1. Незнание родителями возрастных норм развития. Неверные воспитательные установки и представления. Широко распространена установка на всегда послушного ребенка и стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими, что приводит к завышению требований, предъявляемых детям, при этом недооценивается значение личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка.
Тактика: информирование, просвещение. Но необходимо учитывать, что часто воспитательные установки отражают проблемы родителей, их личностные черты — следовательно, необходимо консультирование или психотерапия родителей.
2. Психологические проблемы самих родителей. Например, развод с мужем вызывает у женщины стойкие негативные чувства к нему и зачастую перенесение на сына аналогичных чувств: «Он такой же ленивый как его отец...». В качестве самодиагноза женщиной называется генетическая запрограммированность.
Тактика: консультирование родителей, семейная терапия.
3. Личностные характеристики родителей. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность и др. часто приводят к обращениям по поводу проблем у детей. Работают механизмы проекции.
Тактика: консультирование и психотерапия родителя.
4. Потребность в рекомендациях по поводу оптимальной нагрузки, режима дня, воспитания приемных детей и т.п.
Тактика: информирование, просвещение