Инспектирование (ревизия) на местах

Проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте. Этим определяется значение третьего этапа надзора за функционированием кредитных учреждений, инспектирования (ревизия) на местах. В связи с трудоемкостью проведения ревизий на местах органы надзора осуществляют их периодически (они могут быть плановыми, регулярными и внеочередными) и устанавливают характер инспекций, которые в зависимости от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными.

Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и производится оценка общего финансового состояния банка.

При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например, анализируется кредитный портфель.

В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например, сделки с иностранной валютной или компьютерная обработка информации.

Частота проведения ревизий и их объем варьируются в зависимости от степени доверия надзорных органов к кредитным учреждениям, их роли в кредитно-финансовой системе, наличия у них проблем. Обычно проверки устанавливаются чаще в крупных банках, а также в кредитных учреждениях, испытывающих серьезные затруднения.

Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

Завершающий этап надзора за банками – контроль за соблюдением ими в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков.

Набор неофициальных и официальных мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк. К неофициальным мерам относятся:

1) гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения;

2) письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.

Официальные меры воздействия включают в себя:

1) предупреждение;

2) директивы по устранению недостатков;

3) штрафные санкции;

4) приказ о снятии с должности руководителя банка;

5) передача банка под опеку надзорного органа;

6) лишение лицензии на проведение банковских операций;

7) ликвидацию кредитного учреждения.

Основные положения концепции банковского надзора строятся на количественной теории денег, в части соблюдения определенного нормированного порядка их мультипликаций в процессе осуществления банковских операций и предупреждения системных рисков в соответствии с действующим законодательством. Однако представляется сложным эффективное решение макроэкономических задач без усиленной капитализации банковской системы, измеряемой незначительными долями процента ВВП страны. Капитализация – инвестирование доходов, то есть направление на приращение капитала. Отношение активов банковского сектора в Казахстане к валовому внутреннему продукту все еще невелико (15,6%), что свидетельствует о низком уровне финансового посредничества. К примеру, в России данное соотношение составляет 32%.

Недостаточная капитализация банков остается серьезной проблемой банковских систем. Для сравнения: соотношение совокупного капитала до конца не восстановленной банковской системы России – около 3,3%, банковской системы Казахстана – 3,6%. Показатели не только меньше уровня развитых стран, но и многих стран с переходной экономикой. В Чехии капитал банков равняется 21,3% от ВВП, в Германии – 14,5%, во Франции – 15,4%.

Методы банковского надзора обеспечивают организационное единство действующих инструментов денежно-кредитной политики по единым нормативно-регуляторным принципам, обеспеченных единой методологией регулирования (системное наблюдение-мониторинг деятельности, выявление отклонений, детальное инспектирование, принятие решений по предупреждению сверхнормативных, чрезмерных рисков). Эта политика осуществляется Национальным банком Казахстана. Цель – обеспечение устойчивости национальной валюты: ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам. Так, биржевой обменный курс на 5 февраля 2004 года составил 139,41 тенге за доллар. Укрепление тенге к доллару на протяжении уже более года отбросило обменный курс ровно на четыре года назад. Номинальный курс тенге по отношению к евро укрепился на 3,4%, а обменный курс тенге к рублю в январе остался неизменным и составил 4,90 тенге за рубль.

Усиление национальной валюты к двум основным мировым валютам в январе, безусловно, положительно отражается на имидже национальной валюты и страны. Однако такая ситуация, особенно в случае ее продолжения, может иметь негативные последствия для экономики страны. Слишком резкое укрепление сказывается и на настроениях населения, имеющего сбережения в долларах.

Следует отметить, что мировое банковское сообщество выработало общие надзорные принципы и методы надзорного регулирования, степень практической реализации которых банковскими системами составляет сущность эффективности банковского надзора.

Признана необходимость международных стандартов регуляторного надзора за движением денег и денежным предложением. Без этого не может состояться ни одна полноценная экономическая система, нереальны перспективы интеграции страны в рыночную мировую систему. Например, теория Кейнса, совершившая революцию в экономической науке, по новому рассмотрела акцент в представлениях экономистов о функционировании хозяйственного механизма.

Мировая экономическая наука в лице Кейнса пришла к глобальному выводу о том, что без регулирования государства и государственных органов рыночная экономика неэффективна и не может обеспечивать дальнейшее экономическое развитие.

Кейнс поставил экономической науке цель: выработку рекомендаций государству для оптимизации экономического развития общества.

Оптимизация экономического развития общества немыслима без эффективного государственного механизма регулирования деятельности банков, ибо последние являются «кровеносными сосудами» экономики.

В мировой экономической теории существует несколько моделей, объясняющих взаимосвязь между развитием банков и промышленностью.

Первая модель предполагает, что развитие банков идет как бы вслед за развитием промышленности. Классическим примером такого развития является Англия 17-18 вв. Это так называемая англо-американская модель.

Вторая модель исходит из опережающего развития банковской системы, которая стимулирует развитие промышленного производства. Это, прежде всего, Германия, Франция. В этих странах стимулирующее развитие банков, их активная политика стимулирования роста крупных предприятий способствовали быстрому их подъему. Это так называемая континентальная модель.

Согласно ряда исследований американских ученых, выбор модели зависит от степени отсталости стран: чем более отстала в экономике страна, тем большую возможность приобретает государственное стимулирование развития банковской системы [10, c.60-64].

Методология принципов надзора за банковской деятельностью, по сути, является определенным инструментом реализации денежно-кредитной политики. Если банковский надзор неэффективен и механизм его слабо функционирует, то осуществление задач этой политики вряд ли выполнимо банками второго уровня и банковской системой в целом.

К примеру, одной из основных причин системного банковского кризиса в России явилась практическая несостоятельность ее банковского надзора, не сумевшего предупредить рисковую деятельность и банкротство крупных банков.

Надзорный орган и его регламентирующая деятельность составляют систему банковского надзора, предусмотренного Законом «О банковской деятельности» и Законом «О Национальном банке Республики Казахстан». Системообразующим элементом является Национальный банк, который осуществлял надзор не только за банковскими, но и небанковскими финансовыми учреждениями и страховыми организациями. Он представляет собой первый уровень банковской системы республики. Действующий механизм надзорной деятельности Национального банка был ориентирован на мировые принципы банковского надзора, выработанные Базельским соглашением государств с развитыми банковскими системами. Базельский комитет основан в 1975 году председателями центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Японии, Великобритании и США.

Членами Комитета являются высшие должностные лица центральных банков или других официально отвечающих за осуществление банковского надзора в той или иной стране надзорных органов.

Основной целью Базельского комитета было развитие сотрудничества между национальными надзорными органами промышленно развитых стран в осуществлении контроля за деятельностью международных банков, чьи головные офисы размещены в странах этой группы. Организаторы Базельского комитета ставили перед собой задачу добиться создания системы надежного и всеобъемлющего банковского надзора в международном масштабе.

Обсуждение актуальных проблем банковского надзора в рамках Комитета способствовало взаимному обмену опытом в этой области, укреплению национальных систем банковского надзора, совершенствованию пруденциальных стандартов банковской деятельности.

Первоначально работа Комитета была направлена на изучение методов совершенствования систем «раннего предупреждения» в практике банковского надзора. На этом этапе происходило формирование системы обмена информацией между членами Комитета.

Затем Комитет стал заниматься разработкой практических рекомендаций по совершенствованию техники эффективного надзора за международными банками. При этом рекомендации Комитета не носили директивного характера и адресовались не только государством – членам Базельского комитета, но могли использоваться и в надзорной практике других стран.

Позднее в деятельности Комитета оформилось еще одно новое направление – разработка минимальных стандартов, призванных нормировать различные аспекты банковской практики, и в целях уменьшения вероятности возникновения кризисных состояний у отдельных банков и снижения системного риска всей банковской сферы в целом.

Базельский комитет не наделен какими-либо формальными наднациональными полномочиями по надзору. Формулируя свои предложения, он делает ставку на заинтересованность самих государств в создании надежной и эффективной системы банковского надзора. Однако авторитет Базельского комитета настолько высок, что с его рекомендациями не могут не считаться надзорные органы даже тех стран, которые не являются его членами. За период деятельности Комитета им подготовлено и внедрено в практику банковского регулирования и надзора порядка десяти основных директив, охватывающих жизненно важные аспекты банковских операций.

Базельский комитет выработал 25 основных принципов, которые являются основой для организации действенного банковского надзора и регулирования банковской деятельности.

Перечень названных принципов содержит в основном стандарты, которые уже применяются в экономически развитых странах. В частности, сформулированы условия, необходимые для осуществления эффективного надзора, основные требования к лицензированию кредитных институтов и основополагающие требования, которые органы надзора должны предъявлять к кредитным институтам. Особое внимание обращается необходимости наличия достаточного капитала и осуществления банками эффективного управления кредитными рисками. Кроме этого изложены методы текущего банковского надзора, вопросы представления достаточной информации, права банковского надзора, а также принципы надзора при необходимости его осуществления в других странах при условии пересечения национальных границ стран, в которых функционируют коммерческие банки. При этом устанавливается разделение функций между местными и зарубежными органами банковского надзора. Даны общие рекомендации по обеспечению интересов вкладчиков за счет создания специальных схем по страхованию депозитов.

Становление казахстанской банковской системы сопровождалось освоением мировой банковской практики и адаптацией деятельности отечественных банков к ее международным стандартам, что предусмотрено Программой перевода казахстанских банков на международные стандарты учета, отчетности, аудита.

На макроэкономическом уровне система банковского надзора – инструмент денежно-кредитной политики государства, регламентирующего и направляющего деятельность банков второго уровня и других финансовых учреждений в соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики. Обеспечивает ее проведение на основе укрепления надежности функционирования банковской системы, содействия тем самым экономическому росту. Таким образом, система банковского надзора направлена, прежде всего, на реализацию положений экономической политики государства путем предотвращения таких макроэкономических последствий:

1) системный финансовый кризис (пример России, Японии и других стран);

2) чрезмерное увеличение либо сокращение денежной массы, то есть регулирование инфляции;

3) крах платежной системы;

4) обособление банковской системы и противодействие переливу капитала в другие секторы экономики.

На микроэкономическом уровне задачи банковского надзора независимо от развитости банковской системы, направлены на:

1) формирование финансово устойчивой банковской системы;

2) повышение слаженности и эффективности работы банковского сектора посредством применения единых подходов и принципов банковской деятельности;

3) защиту интересов вкладчиков, помещающих свои средства в банки, и укрепление доверия их к банковской системе;

4) содействие развитию здоровой конкуренции внутри банковского сектора и предотвращение крупной концентрации финансовой власти;

5) переориентацию банковских денежных потоков, в том числе в реальный сектор экономики.

Эффективность такого надзорного подхода на микроуровне находит свою реализацию в активной капитализации банков при сохранении их финансовой устойчивости и стимулов накопления денежных ресурсов в банках.

На макроуровне эффективность банковского надзора состоит в регулировании функционирования финансово устойчивой банковской системы, осуществляющей в едином порядке растущую мультипликацию денег при сохранении и укреплении надежности своей деятельности.

По данным Национального банка, в 1998-2000 годах только за счет роста депозитов в структуре денежной массы (с 53,7 до 73,4%), а также выданных банками второго уровня кредитов (рост в 1,8 раза с учетом курсовой разницы), мультикативное приращение денежного предложения выросло до 2,98 в 2000 году по сравнению 2,16 в 1999 году и 1,82 в 1998 году.

Банковский надзор за движением денежных потоков в банковской системе направлен на приращение стоимости наличных и безналичных денег в процессе их оборота при сохранении и повышении финансовой надежности самих банков путем роста доходности операций и собственного капитала.

В реальной действительности скорость обращения денег изменяется в зависимости от объема производства и изменения денежной массы. Но в переходной экономике снижение скорости оборота денег в основном означает изменение роста цен (инфляции) при негативном падении товарного производства. К примеру, в России скорость оборота денег снизилась с 10 до 8 раз, в Казахстане – с 12,5 в 1998 году до 6,3 в 2000 году. В то время в государствах с развитой рыночной экономикой скорость оборота денег обычно не превышает 1-2,5 раза, поскольку на скорость обращения оказывает влияние доли наличных денег в обращении – чем больше наличных денег в обороте, тем ниже скорость их оборота.

В Казахстане удельный вес наличных денег в обращении составил в 2000 году 30% против 41% в 1995 году и остается достаточно высоким.

Поэтому при наличии двухуровневой банковской системы происходило постоянное совершенствование надзорных функций центрального банка в направлении надзора за механизмом денежных мультипликаторов, то есть за эмиссией безналичных денег, которую производят банки второго уровня. Произошло выделение функций банковского надзора в самостоятельное подразделение со своей методологической, информационной, аналитической и технической базами.

Опыт развития надзорного регулирования показывает, что реальная эффективность надзорных функций как важного инструмента денежно-кредитной политики определена:

1) позитивным влиянием монетарных индикаторов денежно-кредитной политики на макроэкономические показатели состояния экономики;

2) завершенностью институционального развития банковской системы.

Банковский надзор при советской власти не существовал, и в нем не было необходимости, поскольку эмиссия наличных и безналичных денег производилась монопольно Государственным банком СССР. В условиях рыночной экономики и двухуровневой банковской системы эмиссия безналичных денег осуществляется посредством банковских операций системой коммерческих банков, а эмиссия наличных денег – Национальным банком республики.

При этом надзорное регулирование становится необходимым за вторичной эмиссией безналичных денег, которые осуществляют банки посредством их депозитных, кредитных и других банковских операций.

Надо отметить, что в сфере кредитования роль Национального банка из года в год активно сужается. В кредитном процессе повышается значение банков второго уровня как финансовых институтов, занимающихся привлечением и размещением денег. Основную часть ресурсов составляют средства, привлеченные в виде депозитов (вкладов), также денежные остатки контокоррентных и корреспондентских счетов.

Отсутствие в таких условиях эффективной надзорной системы либо неразвитость ее механизма могут привести к нарушению денежной мультипликации и появлению эффекта «ликвидной ловушки», приводящей к потере ликвидности финансовых институтов и нивелированию воздействия государственной денежно-кредитной политики на факторы экономического роста. При таком положении новый виток инфляции делает процентную ставку равнодушной к росту предложения денег и разрывает связи между ростом количества денег в обращении и номинальным валовым национальным продуктом, ведет к разрушительному спаду производства и к новым неплатежам.

Потому не случайно в банковских системах постсоветского экономического пространства действует «денежное правило сбалансированной долгосрочной монетарной политики», предложенное главным теоретиком монетарной теории денег американским экономистом М. Фридменом, который сформулировал концепцию обоснованного постоянного прироста денежной массы в обращении, величина которого определяется уравнением:

DМ = Di + DY, (1)

где DМ – среднегодовой темп прироста денег, процент;

Di – среднегодовой темп ожидаемой инфляции, процент;

DY – среднегодовой темп прироста ВВП, процент.

Введение монетарной политики в 1978 году в Англии и в 1980 году в США подтвердило параметры действия денежного правила М. Фридмена: при темпе роста ВВП в пределах 3-3,5% инфляция снижалась с 10-20 до 5%.

Начиная с 2000 года, в казахстанской экономике появилась возможность предусмотреть параметры такого подхода. По итогам 2003 года осуществлено выполнение запланированных макроэкономических показателей: прирост ВВП составил 10,2%; уровень инфляции снижен с до 6,4%.

Основная цель банковского надзора при переходе на плавающий обменный курс национальной валюты в 1999-2004 годах была направлена:

1) на организацию действенного механизма, предупреждающего надзорного реагирования на нарушение пруденциальных нормативов, нормативных правовых актов и невыполнение письменных предписаний Национального банка;

2) на повышение требования к размеру достаточности собственного напитала банков в связи с их реорганизацией путем слияния, преобразования и так далее;

3) на укрепление институционального развития банковской системы;

4) на создание под контролем надзорного механизма системы движения финансовых потоков и единой платежной системы;

5) на постоянное осуществление реструктуризации проблемных банков.

По итогам банковского надзора число банков второго уровня со 130 в 1996 году сократилось до 48 единиц на начало 2001 года. Совокупный собственный капитал банков второго уровня вырос с 14,9 миллиардов тенге до 99,0 миллиардов тенге или увеличился в 6,6 раза. Ни один сектор экономики республики не достиг столь устойчивого финансового состояния в своем развитии, в то время как банковской системой России получены убытки в размере 4 миллиарда рублей.

Во всех странах с переходной экономикой отмечено падение нормы национальных сбережений. При этом главным фактором снижения остается недоверие населения к финансовой системе после краха ряда крупных банков (Алембанк, Крамдсбанк и другие).

Система банковского надзора в Казахстане стала непосредственно содействовать решению проблем экономического развития страны.

Государственная политика по отношению к банкам находит отражение в ряде законодательных актов, постановлений и инструкций, издаваемых правительством и Национальным банком республики. Эти документы делятся на акты разумного либо экономического регулирования.

К разумному регулированию относят выпуск законов, постановлений, инструкции, цель которых уменьшить возможные риски банков и обеспечить их устойчивость. С другой стороны, экономическое регулирование направлено на достижение макроэкономических показателей через инструменты денежно-кредитной политики. И надзор представляет систему средств, с помощью которой государство добивается исполнения банками требований денежно-кредитной политики.

Учитывая, что банковские активы страны выросли и составили на начало 2001 года 530 миллиардов тенге, процентная ставка за кредит сегодня величина не столь значительная, хотя некоторые экономисты считают уровень процентных ставок в республике высоким и, ввиду этого, тормозящим спрос на кредитные ресурсы. В республике только со второй половины 1994 года впервые ставка рефинансирования Национального банка стала превышать уровень инфляции, что позволило снизить инфляцию спроса. Выполнение требования МВФ по достижению положительной величины учетной ставки по централизованным кредитам Национального банка и ставки рефинансирования стало носить постоянный характер. Это имеет важное значение, поскольку обеспечивает равнодоступность кредитных ресурсов для различных секторов экономики, стимулируя в определенной степени инвестиционную политику. В январе-феврале 2004 года инвестиции в основной капитал составили 124,9 миллиарда тенге, что на 21,6% больше, чем в январе-феврале 2003 года.

Использование такого надзорного инструмента денежно-кредитной политики, как изменение нормы обязательных резервов также проводилось в русле жесткой денежно-кредитной политики, направленной на регулирование кредитной эмиссии. Вначале действовал достаточно высокий норматив обязательного резервирования в размере 30%, который постоянно был снижен до 10%, и повышены тем самым возможности кредитования. В Казахстане и в России норматив обязательных резервов сегодня выше, чем в других странах. В США норма обязательных резервов 3%, в Швейцарии – 2,5%.

Эффективность сложившейся системы банковского надзора в Казахстане сказалась на избыточной ликвидной позиции, на начало и в течение 2000 года. Сводный коэффициент ликвидности составил 0,95 при норме 0,2 за счет превышения темпов роста ликвидных и быстрореализуемых банковских активов над темпами роста обязательств до востребования. Тем не менее, для казахстанских банков более высокий уровень резервирования средств на начальном этапе переходной экономики показал себя вполне оправданной регулирующей мерой, за соблюдением которой осуществлялся жесткий банковский надзор.

Таким образом, система банковского надзора, осуществляемая Национальным банком по единым правилам регулирования предложения (мультипликации) денежных средств банками второго уровня в процессе осуществления ими функций финансового посредничества, есть система мер регулирования и контроля за движением денежных потоков в банковской системе, направления на приращение стоимости наличных и безналичных денег в процессе их оборота и сохранении при этом финансовой надежности банков путем роста доходности операций и собственного капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: