Тема №28: «Банковский надзор»

Содержание темы по типовой программе:

Необходимость и сущность банковского надзора. Система банковского надзора, её составляющие. Виды осуществления банковского надзора. Цели, задачи и функции банковского надзора.

Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и его надзорные функции.

Лицензирование банковской деятельности, разработка еди­ных правил лицензирования и экономических правил для коммер­ческих банков. Оказание консультативных и методических услуг.

Выдача лицензии и осуществление прямого надзора за бан­ками второго уровня. Проведение ревизий банков. Регулирование процессов открытия и закрытия банков.

Надзорный цикл. Целевые инспекции. Частота и объём прове­рок надежности и устойчивости работы банков. Дистанционный анализ. Дистанционные обзоры.

Рейтинговая система CAMELS. Капитал. Оценка качества ак­тивов. Менеджмент. Оценка доходов. Ликвидность. Рейтинг бан­ка.

Система банковского надзора в мире существует в той либо иной форме более 100 лет, в частности в США и в странах Северной Европы. И только за последние 15-20 лет стал общепризнанным тот факт, что система банковского надзора играет ключевую роль в становлении и развитии финансового сектора и экономики в целом. Объектом осуществления надзорных функций становится все больше областей хозяйственной деятельности.

В Казахстане – не единственная страна, где банковское регулирование и контроль до настоящего времени осуществлял исключительно Национальный банк. Тот же порядок принят в Великобритании, Италии, Нидерландах, России.

В 1987 году в Англии был принят новый банковский закон. Главная цель этого закона – обеспечение надзора за соблюдением принципа осмотрительности. Закон установил юридическое право Банка Англии на надзор за банками и депозитными учреждениями и подкрепил их полномочия введением программы по защите вкладов, которая обеспечивает резервы на случай возможных банковских крахов. Однако Банк не может непосредственно диктовать банкам способ ведения ими дел. Проверки в банках осуществляются частными аудиторскими фирмами по поручению Банка Англии.

В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям, Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый из этих органов, возглавляемый министром финансов, отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сбережений вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по резолюциям комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор – как в документарной, так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг.

В Нидерландах регулирование и контроль за состоянием банковской системы возложены на Банк Нидерландов. При осуществлении надзора надзорно-банковская служба использует разнообразную информацию и приемы, как то: месячная отчетность, беседы с руководством учреждения, ежегодные беседы с внешним аудитором, частичные проверки, проводимые собственными силами и направленные на выделенные области риска. Необходимо отметить, что в Нидерландах отсутствует единая система ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Банком Нидерландов разрабатываются только единые формы обязательной отчетности, поэтому роли внешних аудиторов придается большое значение.

А в США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими уполномоченными органами.

В США деятельность национальных банков контролируется и регулируется Федеральной резервной системой вместе с двумя другими федеральными органами – службой контролера денежного обращения и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).

Контроль за банками штатов – членами Федеральной резервной системы, депозиты которых застрахованы в Федеральной корпорации страхования депозитов, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов). Кроме того их деятельность регулируется и контролируется Федеральной резервной системой и Федеральной корпорацией страхования депозитов.

Банки штатов, не являющиеся членами Федеральной резервной системы, чьи депозиты застрахованы в Федеральной корпорации страхования депозитов, контролируются двумя структурами – банковскими органами штатов и Федеральной корпорацией страхования депозитов.

Банки штатов, не входящие в Федеральную резервную систему и не страхующие депозиты в Федеральной корпорации страхования депозитов находятся под контролем власти штатов.

В Германии основным органом контроля является Федеральное ведомство по контролю над банками (при Министерстве финансов). Ревизии на местах проводятся раз в год независимыми аудиторскими фирмами по поручению Бюро.

Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию – государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет комиссию управляющий Банком Франции. Ревизии на местах проводятся ежегодно или раз в два года Банковской комиссией.

В Японии основными органами контроля являются Бюро банков при Министерстве финансов и Банк Японии. Ревизии на местах проводятся раз в два-три года Бюро банков. По выбору – Банком Японии.

В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка.

По существу надзор в понимании контроля есть важная функция государственного управления за соблюдением исполнительской дисциплины и правопорядка за осуществлением правомерности каких-либо операций (финансовый контроль, страховой надзор, прокурорский надзор, надзор по соблюдению техники безопасности, безопасности дорожного движения и другие его виды).

Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:

1) лицензирование;

2) проверка отчетности, представляемой банками;

3) инспектирование (ревизия) на местах;

4) контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

Лицензирование банков.

В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Для получения лицензии подавшее заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего относительно:

1) минимального размера уставного капитала;

2) источников первоначально инвестируемого капитала;

3) состава основных акционеров;

4) квалификации и моральной характеристики руководства;

5) круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;

6) правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости;

7) комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

Помимо этого, при решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать, например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

Проверка отчетности, предоставляемой банками.

Второй этап надзорной деятельности – дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибыли и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно один раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

1) достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);

2) качество его активов с точки зрения риска ликвидности;

3) доходность или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или одного занятого);

4) ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) – соотношение ликвидности и прочих активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: