Теории инфляции и антиинфляционная политика

Теории инфляции – совокупность экономических теорий,объясняющих причины долгосрочного устойчивого роста цен и предлагающих решения проблемы инфляции. Традиционно теории инфляции классифицируют как – теорию инфляции предложения (издержек) и теорию инфляции спроса. Последнюю рассматривают как теорию, базирующуюся на количественной концепции денег.

Теория инфляции издержек – экономическая теория, согласно которой первопричиной роста цен является увеличение издержек производства. Ее основателем считают американского экономиста Т. Тука, который в работе «Мысли и детали, касающиеся высоких и низких цен» сделал вывод, что причиной роста цен является преимущественно рост издержек производства. Спустя столетие эта идея была развита американским экономистом Л. Логлином, который на основе статистических данных эпохи золотого монометаллизма показал, что причины роста цен лежали в неденежной сфере.

В качестве решающих факторов инфляции издержек принимается на основе теории А. Смита динамика трех переменных величин: зарплаты, прибыли, цен на импортные предметы труда (сырье, энергоресурсы и пр.).

Материальные затраты из анализа исключаются как распадающиеся на доходы (ту же зарплату и прибыль), причем в преобладающей части в рамках того же года.В связи с раздельной трактовкой динамики переменных величин в общей теории инфляции издержек сложились отдельные разделы, посвященные взаимосвязи цен и одной из трех составляющих теории издержек.

Одним из направлений теории инфляции издержек была концепция, увязывающая рост заработной платы (издержки на труд) и рост цен. Попытка доказать влияние заработной платы на рост цен предпринималась еще в XIX в. Идея этой концепции состоит в том, что рост заработной платы, если он происходит в периоды циклических спадов производства, может повышать издержки и цены. Эта идея выглядит так: профсоюзы добиваются «чрезмерного» повышения заработной платы, что резко сокращает прибыли и провоцирует подъем цен как ответную меру предпринимателей на рост затрат на оплату труда. Рост цен сокращает реальную заработную плату, вследствие чего профсоюзы вновь выдвигают требования о повышении заработной платы и т.д. Эта доктрина получила название спирали «заработная плата – цены». По выражению английского экономиста Дж. Тревитика, «этот процесс напоминает кота, гоняющегося за собственным хвостом с постоянно возрастающей скоростью».[56] Современная инфляция, по словам американского экономиста Дж. Тобина, объясняется «концентрацией экономической мощи в руках больших компаний и профсоюзов. Эти мощные монополии не подчиняются законам конкуренции при установлении заработной платы и цен. Профсоюзы повышают заработную плату сверх того уровня, который имел бы место при конкуренции. При этом они, очевидно, пытаются получить большую часть прибылей тех монополий и олигополий, с которыми ведут переговоры. Но в этом отношении они в действительности успеха не добиваются, т.к. компании попросту перекладывают возросшие издержки заработной штаты с помощью повышенных цен на беззащитных покупателей».[57]

Очевидно, что в такой трактовке причин инфляции не учитывается влияние монополий на общую динамику цен под воздействием стремления получать сверхприбыли. В рамках данной концепции доказывается, что монополии заинтересованы в достижении минимальной нормы прибыли, а рост цен продиктован исключительно увеличением издержек. Важнейшую роль в механизме спирали «зарплата – цены» играет производительность труда:

- при достаточно высоком ее росте давление зарплаты на цены смягчается;

- при малом росте производительности труда, не говоря уже о стабильности или снижении этого показателя, давление растущей зарплаты на цены заметно усиливается.

Определенную роль в повышающемся изменении цен может играть и увеличение прибыли. На Западе даже появилось такое понятие, как «администрируемая инфляция», понимаемая как рост цен, вызванный в основном политикой руководства компаний (их администраций) по повышению массы и нормы прибыли. Важным условием для «администрируемой инфляции» служит наличие серьезной рыночной власти группы крупнейших производителей в большинстве отраслей современной экономики (в так называемых олигополистических структурах данных отраслей).

Третье направление теории инфляции издержек увязывало инфляционные процессы с ростом цен на импортные товары. Этот фактор инфляции издержек часто играет достаточно важную роль под воздействием двух решающих причин: при заметном увеличении цен на энергоресурсы и сырье на мировом рынке (как наблюдалось в 1970-е гг.) и в результате изменения курса обмена национальной валюты на доллар и другие твердые валюты. При падении курса доллара происходит вздорожание всех импортируемых товаров, что, несомненно, ведет к усилению внутренней инфляции (тем больше, чем больше товаров импортирует данная страна; к тому же вздорожание импортируемых предметов труда через воздействие на рост издержекпроизводимых из них товаров кумулятивно усиливает инфляционный эффект вздорожавшего импорта). При повышении курса обмена через удешевление импорта проявляется обратный антиинфляционный эффект.[58]

В 1960-х – начале 1970-х гг. теория инфляции издержек пережила второе рождение под названием «структурализм». Его ключевая идея заключалась в объяснении инфляции специфическими структурными страновыми факторами, такими как соотношение «прогрессивного» (промышленного) сектора и «традиционных» (экспортного и сельско-хозяйственного) секторов экономики. Первое поколение структура-листических моделей использовалось для объяснения инфляции в Латинской Америке. Эти теории рассматривают такой вариант инфляции, которая протекает как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения. Видные представители структурализма 1960-х гг. В. Баумоль и П. Стритен. Структуралисты усматривают механизм инфляции в структуре спроса, в так называемом его перемещении. Развивающиеся страны, считают они, осуществляют индустриализацию, сопровождаемую перемещением спроса, стимули-рующего изменения в производстве и потреблении, вызывая повышение цен, а затем и рост количество денег в обращении. В механизм структурной инфляции обычно включают, наряду с внутренними факторами, и внешнеэкономические аспекты, например, частые девальвации национальной валюты, резкие изменения в экспортном доходе, дефицит иностранной валюты, быстрое увеличение импорта и т. п.

Структуралисты считают, что для сдерживания подобной инфляции необходимы, прежде всего, изменения в структуре экономики на базе стимулирования сбалансированного экономического роста, ликвидации диспропорций, роста эластичности предложения и мобильности факторов производства. По их мнению, только денежным, финансовым и ценовым регулированием с инфляцией не справиться, к тому же рестрикционные меры без соответствующих структурных перестроек могут привести к кризисному положению в экономике.

Традиционные сектора экономики отвечают на денежные шоки или шоки совокупного спроса с некоторым лагом. В течение лага происходит рост промышленного производства и занятости, а по его окончании увеличиваются заработная плата и спрос на продукцию агропромышленного сектора. Рост цен на продукцию сельского хозяйства затем стимулирует расширение «прогрессивного» сектора и новый виток инфляции. В трактовке первого поколения структуралистских моделей совокупное предложение всегда запаздывает по отношению к совокупному спросу из-за жесткости экономических структур одного из секторов экономики.

Второе поколение структуралистских моделей возникло в 1970-х гг. и получило название «скандинавской модели инфляции», исходящей из трех предположений:

– разделение экономики на экспортные и закрытые сектора;

– задержка изменения заработной платы;

– фиксированный валютный курс.

Характерная особенность скандинавской модели инфляции – специфическое ценообразование на труд, сложившееся в Норвегии и Швеции: правительственный контроль над переговорами между предпринимателями и профсоюзами об оплате труда, что приводит к почти синхронному и одинаковому увеличению заработной платы во всех отраслях. В Швеции, к примеру, соглашения о заработной плате впервые стали заключать в 1980 г. сроком на один год. Их подписывали союзы работников определенных отраслей, с одной стороны, и ассоциации предпринимателей — с другой. В 2000-х гг. срочность соглашений достигла трех лет, их подписывают представители союза муниципальных служащих, ассоциации региональных властей и федерации административно-территориальных советов Швеции. Целями соглашений являются определение порядка расчета заработной платы на последующие три года и стабилизация экономической ситуации в стране.[59]

Теория инфляции спроса объясняет возникновение инфляции факторами денежного спроса (превышением платежеспособного спроса над предложением товаров и услуг). Развитие этой теории уходит своими корнями в ранние этапы формирования денежной теории (XIX в.), когда закладывались основы идей влияния количества обращающихся денег на уровень товарных цен. Теоретическим базисом этой версии теории инфляции можно считать исследования Ж. Бодена, Ш. Монтескье, Д. Юма, сформулировавших «постулат однородности», неоклассическую теорию денег (А. Маршалл, У. Джевонс, Л. Вальрас, А. Пигу, И. Фишер).

На ранних этапах развития этой теории динамика товарных цен увязывалась только с количеством денег в обращении. Наиболее четко эта теория была сформулирована известным американским экономистом И. Фишером в работе «Покупательная сила денег» (1911). Фишер популяризировал и теоретически обосновал так называемое уравнение обмена. Большие новации были внесены в эту теорию инфляции английскими экономистами (особенно А. Маршаллом, А. Пигу и др.), которые включили в количественную теорию денег проблемы спроса хозяйственных агентов на платежные средства и в качестве средства обращения, и в качестве страхового фонда. В целом эти изменения не затрагивали заложенную в теории И. Фишера прямую, жесткую пропорциональную зависимость уровня цен от количества денег в обращении.

Таким образом, концепция инфляции, основанная на количественной теории денег (теория инфляции спроса), объясняла механизм инфляции, действовавший в XIX в. и в первые десятилетия XX в. Инфляция того периода выступала в преобладающем большинстве случаев как денежное явление, как повышательная реакция цен на увеличение бумажно-денежной массы при отрыве ее от металлической основы (обычно во время войн или хозяйственно-экономических разрух после них). Отсюда и рекомендуемые количественной теорией методы борьбы с инфляцией – прежде всего уменьшение объема бумажных денег, восстановление их связи (обмена) с золотом. В тот период подобных рекомендаций оказалось достаточно для восстановления нормального денежного обращения и ценообразования.

Современной версией, развитием этой теории инфляции модно считать количественную концепцию инфляции, отраженную в двух теоретических моделях[60]:

- монетаристской количественной концепции инфляции;

- кейнсианской теории инфляции.

В 1930-е гг. западная экономическая мысль ознаменовалась выдвижением и быстрой популяризацией кейнсианских теорий, высказанных в работе Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Наиболее новаторский характер по сравнению с предшествующими неоклассическими теориями имели две решающие идеи Кейнса. Первая состояла из признания того, что рыночная экономика частного предпринимательства не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования, что при определенных условиях эта экономика может оказаться в глубокой кризисной стагнации, из которой только лишь стихийные силы рынка ее вывести не смогут. Этим обосновывалась необходимость государственного регулирования экономики, подправляющего дефекты ее чисто рыночного развития. Вторая фундаментальная идея кейнсианства заключалась в выдвижении в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирование так называемого эффективного спроса. Решающими инструментами подобного стимулирования были увеличение расходов госбюджета (в том числе и за счет его дефицита) и либеральная кредитно-денежная политика.

Именно на основании второй идеи постепенно формируется новый теоретический и практический подход к инфляции. Главное, что привнесло кейнсианство в трактовку инфляции: отказ от тех жестких закономерностей, которые предполагала количественная теория, особенно в изложении И. Фишера. Было признано возможным изменение и скорости обращения денег, и объема товарных сделок (продукции) в обеих частях уравнения обмена и, соответственно, влияние этих изменений на инфляционные процессы. В анализ количественных закономерностей были включены такие экономические переменные, значение которых ранее недооценивалось. Прежде всего, это норма процента и неодинаковая ликвидность различных платежных средств и ценных бумаг.

Произошел отказ и от наличия жесткой пропорции во взаимодействии денежной массы и уровня цен. В соответствии с кейнсианскими идеями в определенных условиях умеренный рост денежной массы и вообще платежеспособного спроса должен через уменьшение процента и, соответственно, через рост инвестиций в большей мере воздействовать на подъем производства и занятости, а в меньшей – на рост цен. Иначе говоря, кейнсианство не только отбросило тезис количественной теории денег о пропорциональности в изменении денежной массы и уровня цен, но и выдвинуло тезис о полезности низкой, так называемой ползучей, инфляции в стимулировании производства и деловой активности вообще (в то время как в соответствии с постулатами количественной теории падение покупательной способности денег, т.е. инфляция, всегда трактуется в отрицательном экономическом смысле).

Именно кейнсианские идеи в странах с развитой рыночной экономикой изменили отношение к инфляции. Низкая, ползучая инфляция (первоначально понимаемая как прирост цен в год не более 2-3%; затем потолок был поднят до 5-10% в год) стала признаваться неизбежным спутником нормального развития рыночной экономики, могущим в определенных условиях играть и полезную роль в стимулировании производства. Более же высокая инфляция галопирующего типа, а тем более гиперинфляция трактуется уже в отрицательном смысле, поскольку связанные с ней большие социально-экономические и подчас политические издержки резко превышают возможные выгоды, если таковые вообще имеются.

Обобщая положения кейнсианской теории, можно сделать следующие выводы. В теории Дж. М. Кейнса важное значение придается таким видам инфляции, как инфляция спроса, инфляция издержек и инфляция прибылей. К основным факторам инфляции Кейнс относил следующие:

- денежно-кредитную экспансию;

- рост издержек: цен на сырье, опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда;

- монопольные положения отдельных товаропроизводителей.

По степени воздействия на экономику Кейнс выделял два вида инфляции:

- полуинфляцию (умеренную, ползучую), обозначающую рост денежной массы в условиях безработицы, допустимую в экономике с целью преодоления депрессивных явлений (через инвестиции и рост производства товаров);

- подлинную инфляцию (галопирующую), возникающую в условиях полной занятости, когда рост денежной массы полностью проявляется в росте цен на товары и услуги. Основное содержание таких инфляционных процессов состоит из возрастания издержек, расстройства денежного обращения, падения темпов роста производства.

Логика формирования инфляционных процессов в соответствии с кейнсианским подходом представлена на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Кейнсианская модель инфляции

Механизм преодоления инфляционных кризисов, по Кейнсу, строится на активной политике государства, интегрирующей денежно-кредитную политику, расходы государственного бюджета, перераспределение государственных доходов, протекционистскую политику. Важнейшим положением у Кейнса является обоснование политики контролируемой инфляции для реализации следующей последовательности целей (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Система целей политики контролируемой инфляции

Главным элементом в системе государственной политики, контролируемой инфляцию, выступает бюджетная (фискальная) политика, направленная на выравнивание распределения национального дохода и стимулирование эффективного спроса. Инструментами стимулирования эффективного (платежеспособного) спроса выступают расходы бюджета и либеральная денежно-кредитная политика.

Монетаристская версия количественной теории инфляции связывает это экономическое явление с избыточным денежным предложением. Расцвет монетаризма пришелся на последнюю треть XX в. и был связан со снижением эффективности «рецептов» кейнсианства в регулировании инфляции.

После Второй мировой войны и до конца 70-х гг. XX в. правительства ведущих капиталистических стран основывали экономическую политику на кейнсианстве. При применении кейнсианских мер стимулирования производства, прежде всего дефицитного бюджетного финансирования, произошел достаточно быстрый экономический рост, но параллельно усиливалась инфляция, которая с середины 60-х и особенно в 70-е гг. перерастает из ползучих форм в галопирующую инфляцию. Высокая инфляция в эти годы в ведущих капиталистических странах объявляется экономической угрозой. Сохранение длительной устойчивой галопирующей инфляции и невозможность ее преодоления с помощью кейнсианских мер стимулирования привели к концу 70-х гг. к резкому падению авторитета кейнсианства. Происходит ренессанс его антипода – неоклассической теории, прежде всего в виде так называемого монетаризма.

В рамках монетаризма полностью восстанавливается роль и значение количественной теории денег (хотя и в более усложненном теоретическом виде). Все затруднения в развитии капиталистической экономики монетаристы объясняют чрезмерной экономической ролью государства, включая и его неумение управлять денежной эмиссией. В соответствии с идеями монетаристов решающая роль государства в экономике должна сводиться к устойчивому равномерному увеличению количества денег в обращении, что само по себе должно обеспечить здоровое развитие рыночной экономики.

Инфляция, в понимании монетаристов – это в чистом виде денежное явление, вызываемое чрезмерным количеством денег в обращении. Большую роль в экономическом развитии они придают так называемым инфляционным ожиданиям. Борьба с инфляцией у монетаристов сводится к мерам, направленным на уменьшение количества денег в обращении и платежеспособного спроса. Особое значение придается полной ликвидации дефицитного бюджетного финансирования и устойчивому поддержанию жесткой ограничительной кредитно-денежной политики. Монетаристы полностью отрицают какую-либо значимость мер борьбы с инфляцией издержек и предлагают воздействовать на рыночную конъюнктуру путем всемерной поддержки конкурентно-рыночного климата, а во внешнеэкономических отношениях – плавающего курса валют.

Монетаристский подход, направленный на регулирование инфляции спроса, тезисно заключается в следующем:

- денежная сфера оказывает определяющее влияние на развитие экономики;

- денежное обращение должно быть устойчивым и контролируемым со стороны монетарных органов;

- инфляция нарушает денежное обращение и должна сводиться к минимуму;

- следует соблюдать принципы «здоровых финансов»: баланс бюджетных доходов и расходов, недопущение дефицита бюджета, сокращение государственного долга;

- инструментом стимулирования предпринимательской активности и развития бизнеса является снижение налогового бремени;

- в результате снижения налогов сокращаются бюджетные (государственные) доходы;

- пропорционально сокращению доходов должны сокращаться расходы, прежде всего за счет их социальной составляющей;

- социальные расходы минимизируются, поскольку их рост снижает стимулы к труду (зарабатыванию доходов);

- государственные инвестиции сокращаются и осуществляются в соответствии с принципами интенсификации, т.е. направленности на развитие науки, высокотехнологичных отраслей, обеспечения инновационного типа развития экономики;

- главным инструментом воздействия на экономику рассматривают объем и структуру денежной массы, валютный курс, процентные ставки, таможенные тарифы.

Повышение уровня инфляции определяет рост предложения денег, приводящий к увеличению совокупного спроса. Вместе с тем весомое значение имеют инфляционные ожидания экономических субъектов (хозяйствующих агентов), которые увеличивают спрос, стремясь «сбросить» деньги, что обусловливает повышение уровня инфляции. При противоположных ожиданиях уровень инфляции может быть снижен. Логика формирования инфляционных процессов в соответствии с монетаристким подходом представлена на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Монетаристская модель инфляции

Для регулирования инфляционных процессов М. Фридмен предложил «монетарное правило», согласно которому ежегодные темпы прироста денежной массы должны поддерживаться в границах 3–5 %. Нижняя граница зависима от ежегодных темпов прироста основного макроэкономического результирующего показателя – ВВП. Верхняя граница определяет темп прироста денежной массы, не вызывающий инфляционных явлений в экономике.

На основе кейнсианской и монетаристской теорий инфляции сформировались два основных направления антиинфляционной политики – дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения ставки рефинансирования, роста налоговой нагрузки и других механизмов ограничения денежной массы (совокупного спроса). Пролонгированными следствиями такой политики становятся замедление экономического роста и кризисные явления в экономике.

Политика доходов основана на обеспечении параллельного контроля уровня цен и заработной платы путем их полного замораживания или установления пределов роста.

Варианты антиинфляционной политики выбирают в зависимости от экономической ситуации в стране и от приоритетов в обществе, существующих на тот или иной период времени. Как правило, в макроэкономической политике не существует «чистых» подходов к регулированию инфляции, а используются различные методы и инструменты, позволяющие ослабить действие инфляционных факторов (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Элементы макроэкономической политики, направленные

на регулирование инфляции

Антиинфляционная политика, направленная на регулирование экономических предпосылок и социально-экономических последствий инфляции как сложного многофакторного явления, состоит из ряда самостоятельных направлений. Эти составляющие (денежно-кредитная, финансовая и структурная) отличаются как набором инструментов, так и способами их воздействия на экономическую систему.

Денежно-кредитная политика направлена на регулирование денежной массы и ее структуры. Цель валютной политики – регулирование валютного курса национальной денежной единицы. Кредитная политика направлена на регулирование товарного предложения посредством кредитования товаропроизводителей.

Финансовая составляющая – бюджетная политика, предусматриваю-щая достижение сбалансированности доходов и расходов или обеспечение минимального уровня бюджетного дефицита. Налоговая политика направлена, во-первых, на прямое стимулирование товаропроизводителей в форме снижения налогового бремени, а во-вторых, на косвенное стимулирование сбережений физических лиц. Ценовая политика реализуется посредством прямого и косвенного вмешательства государства в процессы ценообразования.

Структурная составляющая. Внешнеторговая политика осуществляет-ся на основе использования тарифных и нетарифных методов регулирования импорта и цен импортируемых товаров. Структурная политика направлена на оптимизацию сектора государственных предприятий путем сокращения их бюджетообременительной составляющей; на преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор, наукоемкие производства, машиностроение. Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий, фиксирование цен естественных монополий.

Наиболее распространенной практикой регулирования инфляционных процессов в настоящее время является инфляционное таргетирование. Многие центральные банки стали применять инфляционное таргетирование как прагматический ответ на неэффективность других методов денежно-кредитной политики.

В 1980-х гг. монетаризм являлся доминирующей ортодоксальной концепцией денежно-кредитной политики, поскольку центральные банки пытались контролировать цены, контролируя предложение денег в экономике. Это зависело от наличия стабильного отношения между номинальными расходами и количеством денег, известного как количественная теория денег. Центральные банки могли контролировать величину совокупных расходов и инфляцию, изменяя предложение денег в экономике.[61]

После неудачи таргетирования денежной массы в середине 1980-х гг. и краха фиксированных валютных курсов в начале 1990-х гг. возникло инфляционное таргетирование с плавающими валютными курсами как новый режим денежно-кредитной политики. В режимах таргетирования инфляции основной целью центральных банков является стабильность цен.

Первой страной, начавшей таргетировать инфляцию в декабре 1989 г., являлась Новая Зеландия, а последней – Сербия, где инфляционное таргетирование было введено в 2009 г. Некоторые страны ввели инфляционное таргетирование в период, когда являлись странами с переходной экономикой: Чешская Республика, Венгрия, Польша и недавно Армения. Несколько стран с переходной экономикой начали таргетировать инфляцию вследствие кризиса 1997 г., который привел к отказу от фиксированных курсов ряда валют.

Большинство определений инфляционного таргетирования включают требование о том, что обеспечение стабильности цен является главной целью денежно-кредитной политики. Как правило, это требование закреплено в законе о центральном банке. Таргетируемые уровни инфляции в промышленно развитых странах находятся в пределах от 1% до 3% (годовой прирост инфляции). Общепринятым считается, что при превышении порога в 3-4% инфляция приводит к чрезмерным издержкам на поддержание уровня благосостояния, в то время как вероятный выигрыш от инфляции ниже 2% едва ли перевешивает преимущества положительного таргета инфляции.

Для осуществления инфляционного таргетирования центральный банк должен располагать техническими возможностями моделирования экономики и прогнозирования инфляции и объема производства. Большинство центральных банков, таргетирующих инфляцию, применяют набор моделей, включая статистические и сводные прогнозы, структурные, макроэкономические модели и динамические стохастические модели общего равновесия.[62] Все банки, осуществляющие инфляционное таргетирование, публикуют прогнозы инфляции, как правило, ежеквартально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: