Содержание древних мифов

В древних мифах часто выделялись две идеи:

идея сотворения — мир создан неким сверхъестественным существом

и идея развития — мир постепенно формируется из некоторого бесформенного состояния.

Так, миф о происхождении Японии в священной книге " Кодзики " повествует о богах Идзанаги и Идзанами, которые опустились по радуге с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби (бездны). Идзанаги ударил по хляби копьем, и с копья скатилась вереница капель, которая, застыв, образовала вереницу островов.

Древнеиндийские Веды - обширный набор текстов, которые составлялись в течении 9 столетий (1500-600 г. до н.э.) утверждают,

что в начале было "нечто одно", бесформенное и аморфное, обладавшее лишь одним свойством - дыханием.

Жертвоприношение положило начало творению:

космический великан Пуруша был расчленен на части и стал источником жизни для всех живых существ. Ведические мифы демонстрируют неразрывную взаимосвязь жизни Человека, Земли и Космоса.

Согласно Ведам, первые ступени сущего занимает мир богов, где процветает райская жизнь.

Социальная структура мира людей отражает космическую иерархию.

Выше всех стоят брахманы, мудрецы, наделенные правом толковать Веды.

Затем идут кшатрии - воины, правители.

На третьей ступени - вайшья - земледельцы и скотоводы.

На низшей ступени - судры, слуги.

За миром людей располагается мир демонов, духов, обитателей различных адов.

Таким образом, человеку отводится среднее положение, с которого он может подняться до божественных высот, но может и опуститься до адской жизни благодаря закону Кармы - вечному круговороту жизни и воздаяния за дела. Чьи дела были правильны, душа того после смерти может родиться в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Если же действия человека были греховны, то в будущей жизни ему уготовлена судьба члена низшей касты или животного, а то и придорожного камня, принимающего удары тысячи ног за грехи в прошлой жизни.

Древний человек черпал из мифа и необходимые ему практические знания. К примеру, ремесленник той поры, в отличие от современного инженера или рабочего, относился к своим орудиям как к одухотворенным, наделенным волей и активностью помощникам.

Материал, с которым он работал, также не был пассивным, поэтому были особые ритуалы действия и заклинания, а каждая неосторожная операция могла вызвать необратимый космический процесс, жертвой которого стали бы и люди, и боги, и даже вся Вселенная.

Поэтому миф был для ремесленника не просто картиной мира, но и тем реальным пространством, в котором разворачивались все его мысли и действия.

Так, в мифе о Гефесте описывается технология изготовления (фактически - последовательной совокупности химических процессов) доспехов Ахиллеса с помощью огромной наковальни, а также горна и мехов, которые повинуются не рукам, а слову Гефеста - Бога-кузнеца:

"... к мехам приступил он,

Все на огонь обратил и действовать дал повеление,

Разом в отверстья горнильные двадцать мехов задыхали,

Разным из дул их дыша раздувающим пламень дыханьем,

Или порывным, служа поспешившему, или спокойным,

Смотря на волю творца и на нужду творимого дела.

Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул,

Олово бросил, серебро, драгоценное золото; а после

Тяжкую наковальню насадил на столп, а в десницу

Молот огромнейший взял, и клещи захватил он другою..." [2]

В древних космологических мифах Вселенную "строят", "вытесывают", "плетут", "куют", "ткут", "лепят", и т.д. Это отражает в преувеличенном, гипертрофированном виде реальные элементарные процессы первобытного производства.

Мифология в первобытном обществе выступает как основной способ понимания и отражения действительности. В мифах нашли отражение наиболее волнующие человека вопросы:

происхождение мира, Вселенной, человека, тайны рождения и смерти, вопросы социального устройства, отношения между людьми и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: