Частные налоговые теории

Среди частных теорий налогов одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. Во второй половине XIX века ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную систему можно, сочетая на практике прямое и косвенное налогообложение, но с преобладанием его прямых форм.

В городах раннего средневековья налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда аристократия набрала силы, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги являются вредными, поскольку они ухудшают положение народа.

Вторая позиция, появившаяся в конце Средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.

Сторонниками косвенного налогообложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар.

В конце XIX века все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением.

Теория единого налога. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. Единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и другие. Единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов.

Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может являться прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее, необходимо признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль. Теория единого налога в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые.

Теории налоговых ставок. Согласно теории пропорционального налогообложения налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. Теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов.

Теория переложения налогов, исследование которой началось в XVII веке. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг).

Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, когда юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо - носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.

Выделяются две разновидности переложения налогов: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо товар неимоверно велика из-за высоких ставок (например, акцизов), что существенно ограничивает спрос на этот товар).

В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: