Джордж Герберт Мид (1863-1931)

Работы: «Сознание, Я и Общество», «Философия действий»

Социальный акт – диалог между индивидами, непрекращающийся обмен установками и действиями между ними. Стадии социального акта:

· импульс (побуждение к действию социальной средой; восприятие (формирование в сознании представления об объекте действия);

· манипуляция (процесс взаимодействия субъекта и объекта)

· консумация (получение пользы от объекта взаимодействия, оценка)).

Типы – несимволический (непосредственная реакция людей на поведение друг друга) и символический (основной, происходит в процессе обмена установками, смыслами и значениями). Символ – значимый жест (сознательное или бессознательное приглашение к взаимодействию), который вызывает в другом индивиде ту же реакцию, которую он вызывает в нас самих. Символ сопровождается осознанием как индивида, так и собеседника. Символ рождается во взаимодействии, подвижная структура; понятен как одному, так и другому. Он требует постоянного уточнения и прояснения, в зависимости от ситуации. Мы смотрим на свою реакцию и реакцию другого, ситуативно интерпретируем символ. Знак содержится в символе. Значение символа каждый раз проясняется в зависимости от ситуации.

Структура личности (Self):

1) I – я-субъект (созидающее начало, импульсивная, спонтанная сторона натуры);

2) Me – накопленный социальный опыт, нормы, заложенные в результате социализации, не статичен. Опыт приобретается через особенности восприятия и специфику I.

3) Self можно заменить понятием саморефлексией (то, что я думаю о себе). I существует только в настоящем (появилось и исчезло). Двойственная структура личности: самость личности (независимость от мнений других) и выявление, восприятие представлений о себе со стороны иных людей.

Обобщенный другой – социальная среда взаимодействия. Проблема соц. взаимодействия: общение человека с самим собой из перспективы другого человека (обобщённого другого).

Стадии социализации:

1) play (игра сопряжена с выполнением ролей, не принадлежащих самому ребенку. Это роли родителей и других родственников, докторов, продавцом и т.д. дети играют их в процессе общения с самим собой);

2) game (связана с игрой, характеризующейся наличием состязания, соревнования с другими. Ребенок вступает в организованное сообщество, где принципы символического взаимодействия и коммуникации становятся определяющими соц.поведение. В целом, по Миду, поведение человека обусловлено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок «обобщенного другого».

23,24 Методологические принципы структурно-функционального анализа Т. Парсонса.[RbS3]

Работы: "Структура социального действия", "Социальная система"

Особенность любой системы - структура – совокупность относительно устойчив.отношений между элементами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: