Познавательный компонент

МИРОВОЗЗРЕНИЯ. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ И

РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА

Основой всей научной работы служит

убеждение, что мир представляет собой

упорядоченную познаваемую сущность.

Альберт Эйнштейн

Мировоззрение: функции и структура

Основная функция мировоззрения - дать человеку общую ориентацию в мире, в котором он живет, сформировать основные ориентиры и регуляторы его поведения.

Такую задачу может выполнить система знаний, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающего его мира. Поэтому основным содержанием мировоззрения является проблема "Человек во Вселенной".

Различные типы мировоззрения решают эту проблему по-разному (следовательно, они по-разному регулируют и поведение человека). Вместе с тем у них есть и сходные черты.

В первую очередь это касается структуры мировоззрения, в которой могут быть выделены три основных компонента.

Познавательный компонент

базируется на обобщенных знаниях о мире и представляет собой универсальную (обобщенную) картину мира, систематизированные результаты индивидуального и общественного сознания, характерного для конкретной эпохи, конкретной социальной группы.

Именно благодаря своему познавательному компоненту мировоззрение предстает как обобщенная картина мира.

Регулятивно-нормативный компонент мировоззрения

формирует специфические регуляторы человеческого поведения на основе конкретной системы ценностей: наиболее общих, мировоззренческих представлений о добре и зле, о счастье и несчастье, о цели и смысле жизни, об истине и заблуждении и т.п.

Ценностное отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе опирается на определенную иерархию ценностей, вершиной которой являются своего рода абсолютные ценности той или иной эпохи. На основе такой системы в обществе складываются конкретные, данным обществом принятые, нормы поведения:

моральные, религиозные, правовые.

Через системы социальных норм ценностный компонент мировоззрения связывается с практическим поведением человека.

Эмоционально-волевой компонент мировоззрения содействует выработке определенной психологической установки на готовность к определенным действиям, формированию человеческой воли и эмоций.

Через этот компонент мировоззренческие знания и оценки влияют на тип конкретной деятельности человека. Тем самым эмоционально-волевой компонент мировоззрения тесно сливается с его

поведенческим, регулятивно-нормативным компонентом.

Предметом мировоззрения является не абсолютно всё в безбрежном мире, а лишь наиболее общие, свойственные для всех или большинства явлений мира черты, свойства, законы, отношения объективной реальности, охватывающие как природу, так и общество, как окружающий мир, так и человека в этом мире.

"Мир в целом" — это исторически развивающееся понятие, которое обобщает прежде всего уже освоенную человеком действительность, ибо трудно судить о тех явлениях, которых человек не знает.

Вместе с тем это понятие экстраполирует достигнутые результаты познания на еще не изученные человеком и не известные ему сферы действительности, распространяет знания об области мира, еще ограниченной доступными для человеческого познания пределами, на весь мир.

               
   
 
 
Познавательный компонент
 
Регулятивно-нормативный компонент
 
Эмоционально-волевой компонент


Рис. 5. Структура мировоззрения

В структуре мировоззрения выделяются два типа — м ировоззрение научное и ненаучное.

Ненаучное — это не всегда антинаучное мировоззрение, зачастую это лишь иной способ отражения мира.

В частности, для мировоззренческих систем, которые претендуют на научность, характерен рационально-логический, понятийный способ мышления, а главное - стремление не просто зафиксировать некоторые характеристики "мира в целом", а и объяснить их.

Для ненаучного мировоззрения, например, художественно-эмоционального, такое объяснение не является обязательным. Объяснение не является обязательным и для религиозного мировоззрения, значительная часть содержания которого опирается на веру, принципиально отрицающую необходимость объяснения.

Так, еще в период становления христианства теолог и писатель Тертуллиан (ок. 160 г. - после 200 г.) заявлял, что вера и разум — несовместимы, ибо, чем абсурднее положение вероучения с точки зрения разума, тем оно более достойно веры.

Многие выдающиеся исследователи специально подчеркивали важную роль мировоззрения, картины "мира в целом" для жизни человека и общества. Великий гуманист А. Швейцер писал, что "для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологические нарушения высшего уровня сознания". [1]

Ярким подтверждением эвристической роли мировоззрения является сопоставление научных выводов Эйнштейна и Пуанкаре.

По словам Луи де Бройля, Эйнштейн, как математик, значительно уступал Пуанкаре, который раньше Эйнштейна получил результаты, вполне достаточные для построения теории относительности.

Однако для мировоззрения Пуанкаре был характерен конвенционализм, согласно которому научные принципы есть лишь

условные положения, справедливость которых определяется не их соответствием объективной реальности, а лишь удобством использования в конкретной исследовательской ситуации, выступает как результат соглашения (конвенции) ученого сообщества.

Эйнштейн уже в свои 25 лет смог совершить великое открытие во многом благодаря тому, что стоял на позициях естественнонаучного материализма.

Таким образом, обобщенная картина мира, как она рисуется каждому конкретному человеку, существенно зависит от типа его мировоззрения.

Вместе с тем научная картина мира является не единственной в структуре общественного сознания.

Исторически первыми были мифологическая и религиозная картины мира, которые формировались в рамках соответствующего типа мировоззрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: