Символический интеракционизм

Термин символический интеракционизм (анг. interaction - взаимодействие) предложил ученик Дж. Г. Мида Герберт Блумер (1900—1987). Джордж Герберт Мид (1863—1931) считается основоположником символического интеракционизма. Дж. Мид признавал важность изучения наблюдаемого поведения, но также считал, что существуют скрытые аспекты поведения. Дж. Мид и Г. Блумер развивали учение, которое должно было противостоять не только бихевиоризму, но и структурному функционализму. По их мнению, оба течения фокусировали внимание на факторах, влияющих на человеческое поведение. Обе теории пренебрегали процессом, с помощью которого действующие субъекты придают значение действующим на них силам и своему поведению. Человек живет в мире значений, а не стимулов.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения, разгадывая их на основе анализа поступков и нашего прошлого опыта в подобных ситуациях. Пример: Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать - пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться.

Для сторонников символического интеракционизма важно изучать процесс, с помощью которого актер принимает решение в пользу того или иного действия. Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Действующий может обдумать, как может отреагировать другой человек, и подготовить свою реакцию на его реакцию.

Например, жена упрекает мужа и, зная, что это вызовет у него агрессивную реакцию, готова к «боевым действиям».

Основным механизмом социального действия является жест. Жесты бывают «незначащие» (фехтовальщики на спортивном помосте инстинктивно приспосабливаются друг к другу) и «значащие» (вызов соперника на дуэль требует размышления о намерении нанести Вам обиду своим действием). Жест, который вызывает реакцию одного типа у действующего и того, на кого направлено действие, называется значащий символ. Благодаря значащим символам возможна символическая интеракция. Поэтому коммуникация в собственном смысле слова возможна только между людьми.Наиболее ярким представителем значащего символа является язык. Поскольку мы усваиваем значения различных символов в процессе социального взаимодействия, они для всех нас оказываются общими. Слово кошка или собака вызывает у произносящего слово человека такой же мысленный образ, что и в тех, кому оно адресовано.

Изучение характера, форм и средств использования людьми тех или иных символов, а также социальных значений и смыслов, придаваемых им индивидами в ходе их взаимодействия, является одним из основных способов исследования социального поведения, деятельности личности, в целом получения определенной картины и модели конкретного общества.

Ирвин Гофман (1922—1982) воплотил в социологической теории шекспировскую строфу: «Весь мир театр, и люди в нем актеры». Социодраматический подход является версией символического интеракционизма. И. Гофман понимал социальное «Я» не как собственность актора, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителями и публикой. Также как в театре, в социальной жизни важны костюмы, в которых мы играем роли, реквизит сцены, декорации. Но главная роль, конечно принадлежит нашим партнерам по сцене и публике. Когда индивиды взаимодействуют, они хотят изобразить определенное понимание своего «Я», которое будет принято другими. Однако они понимают, что часть аудитории или неудачные партнеры могут сорвать спектакль. Социальные ситуации – это драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать определенное впечатление.

И. Гофман отводит важную роль управлению впечатлениями в социальном взаимодействии, поэтому его теорию иногда называют теорией управления впечатлениями. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Человек в своих действиях проявляет заинтересованность в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Он влияет на ситуацию не непосредственно, но создает впечатление, которое вызывает у других желание поступить в соответствии с его замыслами.

Человек может быть одновременно актером и публикой, поскольку между ролью и «Я» существует дистанция. Из-за большого числа ролей, мало кто целиком поглощен некоторой определенной ролью. Ролевая дистанция означает степень отдаления себя от роли. Например, в знаменитом тесте человеку предлагается 20 раз ответить односложно на вопрос «Кто Я?». При работе над тестом некоторые люди испытывают серьезные трудности, поскольку ответить: профессор, кандидат наук – для таких людей означает ответить на вопрос «какие у тебя роли». Но в тесте-то спрашивается о «Я». У этих людей явно существует большая ролевая дистанция. Уборщица, моющая полы с томным видом, возможно, хочет показать аудитории, что она слишком хороша для такой работы. Абитуриент, не сдавший экзамен, сохраняет ролевую дистанцию, если говорит: «я плохо поработал». Абитуриент, сетующий на свои умственные способности, ролевую дистанцию сокращает.

Ролевая дистанция формируется постепенно по мере социализации личности. Будущим родителям следует знать, что очень трудно, но необходимо выполнять правило: «Не оценивается личность, оценивается поступок». Нельзя говорить: «ты обманщик», но можно – «ты обманул». Впрочем, это правило сослужит хорошую службу и в отношениях с родственниками, друзьями, сослуживцами.

В целом для символического интеракционизма характерно убеждение, что человек социально отзывчив. Благодаря своей социальности он вырабатывает свое «Я». В доказательно этого тезиса приводят эксперимент психолога П. Г. Цимбардо, прибегшего к ролевой игре «тюрьма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: