В древних мифах часто выделялись две идеи:
идея сотворения — мир создан неким сверхъестественным существом
и идея развития — мир постепенно формируется из некоторого бесформенного состояния.
Так, миф о происхождении Японии в священной книге " Кодзики " повествует о богах Идзанаги и Идзанами, которые опустились по радуге с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби (бездны). Идзанаги ударил по хляби копьем, и с копья скатилась вереница капель, которая, застыв, образовала вереницу островов.
Древнеиндийские Веды - обширный набор текстов, которые составлялись в течении 9 столетий (1500-600 г. до н.э.) утверждают,
что в начале было "нечто одно", бесформенное и аморфное, обладавшее лишь одним свойством - дыханием.
Жертвоприношение положило начало творению:
космический великан Пуруша был расчленен на части и стал источником жизни для всех живых существ. Ведические мифы демонстрируют неразрывную взаимосвязь жизни Человека, Земли и Космоса.
Согласно Ведам, первые ступени сущего занимает мир богов, где процветает райская жизнь.
|
|
Социальная структура мира людей отражает космическую иерархию.
Выше всех стоят брахманы, мудрецы, наделенные правом толковать Веды.
Затем идут кшатрии - воины, правители.
На третьей ступени - вайшья - земледельцы и скотоводы.
На низшей ступени - судры, слуги.
За миром людей располагается мир демонов, духов, обитателей различных адов.
Таким образом, человеку отводится среднее положение, с которого он может подняться до божественных высот, но может и опуститься до адской жизни благодаря закону Кармы - вечному круговороту жизни и воздаяния за дела. Чьи дела были правильны, душа того после смерти может родиться в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Если же действия человека были греховны, то в будущей жизни ему уготовлена судьба члена низшей касты или животного, а то и придорожного камня, принимающего удары тысячи ног за грехи в прошлой жизни.
Древний человек черпал из мифа и необходимые ему практические знания. К примеру, ремесленник той поры, в отличие от современного инженера или рабочего, относился к своим орудиям как к одухотворенным, наделенным волей и активностью помощникам.
Материал, с которым он работал, также не был пассивным, поэтому были особые ритуалы действия и заклинания, а каждая неосторожная операция могла вызвать необратимый космический процесс, жертвой которого стали бы и люди, и боги, и даже вся Вселенная.
Поэтому миф был для ремесленника не просто картиной мира, но и тем реальным пространством, в котором разворачивались все его мысли и действия.
Так, в мифе о Гефесте описывается технология изготовления (фактически - последовательной совокупности химических процессов) доспехов Ахиллеса с помощью огромной наковальни, а также горна и мехов, которые повинуются не рукам, а слову Гефеста - Бога-кузнеца:
|
|
"... к мехам приступил он,
Все на огонь обратил и действовать дал повеление,
Разом в отверстья горнильные двадцать мехов задыхали,
Разным из дул их дыша раздувающим пламень дыханьем,
Или порывным, служа поспешившему, или спокойным,
Смотря на волю творца и на нужду творимого дела.
Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул,
Олово бросил, серебро, драгоценное золото; а после
Тяжкую наковальню насадил на столп, а в десницу
Молот огромнейший взял, и клещи захватил он другою..." [2]
В древних космологических мифах Вселенную "строят", "вытесывают", "плетут", "куют", "ткут", "лепят", и т.д. Это отражает в преувеличенном, гипертрофированном виде реальные элементарные процессы первобытного производства.
Мифология в первобытном обществе выступает как основной способ понимания и отражения действительности. В мифах нашли отражение наиболее волнующие человека вопросы:
происхождение мира, Вселенной, человека, тайны рождения и смерти, вопросы социального устройства, отношения между людьми и др.