в обществе.

Движение абсолютно, так как оно есть всегда и везде в мире. Всякий покой относителен.

В зависимости от характера и результата изменений различают два основных типа движения: - движение, при котором сохраняется качественная определенность данной материальной системы, движение с изменением её качественного состояния.

Развитие – это движение к новому, это такие особые изменения, для которых характерны: - необратимость неповторимость, четкая направленность, поступательность. В то же время развитие – это вовсе не «прямая линия», в реальности оно может происходить «замысловато», зигзагообразно и даже с откатами назад. Развитие имеет две тенденции, - прогресс и регресс.

Прогресс – развитие с восходящей тенденцией.

Регресс – развитие с нисходящей тенденцией.

Пространство – форма существования материи, характеризующая: протяженность материальных объектов, их размеры, объем и взаиморасположение во всём материальном мире.

Время – форма существования материи, выражающая: длительность её бытия, определённые этапы, стадии этого бытия, последовательность смены материальных состояний.

- 3 -

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей и т.п. Эти духовные образы и формируют сознание. Однако прежде чем разобраться в сознании, рассмотрим такое понятие, как «отражение».

Отражение вообще, - это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе особенности друг друга или, каким- то образом, реагировать на внешние воздействия.

Простейшее отражение – это свойство любых объектов пассивно отзываться на внешние воздействия. Примеры: нагрев камня от солнечных лучей, отражение зеркалом каких-либо предметов и т.п.

Информационное отражение – это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние воздействия.

Например: растение уже не просто пассивно «регистрирует» лучи солнца (подобно «равнодушному» камню), а тянется к ним, идёт в рост под их воздействием.

Высшей формой информационного отражения является сознание.

Сознание – это свойство высокоорганизованной «мыслящей» материи (человеческого мозга) отражать материальную действительность в духовных образах. Это субъективное отражение человеком объективного мира.

Сознание есть особое информационное отражение, возникающее и развивающееся только у людей на основе их практически-преобразовательной деятельности.

Исходя из сказанного, можно определить следующие аспекты сознания.

Онтологический аспект (греч. Ontos – сущность, logos – учение). Сознание вторично по отношению к материи, производно от неё. Оно необходимо связано с материей, не может существовать без неё. Оно проявляется на особом уровне развития материи лишь у высокообразованных материальных образований, каким является человек.

Естественнонаучный аспект – он связан с раскрытием отношения сознания к мозгу. Как говорилось выше, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Однако оно не даётся человеку от природы вместе с мозгом. Мозг - лишь предпосылка сознания. Сознание – это функция общественного человека, а не функция мозга, как органа, данного человеку природой. Мозг и происходящие в нём процессы представляют собой основу человеческого сознания, материальное условие, без которого мыслительная деятельность невозможна. Но одного мозга для функционирования сознания недостаточно. Необходимо воздействие на него окружающего мира.

Гносеологический аспект раскрывает соотношение сознания с внешним миром. Сознание в этом смысле есть высшая форма психического отражения объективной реальности, субъективный образ объективного мира.

Отражение действительности человеком осознанный процесс. Животные отражают внешнюю среду только соответственно своим биологическим потребностям, благодаря первой сигнальной системе, которая у животных единственная.

Сознание человека характеризуется абстрактным мышлением, которое обусловлено наличием у него второй сигнальной системы. Сущностью её является отвлечение от действительности, обобщение, а формами – понятия, суждения, умозаключения.

Социально-исторический аспект раскрывает связь сознания с развитием трудовой деятельности человека и членораздельной речи. Сознание человека – продукт исторического общественного развития. Решающим фактором становления и развития сознания является труд и появление, в связи с ним, членораздельной речи.

Благодаря речи, мысли не только формируются, но и передаются и воспринимаются. Существование языка и сознания изолированно друг от друга невозможно.

Необходимым компонентом индивидуального сознания (и даже его своеобразным центром) является самосознание.

Самосознание – это выделение человеком своего «я» из окружающего его мира, осознание им самого себя, своих мыслей и чувств, интересов и действий, своего положения в обществе и отношения к другим людям.

Существуют три формы (уровня) самосознания:

- самочувствие – элементарное осознание человеком своего тела, его состояния и места в мире окружающих вещей и людей;

- сомосознание на уровне «я один из…, то есть осознание себя в качестве человека, принадлежащего к той или иной социальной группе, культуре, к определённому сообществу и т.п.

- личностное самосознание – сознание своих особенностей и себя как личности, способной совершать свободные самостоятельные поступки, контролировать и оценивать их, нести за них ответственность.

Наряду с сознанием в психике человека существует ещё сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости. Сюда же относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен.

Осознанное
Не осознанное

Мышление, внимание, Навыки, воля, эмоции

память, чувства

Интуиция

между ними

Таким образом, сознательное и бессознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны и способны достичь гармоничного единства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: