Социально-психологические и соматические проблемы информатизации

Информатизация – это процесс, который в той или мной мере протекает во всех государствах мира. Причем это процесс, который объективно обусловлен и буквально «встроен» во все сферы жизни общества, в том числе и в социальную. Однако психологическая устойчивость к процессам информатизации у людей различна. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях стремительно возрастающих потоков информации.

Рассмотрим проблемы социальных групп, выделенных только по двум критериям — полу и возрасту.

При анализе по половому критерию особого внимания заслуживают социально-психологические проблемы женщин, так как именно они сегодня во всем мире приняли на себя основной груз в области практической компьютерной работы. Это объясняется тем, что в постиндустриальном обществе основная занятость приходится на сектор услуг (личных, деловых, образовательных, досуговых) и информационный сектор. Оба этих сектора порождают огромный спрос на женскую рабочую силу, поскольку женщинам более присущи склонность к рутинному труду, потребность в особом моральном климате на рабочем месте, общая культура и коммуникабельность. Множество функций по обработке информации можно выполнять дома или в любом другом месте и в любое удобное время суток, что позволяет женщине успешно сочетать семейную и производственную роли. Все это в современных условиях может сделать женский труд более предпочтительным и востребованным, однако потребует введения ряда ограничений в условиях труда для защиты психологического и репродуктивного здоровья на законодательном уровне.

В 2000 г. вышло указание Минсвязи РФ от 26.06.2000 № 55-у "О Рекомендациях по организации работы с компьютерной техникой”, в котором описаны проведенные научные исследования по использованию компьютерной техники при организации управленческого труда. Их результаты свидетельствуют о том, что неправильная расстановка и эксплуатация компьютерной техники, особенно в неприспособленных для этого помещениях, меняют условия и характер труда специалистов, ведут к неблагоприятному воздействию на функциональное состояние и здоровье работающих.

Так, компьютерные технологии обработки информации являются источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей. Компьютерная техника при неправильной эксплуатации и расстановке принципиально меняет условия и характер труда специалистов не в лучшую сторону. Анализ результатов научно-исследовательских работ позволяет выделить следующие наиболее важные возможные последствия неблагоприятного воздействия на здоровье пользователей:

• нарушения, связанные со стрессом;

• заболевания глаз и зрительный дискомфорт;

• изменения костно-мышечной системы;

• кожные заболевания;

• неблагоприятные исходы беременности.

Установлено, что пользователи персональных компьютеров подвержены стрессам в значительно большей степени, чем работники из любых других профессиональных групп, когда-либо проходивших аналогичные обследования, включая диспетчеров воздушных линий. Они жалуются на “пелену перед глазами”, хронические головные боли, тошноту, головокружения, возбудимость и депрессии, быструю утомляемость, невозможность долго концентрировать внимание, снижение трудоспособности и нарушения сна.

К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, следует отнести электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум, изменение ионного состава воздуха и параметров микроклимата в помещении.

На состояние пользователей оказывают влияние и эргономические параметры расположения экрана монитора (дисплея). Немаловажную роль играют и освещенность на рабочем месте, параметры мебели и характеристики помещения, где расположена компьютерная техника.

Оценка условий труда пользователей персональных компьютеров, проведенная в ряде структур управления, показывает, что размещение компьютерной и оргтехники, как правило, осуществляется исходя из стремления установить максимальное количество средств механизации конторского труда и производится в зданиях и помещениях, изначально не приспособленных для этих целей. Использование компьютерной техники в таких условиях с учетом сочетания действия комплекса производственных факторов с интеллектуальной, эмоциональной и сенсорной нагрузками обычно ведет к нарушению санитарно-гигиенических требований и ухудшает организацию труда работающих.

Согласно Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.1999, условия труда пользователей персональных компьютеров можно отнести к 3-му классу вредности I степени опасности.

Своевременное выявление нарушений в организации работы с компьютерной техникой позволяет устранить неблагоприятное воздействие физических факторов на здоровье пользователей.

С 2003 г. в России действуют Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.06.2003 № 118. Они содержат санитарные правила и нормативы, действующие на всей территории Российской Федерации. Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ. Кроме того, Санитарные правила определяют требования к эксплуатации ПЭВМ в обучении, в быту, в игровых комплексах (автоматах).

Документ содержит ряд технических требований к самим ПЭВМ, к помещениям для работы с ПЭВМ, к уровням шума, вибрации, электромагнитных полей и освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Особый интерес представляет раздел “Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ”. Например, при размещении рабочих мест расстояние между рабочими столами с видеомониторами должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов — не менее 1,2 м. При выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рабочие места рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2 м. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см. Конструкция рабочего стула должна позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) должен соответствовать росту пользователя, характеру и продолжительности работы с ПЭВМ.

Гигиенические требования содержат отдельные разделы по организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ, посвященные конкретным параметрам для различных возрастных категорий пользователей:

• для взрослых пользователей;

• для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования;

• для детей дошкольного возраста.

Важное значение имеет раздел “Требования к организации медицинского обслуживания пользователей”. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с использованием ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более трех часов за рабочую смену). Кроме того, должно проводиться медицинское освидетельствование студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ.

Сегодня широко известно, что вредное облучение головного мозга происходит также при пользовании мобильным телефоном, особенно у детей (рис. 2.1). По данным исследований шведского ученого JI. Харделла, если ребенок начинает пользоваться сотовым телефоном с 8-12 лет, то уже к 21 году у него в 5 раз чаще развивается опухоль мозга1.

При анализе социально-психологических проблем социальных групп по возрастному критерию важное значение приобретает проблема эмоционально-психологической устойчивости в условиях информатизации молодежи и людей старшего возраста. Известно, что именно они наиболее подвержены “зомбированию” по телевидению и посредством других СМИ2.

Еще в 2004 г. главный врач-психиатр Минздрава В. Волошин заявил, что подробные описания в средствах массовой информации, например, трагических обстоятельств терактов травмируют более всего психику детей и пожилых людей, поскольку это самые уязвимые и незащищенные группы населения. В результате 3 млн детей и подростков в России нуждаются в диспансерной и консультативно-лечебной психиатрической помощи. Треть людей, которые подверглись стрессу, испытывают его последствия постоянно. Их настроение становится пессимистическим, их преследуют слова, запахи, напоминающие об испытанном страхе. У 30% таких людей развиваются острые психозы3.

По данным Российской академии медицинских наук, около 70 % российских граждан, уделяющих в день не менее 2 часов просмотру телевизора, испытывают постоянное чувство страха, тревоги и склонны без всяких на то видимых внешних причин к депрессии. Медики не сомневаются, что эти психологические отклонения вызваны потоком негативной информации, на который делает акцент большинство отечественных телеканалов1.

Опасность негативного воздействия средств массовой информации на население, в особенности на подростков, заключается также в формировании девиантных форм поведения под влиянием пропаганды насилия. Ю. М. Лужков считает, что у большинства людей мораль ориентирована на окружающую социальную норму, а не на безусловное сочувствие человеку. Ю. М. Лужков подчеркивает, что для многих сам факт показа по телевидению актов насилия, извращений и тому подобного означает допустимость собственных подавленных устремлений1.

Отсюда возникает принципиальная необходимость правовых ограничений объема и содержания воздействия СМИ на различные возрастные группы. Такие ограничения должны основываться на базе глубоких научных исследованиях социологов и психологов.

Подобные ограничения в российском законодательстве есть. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (в ред. от 09.02.2009) “О средствах массовой информации” вводит запрет на злоупотребление свободой СМИ (ст. 4), в том числе на разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганду войны, порнографии, культа насилия и жестокости, на использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье и др. Ограничения для эротических периодических изданий и программ, систематически эксплуатирующих интерес к сексу, регламентируются ст. 37 закона.

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (в ред. от 27.12.2009) “О рекламе” (далее — Закон о рекламе) содержит ограничения в области распространения недобросовестной и недостоверной рекламы; рекламы, побуждающей к совершению противоправных действий, призывающей к насилию и жестокости, формирующей негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждающей их. В рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации; демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия. Не допускается распространение скрытой рекламы, т. е. рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Особое значение для социальной сферы имеет также целый ряд существенных ограничений, установленных Законом о рекламе, в области рекламирования алкогольной продукции, пива, табачных изделий, лекарственных средств, медицинских услуг, азартных игр. Так, в теле- и радиопрограммах в настоящее время вообще запрещено размещать рекламу алкогольной продукции и табачных изделий. Реклама пива и азартных игр не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 ч местного времени.

С распространением порнографии в Интернете в европейских странах пытаются бороться на техническом уровне. Большой популярностью пользуются специальные программы, установив которые, родители могут заблокировать вход на сайты с непристойностями и поставить “фильтр” на рекламу подобных ресурсов2. В России сегодня аналогичные “фильтры” используются в школах, однако с технической точки зрения они могут блокировать пока только прямой выход на предосудительные сайты, поэтому их эффективность, по оценкам специалистов, не высока.

В целом необходимо отметить, что изучение социально-психологических проблем информатизации находится в стадии становления. Уже сегодня можно с уверенностью говорить о рождении таких девиаций, как компьютеромания, компьютерофобия, киберболезни и т. п. Компьютерофобия предполагает патологическую боязнь использования компьютерных технологий. Киберболезни рассматриваются как новые виды заболеваний людей, вызванные вредным воздействием на их психику и физиологические функции технологий виртуальной реальности. Под компьютероманией понимают патологическую потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, вызванную привыканием к воздействию на его психику компьютерных игр и технологий виртуальной реальности2. В России растет число психических заболеваний, в развитии которых повинны мобильные телефоны, Интернет, различные электронные устройства и компьютерные игры3.

Формирование подобных девиаций зависит от особенностей личности. Например, по данным психологических исследований, к интернет-зависимости более предрасположены люди, имеющие повышенную чувствительность к ограничениям реального социального мира (допустим, к необходимости учиться, работать, вести здоровый образ жизни, соблюдать иные социальные и правовые нормы современного общества).

Выделяют определенные симптомы интернет-зависимости4:

• пользователь выходит в Интернет тогда, когда у него плохое настроение;

• пользователь чувствует себя подавленно, когда проводит в сети Интернет меньше времени, чем обычно;

• пользователь чувствует, что интернет-зависимость мешает работе (учебе) или отношениям с людьми вне Интернета;

• пользователь скрывает от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводит в сети Интернет и что там делает;

• пользователь пытается проводить в Интернете меньше времени, но безуспешно;

• пользователь предпочитает общаться с людьми или искать информацию через Интернет.

Интернет-зависимость можно диагностировать, если имеются не менее 6~7 из перечисленных симптомов. Если их от 1 до 5, считается, что это не более чем увлеченность сетью Интернет.

В 2005 г. в Екатеринбурге зафиксирован летальный исход в результате острого нарушения кровообращения, т. е. инсульта, у четырнадцатилетнего подростка, просидевшего 12 часов подряд перед экраном компьютера в компьютерном клубе. По заключению врачей, смерть произошла в результате декомпенсаторной реакции на фоне скрытого процесса — общего переутомления и стресса. Мерцание компьютерного экрана в темной комнате клуба спровоцировало именно такую реакцию головного мозга.

3.2. Этические проблемы внедрения новых информационных технологий в социальную сферу

Этическая оценка использования информационных тех­нологий совершенно необходима. На пороге информационного общества ответственность за использование информации по мере совершенствования информационных технологий, увеличения доступа к информации, повышения ее точности и оперативно­сти неуклонно повышается. Люди, создающие и использующие информацию, являются причиной изменений, происходящих в обществе. Следовательно, они будут подвергнуты обществен­ному порицанию либо получат одобрение в зависимости от со­циальных результатов, достигнутых в процессе использования информации. Это и приводит к необходимости рассматривать ин­формацию и информационные технологии с этических позиций.

Этической оценке подлежат ценности, принципы и нормы поведения в новом информационном обществе. В индустри­альном обществе экономистами классической школы (начиная с Адама Смита) была сформулирована концепция “Человека экономического”, т. е. человека, руководствующегося эконо­мическими мотивами и здравым смыслом. Движущей силой индустриального общества, по П. А. Сорокину, была погоня за приятными физическими ощущениями.

Информационная революция породила новые социальные ценности. В настоящее время они более связаны с мышлением и сознанием, чем с физическим телом. Материалистичные ценности прошлой эпохи заменяются ценностями, производными от способности получать и владеть информацией. Эрик Фромм в книге “То Have or to Be” (“Иметь или быть”) писал: “Современные ценности сдвигаются с “обладать чем-то” физически на “быть кем-то” психологически и духовно”. Таким образом, в информационном обществе необходима новая концептуализация человечества. Современные исследователи предлагают назвать представителя такого общества Человеком информационным. Человек информационный обладает новым моральным видением. Если Человек экономический был занят решением проблем материального характера, то Человек информационный решает вопросы, связанные с обретением, хранением и распределением информации, причем принимаемые им решения потенциально несут этическую нагрузку.

Человечество всегда имело несколько основных целей, достижение которых связано информацией. К таким целям относятся:

• богатство;

• безопасность;

• развлечения;

• контроль.

Богатство всегда было одной из главных целей человечества. В информационном обществе получение прибыли связано с владением необходимой информацией, использованием информационных технологий в управлении. Элита общества, владевшая материальными ценностями, замещается новой элитой, обладающей информационными ресурсами.

Безопасность означает выживание во враждебном и неизвестном мире. Информация используется для борьбы с неизвестностью и неопределенностью. Древнего человека пугало все неизвестное и новое, так что информация — это своего рода противоядие от страха и тревоги. Риск при принятии решений снижается за счет использования знаний и информационных технологий Информационные технологии позволяют бороться и со стихийными бедствиями. Например, чтобы обеспечить безопасность людей, проживающих в зонах возможных стихийных бедствий, создаются системы спутниковой связи по наблюдению за изменениями погоды.

С развлечением и проведением свободного времени также связано множество информационных технологий. Широкая сеть информационных услуг, таких как музыка, книги, шоу, компьютерные игры и т. п., используется для расширения кругозора и поддержания настроения, для выражения людьми своих артистических наклонностей. Так называемая инфоразвлекательная индустрия стала значительным фактором экономики многих стран.

Контроль является не менее важной потребностью людей. Человечество ищет пути контроля над событиями, которые могут повлиять на его судьбу. Информация играет ключевую роль в этом процессе. Однако следует отметить, что по мере развития науки и техники, а следовательно, и информационных технологий, увеличивается скорость социальных и индустриальных процессов. Темп экономического роста и социального прогресса неизменно опережает способность человечества контролировать ход мировой истории и собственной жизни, порождая целую серию проблем и непредвиденных обстоятельств в различных областях.

Важной этической проблемой является само внедрение новых информационных технологий в социальную систему. Общество изменяется под воздействием информационных технологий. Но возникают вопросы: “Улучшают ли жизнь новые информационные технологии?”, “Становится ли человечество духовно богаче или же, потребляя все больше, чувствует себя обделенным и обессиленным?” В мире есть много развитых обществ, где качество жизни весьма низко, так как люди не получают морального удовлетворения от жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: