Работы: «Сознание, Я и Общество», «Философия действий»
Социальный акт – диалог между индивидами, непрекращающийся обмен установками и действиями между ними. Стадии социального акта:
· импульс (побуждение к действию социальной средой; восприятие (формирование в сознании представления об объекте действия);
· манипуляция (процесс взаимодействия субъекта и объекта)
· консумация (получение пользы от объекта взаимодействия, оценка)).
Типы – несимволический (непосредственная реакция людей на поведение друг друга) и символический (основной, происходит в процессе обмена установками, смыслами и значениями). Символ – значимый жест (сознательное или бессознательное приглашение к взаимодействию), который вызывает в другом индивиде ту же реакцию, которую он вызывает в нас самих. Символ сопровождается осознанием как индивида, так и собеседника. Символ рождается во взаимодействии, подвижная структура; понятен как одному, так и другому. Он требует постоянного уточнения и прояснения, в зависимости от ситуации. Мы смотрим на свою реакцию и реакцию другого, ситуативно интерпретируем символ. Знак содержится в символе. Значение символа каждый раз проясняется в зависимости от ситуации.
|
|
Структура личности (Self):
1) I – я-субъект (созидающее начало, импульсивная, спонтанная сторона натуры);
2) Me – накопленный социальный опыт, нормы, заложенные в результате социализации, не статичен. Опыт приобретается через особенности восприятия и специфику I.
3) Self можно заменить понятием саморефлексией (то, что я думаю о себе). I существует только в настоящем (появилось и исчезло). Двойственная структура личности: самость личности (независимость от мнений других) и выявление, восприятие представлений о себе со стороны иных людей.
Обобщенный другой – социальная среда взаимодействия. Проблема соц. взаимодействия: общение человека с самим собой из перспективы другого человека (обобщённого другого).
Стадии социализации:
1) play (игра сопряжена с выполнением ролей, не принадлежащих самому ребенку. Это роли родителей и других родственников, докторов, продавцом и т.д. дети играют их в процессе общения с самим собой);
2) game (связана с игрой, характеризующейся наличием состязания, соревнования с другими. Ребенок вступает в организованное сообщество, где принципы символического взаимодействия и коммуникации становятся определяющими соц.поведение. В целом, по Миду, поведение человека обусловлено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок «обобщенного другого».
23,24 Методологические принципы структурно-функционального анализа Т. Парсонса.[RbS3]
Работы: "Структура социального действия", "Социальная система"
Особенность любой системы - структура – совокупность относительно устойчив.отношений между элементами.