IV. Технология создания и использования организационного компонента в установке

Организационный компонент установки является завершающим в структуре установки, он призван реализовывать организационную функцию. Данный компонент «облегчает процесс речепорождения для говорящего, помогает управлять предметным содержанием и смыслом высказывания» (Пассов, 1980; с.87) благодаря наличию в нем указаний на то, как следует выполнять упражнение, какие действия необходимо совершить учащимся с материалом (см. §1 гл. 2).

Организационный компонент относится к варьируемому компоненту, как было сказано выше, т.е. он ответственен за осуществление субъектной индивидуализации (развитие учебных умений).

Покажем, какие способы и формы организации действий в качестве основы организационного компонента установки можно использовать при работе с различными материальными средствами, которые в свою очередь, в целях достижения самостоятельности высказывания, должны идти от простого к сложному, то есть строиться по следующей цепочке: вербальные содержательные, иллюстративные содержательные, вербальные смысловые, иллюстративно-смысловые материальные средства.

Напомним, что к вербальным содержательным материальным средствам мы относим фрагмент или несколько фрагментов текста, объединённых одной темой, то есть те материальные средства, в которых содержатся конкретные данные; описание, степень развёрнутости информации, достаточная для её использования в собственных высказываниях учащихся.

Посмотрим, какие указания могут быть представлены в организационном компоненте установки, взятой нами ранее, для учащихся при работе с данными средствами.

Установка № 11 a

Do you know that almost all countries discuss school uniform? The majority of schools in Great Britain order their pupils what kind of clothes and colour their pupils should wear… in the USA they also discuss school uniform.

Skim the following article quickly and say why officials feel that the introduction of school uniforms is necessary? Use the highlighted expressions.

Can school uniforms affect behavior? Schools in Long Beach, California have their share of big city problems: drugs and crime combine with an atmosphere of racial tension to result in a school environment where pupils focus more on day-to-day survival than on passing exams. However some schools in the district think they may have found a solution-school uniform. School uniforms were almost unheard of outside the private school system in the USA until the Long beach School district made it obligatory for students at its elementary and middle schools to wear uniforms. At first, the staff was skeptical; they could not see how such complex issues as violence and crime could be addressed by a simple change of clothes. But by the end of the first year of mandatory school uniforms, the level of violence at school was significantly lower – the number of school fights has dropped by 50 percent. Officials feel that the introduction of school uniforms has been extremely successful – and so does the local police force. "We don't have a problem with the kids who are in uniform," said Sgt. William Brough of the Long Beach juvenile division. However, credit for the drop in violence cannot be laid simply at the door of school uniforms. The introduction of uniforms has been part of a larger project to improve the learning environment and involve parents more in their children's education.

В данном примере установки, организационный компонент выражен в указании на действие, которое необходимо выполнить со статей ( Skim the following article quickly) – быстро просмотреть статью, высказав затем монологическое высказывание по содержанию проблемы о необходимости школьной формы, соотнести со своим опытом, выразить своё отношение к точке зрения, изложенной в статье. Последнее задание ( Use the highlighted expressions) может быть использовано в том случае, если у учащихся не сформированы поисковые умения. Задание заставляет использовать содержание текста: факты культуры, отдельные высказывания или утверждения; лексические единицы, грамматические конструкции и т.д., что способствует облегчению учащимся выстроить высказывание.

В следующем примере представлена последовательность задаваемых действий при использовании другого вербального содержательного материального средства – текстов-микровысказываний, в виде писем подростков в один из молодёжных журналов.

Установка № 21

They say, teens want to be "like everybody else" and "like nobody else" at the same time. They often speak about peer pressure of the others. How to deal with it? Read the letters sent to columnist Alice Ayers. Choose a letter and help him to encourage the teenager with some advice. Discuss the problem in your group.

 
 


В данном примере организационный компонент установки указывает учащимся на тот материал, которым ему необходимо воспользоваться – письма подростков. Более того, указывает последовательность задаваемых действий, которые нужно выполнить: read the letters, choose a letter, discuss the problem in your group - прочитать, выбрать, посоветовать и обсудить, что положительно скажется на работе слабых учащихся, поскольку действия учащихся представлены в установке в виде своеобразного алгоритма.

Отрывки из писем служат учащимся в качестве содержательной опоры для построения собственных высказываний. Выбирая одно из писем учащиеся фактически выбирают ту проблему, которая им наиболее близка.

Чтобы сделать самостоятельную работу учащихся более продуктивной, добиться подлинного интереса к учебной деятельности, необходимо предоставить им возможность овладеть специфическим инструментарием этой деятельности, то есть соответствующими умениями (учебно-организационными, учебно-практическими, учебно-интеллектуальными). Умение успешно делать учебную работу рано или поздно вызовет желание ее делать, так же как умение мыслить – вызывает желание мыслить. А такое желание определяет направленность личности, т.е. ее развитие (Нуждина, 2002; с.128). Это можно осуществить при работе с иллюстративными содержательными средствами (картинки, фотографии, рисунки и т.д.). Этот вид материальных средств определяет содержание высказывания на основе изображённого. Они также выступают в качестве подсказки содержания речевого высказывания за счёт вызванных ассоциаций. В примере ниже показано, как содержание материальных средств опосредует речевой выбор учащихся.

Установка № 22

This year, our school has organized a lot of activities: competitions, contests, excursions, a camping tour, dramatic works etc. Look at the photos and say which of these four activities you liked/disliked the most. Why? Assess these activities. What activities are the most exciting for juniors and seniors?

Use these steps: form small groups,

work in groups for 5 min,

reach a group consensus,

share your opinion with another group.

В данной установке последовательно задаваемые действия, которые необходимо совершить учащимся, учат их решать задачи самостоятельно. Использование подобных ступеней выполнения задания (steps) вносят вклад в развитие общеучебных умений, развитие автономии учащихся. Указания на форму организации деятельности, ограничение времени регулирует речемыслительную деятельность учащихся.

Фотографии в данном примере служат стимулом к говорению и направляет речь учащихся. Благодаря им, сужается выбор содержательных ориентиров речевого высказывания, фотографии делают его более определенным. Глядя на эти фотографии, учащиеся вспомнят все мероприятия, припомнят, что им понравилось и что показалось неинтересным. Это поможет им оценить значимость мероприятий для младших и старших школьников.

Можно также предложить учащимся способы организации выполнения действия с фабульными опорами, где прослеживается последовательность развития сюжета, помогающая установить порядок изложения. Такая визуальная «подсказка» позволяет направить внимание учащихся на языковое оформление мыслей и в значительной степени облегчить продумывание содержания и последовательности изложения; данные опоры выполняют также мотивирующую функцию, побуждая учащихся к осуществлению иноязычного высказывания. В данном случае, по выражению Е.И. Пассова, роль опор неоценима (Пассов, 2006).

Так как «процесс порождения речи есть процесс развертывания цепочки смыслов» (Выготский, 1999), то целесообразно использовать в организационном компоненте установки указания на то, как следует использовать вербальные смысловые материальные средства (слова, лозунги, афоризмы, поговорки и др.). Они призваны служить опорой внутренних действий учащихся. Этот вид опор управляет движением мысли говорящего, при этом содержание высказывания может быть самым разнообразным в зависимости от жизненного опыта учащегося.

Установка № 23

What do you know about bullying? Bullying is a serious problem in many countries. In the UK, for example, 8 out of every 10 children are bullied at some time. About ten young people commit suicide every year because they are victims of bullying. Bullying often starts when people pick on someone who is different. Sometimes bullies don't need a reason – they make one up. Read the statements about bullying. Choose which of them do you agree\ disagree with. Explain why.

· Bullying is a problem in every school. · Most bullies are boys. · Most of the victims of bullying are boys. · Many bullies are cowards. · People are sometimes bullied because of what they wear.

В данном организационном компоненте установки представлены указания на то, как следует использовать высказывания, касающиеся проблемы задир в жизни школьников. Высказываниям характерна ёмкость и ясность смысла, за ними стоит определённый опыт людей, который можно спроецировать на себя, что служит опорой внутренних мыслительных действий учащихся. Поэтому содержание высказываний учащихся может быть самым разнообразным в зависимости от их жизненного опыта, от их понимания этой проблемы. Они могут согласиться или опровергнуть эти утверждения. Могут сослаться на свой опыт, тем самым, аргументируя своё высказывание.

Определенные действия можно совершать и с иллюстративными смысловыми средствами (диаграммы, даты; плакаты и др.). Отличительной чертой данных опор является лаконичность изображения. Они не задают точно, о чём говорить, но определяют смысл высказывания, направляют движение мысли говорящего. «Сработает» ли конкретный символ, то есть, послужит ли он подсказкой, зависит от того, учтены ли общий кругозор ученика, контекст его деятельности и общее содержание обучения. Их задача – вызвать мысленные ассоциации между изображением (идеей) и тем, что станет содержательным материалом высказывания. То, как подсказанный смысл высказывания выразится в плане содержания и в плане выражения этого содержания, зависит от подготовки обучаемых (общей и языковой).

Что касается диаграмм, таблиц, схем, дат, цифр – это очень скупая подсказка, но по столбикам диаграмм или по цифрам можно судить об очень многом, так как за цифрами стоят факты. Применение данной опоры может вызвать необходимые ассоциации по обсуждаемой проблеме, например «Почему подростки оказываются на улице?».

Установка № 24

40 million children around the world spend their life on city streets. They become street children. What does it mean? Why do children run away from home every day? How do they explain the reasons? What do you think about the information given in the chart below? Try to analyze the reasons in groups of three. Develop the idea of one of the reasons and share it with another group.

Данные диаграммы, представленные в организационном компоненте этой установки направлены на осмысление проблемы «Почему подростки оказываются на улице?». Данные диаграммы вызывают мысленные ассоциации между идеей диаграммы и тем, какой смысл будет зафиксирован в их речевом высказывании. Учащимся необходимо соотнести данные, проанализировать их. Главная задача – выстроить высказывание логически в соответствии с ходом размышления. Последовательность размышлений и способ организации деятельности показаны в последних трёх предложениях установки ( in groups of three, … share the idea of one of the reasons with another group).

Таким образом, способы и формы организации деятельности с материальные средства являются важнейшими составляющими четвёртого компонента установки. Они могут быть выражены по-разному. Часто это зависит от того, на какой стадии развития речевого умения находятся учащиеся.

Возникает вопрос: можно ли обойтись без указания на способ или форму организации деятельности? Нам представляется это возможным, но уже на продвинутом уровне. В случае отсутствия материального средства необходимо сделать акцент на содержательно-деятельностный компонент, который должен быть ориентирован на извлечение содержательной базы из личного опыта, памяти, контекста деятельности учащегося.

Таким образом, наличие или отсутствие тех или иных указаний на способ и форму организации деятельности с материальными средствами в организационном компоненте установки зависит, во-первых, от степени развитости способностей и учебных умений учащихся, во-вторых, от степени их владения иностранным языком и, в-третьих, от степени развития речевого умения. Чем выше степень развитости речевого умения, тем в более свёрнутом виде следует представлять указания.

Продемонстрируем, как в рамках одной установки реализуются те компоненты, которые были описаны.

Установка № 25

Dо you know that almost all schools discuss school uniform? One opinion is that school uniforms affect behavior but in fact students dislike uniform.
Julie and Amy, like some private school students, have to wear a school uniform.
Look through the dialogue and find out how each of them feels about it, and what their mother thinks. Write down all the arguments you can find for and against wearing uniforms at school. Can you think of any others to add to your list?
Do you think school uniform is a good idea or not? Share your thoughts and arguments with your partner.
Mother: Here's your jacket, Julie. Julie: Yuck! It looks as disgusting as ever. I wish we could wear decent clothes to school. Amy: So do I! I can't wait to finish school. J: Neither can I! And I'm going to burn my uniform as soon as I graduate. A: So do I! I don't understand why we have to wear them. We have plenty of other clothes. Why can't we wear jeans? J: Yeah! It's such a waste of money. M: I'm not so sure about that. Your home clothes are expensive too, you know. Anyway, you'd look really scruffy in jeans and T-shirts. A: No, we wouldn't. We'd look much nicer. Nothing could be worse than a uniform. J: It's such a depressing colour. Who wants to wear just brown? Brown shoes, brown socks, brown skirt, brown everything. No guys ever look at us while we're in our uniforms. M: That's not true. You're always meeting boys. Anyway, some boys have to wear uniforms too.  
For ……................................................... ……................................................... Against ……................................................... ……...................................................  

Ниже дан анализ этой установки как инструмента управления процессом развития речевого умения.

Мотивационный компонент данной установки начинается с вопросно-ответной конструкции, которая оживляет речь учителя, помогает установить и поддерживать контакт, создаёт атмосферу взаимопонимания, доверительности и втягивает присутствующих в процесс размышления, подталкивает к формированию у учащихся собственного мнения по предложенному предмету обсуждения – школьной формы (который соотносится с их личным опытом, эмоционально-чувственной сферой, контекстом деятельности и их желаниями), тем самым, вызывает их эмоциональное отношение к предложенному понятию. Как видим, первый и второй компоненты слиты воедино первыми тремя предложениями.

Деятельностный компонент установки выражен в последовательной подаче мыслительных и речемыслительных задач, которые направляют и стабилизируют речевое высказывание учащихся. В то же время задачи являются алгоритмом выполнения данного упражнения, что демонстрирует связь третьего и четвертого компонентов.

Мыслительные, неречевые действия, представленные в установке в деятельностном и организационном компонентах: look through the dialogue, f ind out how …, write down all the arguments, find for and against …, с an you think of any others to add to your list требуют от учащихся выполнения определённых мыслительных действий, закладывая тем самым основу для будущего речевого высказывания учащихся, будущей дискуссии. Зная, какие последовательные действия необходимо им совершить с материалом, они с большей охотой приступают к выполнению упражнения.

Причем в своем сообщении учащимся придётся максимально затронуть все речевые задачи: охарактеризовать и описать, оправдать и покритиковать школьную форму, склонить собеседника на свою сторону, благодаря тем аргументам, которые он подготовил заранее. Это, несомненно, способствует развитию качеств речевого умения.

Учёт указанных требований в технологии создания и использования установок (правильная последовательность использования установок в учебном процессе в соответствии со стадиями развития речевого умения, способность установок максимально варьироваться, благодаря чему достигается продуктивность речевого высказывания как продукта и др.) способствует развитию более высокого уровня речевого умения, а, следовательно, и повышению уровня качества речевого высказывания как продукта.

Эффективность предложенной технология была апробирована в ходе опытного обучения, подробному описанию которого посвящен следующий параграф данной главы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: