Глава 1. Процесс становления налоговых отношений и протоналоговых форм

В первой главе осуществляется теоретическое, научно-практическое и концептуально-правовое обоснование сущности понятие «налог», а именно: это одновременное исследование налога в качестве объективной экономической и философской категории в конкретных правовых форм взаимоотношений налогоплательщиков с государством. Необходимо выяснить когда и почему из протоналоговых форм сложилась экономическая, философская и юридической сущность налога. Какие особенности налогам и налогообложению придает современная рыночная экономика, сложившаяся во второй половине XX века и как изменение роли и места государства, институтов и организаций гражданского общества в воспроизводственном процессе влияет на философию налогов и налогообложения.

1.1. Становление протоналоговых форм Становление налоговых отношений происходило с древнейших времен, но в эти архаичные для нас времена налоговые отношения складывались и определялись такими формами связи как добровольность (жертвоприношение, подарки); отношения господства–подчинения (кровнородственные или по праву сильного). Да и налог и налоговая система еще не были таковыми какими мы их воспринимаем сегодня. На протяжении всего исторического периода мы сталкиваемся с различными протоналоговыми формами налога и налоговых отношений. Только с зарождения капитализма, года вещные отношения стали господствующими, протоналоговые формы стали превращаться в налоговые. На протяжении многих веков во всех древних обществах первой протоналоговой формой выступала жертва. «Налог и жертва должны казаться нам, современным людям, такими же непримеримыми понятиями, как принуждение и добровольность. И все же налог и жертва имеют много общего и на протяжении тысячелетий были одним и тем же сбором, а именно сбором, шедшим божеству, храму, священникам, королю или властелину. Оба понятия – жертва и налог – представляют собой древнейшие явления человеческой культуры и цивилизации…[1]. Храмовые общины осуществляли важные общественные функции, например в Древнем Египте, регулировали цикл сельскохозяйственных работ. Возможно, признание этих функций и стало первой формой осознания общности. Основой протоналоговых отношений выступали община и земледелие. Налоговая система в начале своего развития выступала способом обеспечения единства общин и верховной собственности правителя на землю. Согласно традиционному взгляду на материальные условия существования древнекитайской культурной общности основой ее жизнедеятельности является земледелие. Первоначально налог взимался с коллективного собственника – общины. Для контроля подушной переписи и уплаты налогов вводилась система круговой поруки и всеобщего доносительства. С 6 - 4 вв. до н. э. налогом стала облагаться единица земельной собственности. Ван (правитель, император) выступал символом социального единства. В империи Цинь впервые была введена императорская монополия на разработку рудных и соляных месторождений. Весь сбор от этих налогов шел на удовлетворение личных нужд императора. Трактат 1 века до н. э. «Яньтелунь» («Дискуссисия о соли и железе»). В нем предлагалось создать регулируемое государством хозяйство всей страны, в котором существует всеобщность производительного труда и равномерно распределяется отдых и труд между всеми работающими. Главная цель государственного регулирования хозяйства – стабильность экономики. Основные рычаги – государственная монополия. При циньской династии налоги возросли в двадцать раз по сравнению с древностью, а рабочая и военная повинности – в тридцать раз[2]. В следующий период в истории Китая 3 в. до н. э. – 2 век н. э. складывается так называемая надельная система, вся пахотная земля рассматривается в качестве собственности государства, раздающего наделы как крестьянам, так и крупным землевладельцам с учетом службы или повинности, которая ими выполняется. Сохранив поземельный налог тяньцзу, основатель династии Хань Лю Бан ввел еще и подушный налог, которым облагалось все население империи в возрасте до 56 лет и дети от 7 до 14 лет[3]. Постепенно уплата налогов из обязанности, освященной традицией, трансформировалась в обязанность, навязанную силой закона. На этом этапе налоговая система стала внешней социальной силой, скреплявшей единство. Однако традиционное общество оказывало постоянное сопротивление взиманию налогов, что привело к проведению подушной переписи, прикреплению к земле, а также к круговой поруке и всеобщему доносительству. Теократическая структура иудаизма складывалась с особой социальной и налоговой системой. Выделение в пользу общины десятины от всего произведенного считается основным в налоговой системе иудейской общины. Система иудеев состояла в том, что выплаты налогов в общину должны быть сознательными и, по возможности добровольными. Внешняя налоговая система (где вся община выступала как «юридическое лицо», а ее члены как физические плательщики) расценивалась как наказание и строилась на принуждении[4]. Внутренняя налоговая система иудеев остается скорее податью, чем налогом. Подушная подать была обязательной для всех. Особое отличие внутренней налоговой системы от внешней состояло в том, что выплаты налогов в общину должны быть сознательными и по возможности добровольными. «Внутренняя» налоговая система призвана создавать и распределять некий общественный фонд. Внешняя налоговая система расценивалась как наказание и строилась на принуждении. Позднее и в других теократических системах налог на бедных становится важнейшей составной частью налоговой системы. Основы налогообложения древней Индии лежат в культурной традиции. Налог на покровительство выплачиваемый правителю, составлял одну шестую часть доходов, также измерялась и торговая пошлина. Вознаграждение правителя за охранительные функции присутствует не только в брахманских, но и в буддийских источниках. Все налоги воспринимались как должное и их сбор идет на добровольной основе. Задача правителя организовать систему сбора так, чтобы она признавалась справедливой самим традиционным обществом и на препятствовала добровольности выплат. «Ежегодный налог следует изымать через верных слуг: надо относиться с полным уважением к обычаям существующим в народе, и поступать с людьми как отец»[5].Получая большое количество доходов, правитель имеет множество обязанностей, он должен: - произвести заселение пустующих земель; - произвести устройство селений; - дать жрецам, наставникам, домашним жрецам и ученым брахманам положенные им земли, свободные от взысканий и налогов и приносящие соответствующий доход; - дать земли и надзирателям и учетчикам и тому подобным старостам, старшинам, дрессировщикам слонов, лекарям, тренировщикам коней и посыльным, но без права продажи или заклада; - он должен дать плательщикам налогов возделанные поля в личное пользование; - отобрав поля у лиц, не занимающихся запашкой, он должен отдать их другим. Или пусть их распахивают сельские наемники и торговцы. Не запахвающий поля должен возместить потери. Он должен помочь землепашцам зерном, скотом и деньгами, которые они должны возмесить правителю; - устроить рудники, промыслы, рощи ценных деревьев и рощи для слонов, пастбища, торговые подворья, водные и сухопутные пути сообщения и торговые города; - построить оросительную систему, снабжаемую постоянной водой или оказать помощь строящим оросительные сооружения путем предоставления земли, дорог и леса; - содержать детей, стариков, больных, убогих и беззащитных, а также женщин, не разрешившихся от бремени и детей при рождении; - освободить от налогов страну разоренную нашествием вражеских войск и лесных племен, терзаемую эпидемиями, нищетой, и избавить от расточительных игр; - защитить земледелие, страдающее от притеснений в виде штрафов, обязательного труда, налогов, а также стада скота страдающих от воров, хищников, ядовитых гадов и болезней …[6]. Было бы неплохо, хотя бы на уровне муниципальных образований перенять древнеиндейский опыт. В исламе все налоги и сборы за исключением утвержденных шариатом, считались незаконными. В число одобренных классическим мусульманским правом налогов входили: - закят – налог, взимаемый с совершеннолетних дееспособных мусульман в пользу нуждающихся единоверцев; - ушр - деятина, налог с продуктов земледелия; - хумс – одна пятая часть военной добычи; джизйа подушная подать с иноверцев; - харадж – поземельный пропорциональный налог. Их выплаты всегда носили сакральный характер религиозной обязанности очищения имущества. В целом такое действие обозначается понятием «закат», конкретные выплаты в виде скота или части урожая подучили наименование «саадака» и «ушур». В формировании общественного фонда учитывался обязательный минимум имущества, который освобождался от выплат. Впоследствии обязательный минимум имущества («нисаб») был утвержден в натуральной форме, а затем и в денежной форме. выплаты из общественного фонда («диван») хотя и связаны с имущественным положением членов общины, но наглядно демонстрируют воздаяние за их заслуги перед верой. Внешняя налоговая система ислама строится на основе сакрального принципа, выраженного понятием «фай» (возвращенное). По воле Аллаха средства для жизни, представленные в товарном мире, изымаются у иноверцев и передаются тем, кто утвердился в истинной вере, возвращаются в их владение и очищаются им. это «возвращение» может происходить в виде военной добычи («ганима»), дарованной воинам вместе с победой, а также в виде особых выплат иноверцев, отдающих себя на милость правоверных добровольно. Такое положение обусловливалось особым договором, гарантировавшим иноверцам безопасность, право свободного отправления культа и неприкосновенность их собственности как вступившим под покровительство («зима») аллаха. Особые выплаты с земельной собственности «харадж» и с членогв общины иноверцев («джизья») составляли основную часть общественного фонда раннеисламской общины. часто все выплаты налогов за «покровительство» предавались в ведение общины иноверцев, за что она несла коллективную ответственность[7]. Особое значение сакральный характер уплаты налогов приобрел в Риме. Фискальная система римской империи сделала трибут жертвоапирошением живому богу – императору. В своем развитии античная налоговая система подчинялась целесообразности, а не жесткому правовому регулированию. «Она могла быть только одной податью, налогом на ойкосное имущество, по сумме его доходов или капитала, но никогда не поземельною или капитальною или промысловою или личной податью …[8] Поскольку в противоположность деспотии традиционных обществ домохозяйства пространство общины полиса была сферой активного и свободного творчества граждан. Целью их жизни было не выживание, а стремление к благу. В общественный фонд вносилась плата за рабов. Пособия, которые добровольно доставляли на ведение войны мало по малу обратились в обязательную дань. Доход Афин пошлины и штрафы. Появляется системаоткупщиклв. Свободные неграждане – метеки – обязаны были ежегодно платить подушную подать в размере 12 драхм с мужчины и по 6 драхм с женщины. Военный налог представлял чрезвычайный сбор постепенно он превращался в постоянный институт выполнения общественных служб за счет средств домохозяйств, получивший название – литургии[9]. Со времен Перикла была введена плата войскам, а также содержание семей погибших, в последствии этот закон был распространен на всех неимущих. Выдача пособий была введении народного собрания[10]. В полисной системе налоговая система первоначально призванная перераспределять доходы индивидуальных хозяйств в целях обеспечения единства общины, порождает государственное участие в экономической деятельности в виде особого хозяйства общины, существующего на равнее с другими индивидуальными хозяйствами[11]. По мнению многих авторов в Древнем Риме существовала общественная теория. Поступаясь в пользу принцепса частью прав, собственник не утрачивает их, а приобретает новые в рамках общности. Этот своеобразный общественный договор является системой взаимных обязательств государства и гражданина. Справедливое налогообложение создает благоприятные условия для развития экономической жизни. «Древнейшая римская частная собственность, покоится на выделении из общей площади, - из государственной поземельной собственности, в силу акта государственной воли…»[12]. Существовала натуральная форма выплат за пользование общественной землей. Вначале вносили поровну, но Сервий Тулий ввел ценз. Во времена Сервия Тулия был введен новый налог – «трибут». Трибут основывался на самообложении. Взимание трибута первоначально носило характер жертвоприношения, выполняющего функцию создания общественной казны. Первоначально в ценз попадали доходы от земельной собственности, что позволяет считать трибут разновидностью поземельного налога. Для тех, кто проживал вне Рима к гражданскому трибуту добавля-лись еще и коммунальные обязанности. Побежденные были обязаны постоянно выкупать у победителей саму возможность существования. Такого рода обязанность, налагаемая на всю страну, вошла в западноевропейскую историю как военная контрибуция. Налоговая система раннего христианства как существующий механизм обеспечения материального основания их социального единства[13]. Внешняя налоговая система связана с войной или защитой от нападения. «Внутренние процессы налогообложения искажаются системой феодальной земельной ренты и сложным переплетением личных сеньориальрно-вассальных отношений. Предельно ярко такая система представлена в правовых и экономиче5ских реалиях налоговых отношений в Испании периода Рекокисты[14].

1.2. Основные налоговые концепции и теории Концепция общественного договора, получившая распространение в средние века, вытекала из примата церковной власти. В Византии активность

воздействия на государство со стороны церковной иерархии сочетается с давлением на него со стороны паствы. Светская власть оказывалась ограниченной как сверху «боговластьем», так и снизу «народовластьем». «С точки зрения Манепольда Лаутенбахского, цель общественного договора дана извне и свыше: народ свободен лишь в выборе средств для достижения этой цели. С точки зрения Гуго Греция, Гобса, Локка, человек не связан никакими извне данными целями: народ сам дает себе закон, сам определяет содержание общественного договора и свободно избирает любую форму общежития. В этом заключается основное различие между политическими учениями XVII века и средневековыми теориями общественного договора[15]. Представителями теории общественного договора Себастьен Ле Претр Де Вобан (1633 – 1707) и Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) считают что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) опреде­лял налог как часть, отдаваемую государству из имущества для того, чтобы получить охрану и возможность пользоваться ос­тавшейся частью. Эквивалентность налога и налоговых отношений признавали все представители атомисти­ческой теории, теории обмена, теории страховой премии, теории наслаждения, теории жертвы. Аграрные, а затем и буржуазные революции произошедшие в различные периоды в европейских странах изменили производственные отношения. Налог как финансовая категория является продуктом вещных отношений, которые сложились с возникновением мануфактур, фабрик, капиталистических предприятий. По мере развития капиталистических отношений все протоналоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. В значительной степени на становление налога как финансовой категории влияет, та роль, которую играет государство в экономической жизни общества, его участие или не участие в воспроизводственном процессе. По мере того как государство становится крупнейшим собственником и активным участником и регулятором воспроизводственного процесса, налог теряет свою сущность, основанную на господстве и подчинении должен и по форме и по содержанию принимать экономическую форму, основанную на стоимостных отношениях. Развитие капиталистических рыночных отношений привело к появлению классической теории налога, в ее основе лежит трудовая теория стоимости. Согласно этой теории стоимость создается трудом рабочего, государственные услуги и прочее признавались непроизводительными затратами и поэтому сто не создают. А. Смит, Д. Рикардо и их последователи) раз­вили представления о непроизводительном характере государ­ственного хозяйства. Налог по их мнению, - это из­держки управления, включающие расходы на оборону и на поддержание достоинства верховной власти. Остальные госу­дарственные расходы должны покрываться специальными пошлинами и только в виде исключения - налогами. Д. Рикардо в ра­боте «Начала политической экономии и налогового обложе­ния» создал концепцию капиталистической прибыли как главного источника налогообложения, а земельной ренты - как побочного. Любые налоги, исходя из этой концепции, имеют характер непроизводительных расходов и тормозят на­копление. Налоги становятся средством обмена части прибы­ли на общественный порядок и спокойствие. Позиция Д. Рикардо послужила основой для формирования налоговой политики ряда европейских государств, в том числе и в России. В Древней Руси также существовали и развивались протоналоговые формы - дань с побежденного народа, жертвоприношение, арендная плата за пользование землей, дары, подарки главе государства, помощь государству, юридическая обязанность граждан перед государством, трудовые повинности, барщина, оброк, «цена» услуг государства, средство обеспечения индивидуальных потребностей через публичные, инструмент социализации личности, осуществлялись по феодальному праву - праву сильного. Некоторые из них пришли из Древнего Китая. В 13 веке монголы принесли элементы данной системы на русские земли, что оказало существенное влияние на трансформацию удельно-вотчинной системы древнерусских княжеств в поместную систему Московского государства и, далее, в крепостную систему Российской империи[16]. При переходе к рыночным отношениям налог является основной экономической формой связи являются отношения между предпринимателем (работником) и государством. Под налоговыми отношениями подразумеваются отношения, складывающиеся между экономическими агентами, представителями государственной и муниципальной власти по поводу мобилизации налоговых доходов в бюджеты соответствующих публично-правовых образований, а именно: установление общих принципов налогообложения, определение перечня налогов и сборов, разграничение налоговых полномочий и ответственности, определение состава и структуры налоговых доходов бюджетов, отнесение налогов к определенному уровню бюджета и др. Субъектами этих отношений выступают центральная власть, региональные и местные структуры управления, а также налогоплательщики. Объектом - налоговая база, закрепляемая за органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими бюджетами, в соответствии с установленными в законодательном порядке налоговыми полномочия-ми и ответственностью, необходимая для выполнения ими своих функций и удовлетворения общественных потребностей[17].

1.3. Сущность налога и налогообложения Проблема налогов - одна из наиболее сложных и противоречи­вых в мировой практике ведения народного хозяйства. Известны три основных формы взаимосвязи людей: - личная зависимость, покоящаяся на кровнородственной связи или на отноше-

ниях господства-подчинения);

- вещная зависимость;

- свободная индивидуальность.

На отношениях личной зависимости существовали все протоналоговые

формы: жертвоприношение, дань с побежденного народа, военные трофеи, использование труда рабов, дары, подарки главе государства, помощь государству, властные отношения государства со своими гражданами, оплата услуг государства и т. д. Развитие протоналоговых форм порождали протогосударственные структуры. Различные финансовые инструменты, использовались на уровне отдельных хозяйств, семьи, но они ничего, не зная о финансовой науке, (как известный герой Мольера, который не подозревал, что говорит прозой) не предполагали, что пользуются ими. Это прежде всего: аренда государственного имущества, таможенные пошлины, военная добыча, подарки дружественных государств, сборы с союзников, доходы от торговли; пошлины с вывоза и ввоза; дань с покоренных народов, домены[18]., регалии[19]., также применялись правительством для построения и ведения государственного хозяйства. На первом этапе развития государства никаких налоговых форм практически не было. В классическом древнем мире - Древней Греции, республиканском Риме – формой правления выступала демократия. Демократическая республика есть «общественное дело», дело всех его граждан, поэтому учреждений и ведомств с оплачиваемыми чиновничьими должностями в то время не существовало. Избранные государственные служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств, а в случае необходимости осуществления крупных работ обращались за помощью к согражданам. Поскольку осуществление управления государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Протоналоговые формы, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости. В средневековом обществе протоналоговые формы все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства. Трудовые повинности, барщина, оброк осуществлялись по феодальному праву - праву сильного. Аграрные, а затем и буржуазные революции произошедшие в различные периоды в европейских странах изменили производственные отношения, но в силу ряда обстоятельств сохранили добуржуазные отношения в аграрном секторе. Для государств средневековой Европы был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагавшая регулярными налоговыми поступлениями и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий и собственных доменов. Однако поскольку расходы государства росли более высокими темпами, чем его доходы, получил распространение принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям. На каждом этапе развития общества понятие протоналоговые формы всеболее уточняются, дополняются новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, а также с парадигмой развития самой финансовой науки. Общество в зависимости от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию.

По мере развития и усложнения экономических и общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. Ведение постоянных войн, содержание армии, как в военное, так и в мирное время и многое другое требовало соответствующего финансирования. Рост расходов привели к тому, что протоналоговые формы постепенно становятся основным видом государственных доходов. В силу того, что для существования власти доходов от эксплуатации собственности совершенно недостаточно, а самосознание населения уже настолько высоко, что силовое изъятие необходимых казне денег невозможно, возникают теории, объясняющие и, более того, оправдывающие налогообложение. В соответствии с теорией полицейского государства разработанной X. Вольфом (1679-1754), вся деятельность государства определялась нравственными целями человека. Государство имеет право употреблять все нужные средства, чтобы каждый его член исполнял свои обязанности и никто не ставил бы своей частной пользы выше общественной. Государство следит за тем, чтобы рост народонаселения не опережал роста средств пропитания. Оно имеет попечение о том, чтобы подданные стремились к добру. В поддержании «естественного закона» во имя нравственного совершенства государство простирает свою руку на все: входит в мельчайшие подробности образа жизни подданных, следит за тем, чтобы каждый в пище и одежде исходил из своего имущественного и общественного положения. Во имя общественного блага правители должны следить за тем, чтобы подданные были набожны и почитали Бога. Демократия - правление черни. Простолюдину не под силу судить о государственных делах, так как он недостаточно тверд в добродетели, чтобы предпочитать общую пользу частной, собственной. Развитие философии и политэкономии конца XVIII в. позволило сделать шаг вперед в учении о государстве. От государства стали требовать, чтобы оно признало неприкосновенным личное достоинство гражданина, его права и свободы. В различных странах Европы, а позднее и в России стала разрабатываться концепция правового государства. Изменения, которые в последующем произошли в государственном управлении, повлияли и на предмет науки о нем. Прежние названия «полиция» и «полиция благосостояния» утратили свое первоначальное значение. Для обозначения всей совокупности функций государства стали употреблять термин «административная деятельность», а термин «полиция» сохранился только для обозначения деятельности государства по обеспечению безопасности граждан и имущества. Теоретической основой концепции правового государства послужили экономические теории физиократов - У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, взгляды И. Канта и др. Новые формы производства требовали поддержки, но когда они выросли и окрепли, система регламентации и опеки стала для них обременительной и вызвала протест. Во Франции, где меркантилизм имел наиболее крайние формы, такая реакция сказалась раньше и сильнее. Накануне 1680 г. один из депутатов от купечества, Франсуа Лежандр, в разговоре с Ж.Б. Кольбером (министром финансов Франции) произнес знаменитую фразу: «Laisser nous faire («Дайте нам самим действовать»), которая позднее становится лозунгом физиократов[20]. Правительство, стремящееся регламентировать все отношения подданных, оказалось неспособным справиться с этой задачей. Содержание двора поглощало огромные суммы, дефицит бюджета стал хроническим явлением, долги Франции достигли огромных размеров, казна была пуста, процветало взяточничество чиновников. Большая часть денег, собранных с налогоплательщиков, шла на покрытие издержек взимания. Аристократия и духовенство, которые владели двумя третями земли, не несли прямых налогов и обладали рядом привилегий, от чего возрастала тяжесть бремени простого народа. Поголовный налог и многочисленные феодальные повинности поглощали до 82% валового дохода крестьян. Покровительствуя обрабатывающей промышленности, правительство по преимуществу землевладельческой Франции мало заботилось о сельском хозяйстве, и деревенское население в конце XVIII в. испытывало постоянный голод. Взгляды физиократов на роль государства представляли собой совершенно новое понимание его задач и целей. Физиократы были первыми последовательными представителями индивидуализма и либерализма в области экономики. Они отвергают всякое вмешательство правительства в деятельность гражданского общества, позволяя государству жить только в порах этого общества, подобно тому, как по учению Эпикура боги обитают в порах вселенной. Одна из ведущих идей работы английского экономиста Уильяма Петти (1623-1687) «Политическая арифметика», связывающая его с принципами классической политэкономии, - идея естественного порядка и пагубности нарушений его государственной властью. По У. Петти, недостаток государственного управления заключается в том, что слишком многое из того, что должно было бы управляться лишь природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, подпадало под регулирование закона. Он возлагает на государство важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению ее качества. Предлагает за счет государственных средств обеспечить бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике У. Петти в «Трактате о налогах и сборах» таким образом регламентирует целевые расходы государства: 1) военные расходы; 2) содержание управления; 3) расходы на церковь; 4) расходы на школы и университеты, на образование; 5) содержание детей (сирот) и инвалидов; 6) расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех[21]. А. Смит был убежден в том, что эгоизм, как основной двигатель человеческих поступков, с помощью свободной конкуренции непременно приведет к лучшим результатам частной производительности и к гармонии общих интересов. Эгоистические интересы отдельных лиц будут обуздываться интересами всех других членов общества. Свобода хозяйственной деятельности составляет необходимое условие успешности последней. Цели и задачи государства А. Смит понимает так же, как и физиократы: государство должно как можно меньше вмешиваться в деятельность частных лиц, ибо оно не в состоянии изменить естественные законы, на которых основана эта деятельность. Государство, по мнению А. Смита и его последователей, непригодно для выполнения хозяйственных функций. В противоположность меркантилистам А. Смит считал подлинными обязанностями государства охрану мира, защиту личности и собственности, делая исключения для тех случаев, когда государственная деятельность целесообразнее частной: государственные расходы на строительство железных дорог, расходы на народные школы, религиозные учреждения и публичные сооружения. С точки зрения Ж.Б. Сэя, наилучший из всех финансовых планов - это расходовать возможно меньше, а наилучший из всех налогов - наименьший. И. Кант (1724-1804), сформулировал идею о верховной ценности и в качестве вывода из нее – о самоценности человеческой личности. Это учение об автономии человеческой личности несовместимо с государственной регламентацией и опекой, из него следует требование предоставить личности свободу действий, которая не наносит ущерба интересам других личностей. Последующий этап в развитии политэкономии связан с постепенным отходом от взглядов А. Смита на роль государства в экономике. В пятой книге «Основ политической экономии» Д.С. Милль анализирует экономическую роль государства и возлагает на него функции, без выполнения которых невозможен экономический и социальный прогресс. Государство должно взять на себя расходы по созданию инфраструктуры, развитию науки и т.д. Большое значение Д.С. Милль придавал государственной системе социального обеспечения и налогообложения.

Ж. Сисмонди считал, что государство должно выполнять четыре функции, такие как: - наведение общественного порядка, правосудие, обеспечение прав личности и собственности; - общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой; - народное просвещение, благодаря чему дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство; - национальная защита, обеспечивающая участие в выгодах, доставляемых общественным порядком[22]. К началу XX в. была сформулирована идея о своеобразном разделении труда между государством и частным хозяйством в сфере экономики. Современные общественные классы борются между собой из-за стремлений заставить государство служить определенным целям и задачам. Таким образом, на процесс становления налога (отказ от протоналоговых форм, основанных на отношениях господство-подчинение) в значительной степени влияет, та роль, которую играет государство в экономической жизни общества, его участие или не участие в воспроизводственном процессе. Налог является продуктом вещных отношений, которые сложились с возникновением мануфактур, фабрик, капиталистических предприятий. По мере развития капиталистических отношений все протоналоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. По мере того как государство становится крупнейшим собственником и активным участником и регулятором воспроизводственного процесса, налог теряет свою сущность, основанную на рабовладельческом и феодальном праве и должен и по форме и по содержанию принимать экономическую форму, основанную на стоимостных отношениях. Сущность налога необходимо рассматривать со стороны философских, (социальных), экономических и правовых отношений. Философский смысл налога заключается в проникновении в сущность явлений и процессов налогообложения. На наш взгляд, он состоит в том, что налог опосредует процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств). Налог олицетворяет саму необходимость сложения усилий (имуществ, богатств) индивидуумов для производства общественно значимых работ и затрат. Налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от ин­дивидуальных потребностей конкретного на­логоплательщика. На всех этапах своего существования человеческое сообщество вынуждено объединять свои усилия и богатства для противостояния силам природы, внешним врагам, для совместного градостроительства, содержания нетрудоспособных и обеспечения многих других общественных нужд. Отсюда социальный смысл налога заключается в выведении индивидуальных, семейных и групповых потребностей на более высокий уровень – социализации потребностей. Потребность объединять усилия по производству социально-значимых потребностей объясняет первопричину существования налога как общественно необходимого и полезного явления. Несмотря на то, что налоговые формы были и остаются до сих пор варварскими, налог есть общественно необходимое и полезное явление. На фундаменте философского смысла налога как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической сущности налогообложения. Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз, особенно распределения и перераспределения денежной формы стоимости. Экономическая сущность налога определяется всей системой производственных отношений (производством, распределением, обменом и потреблением). Налог, таким образом, должен соответствовать, стимулировать, угадывая направление производственных отношений, но ни в коем случае не тормозить их развитие.

На наш взгляд в США в силу исторических условий сложилась прогрессивная форма налогообложения. В Америку прежде всего попадали пассионарные индивидуумы, не обремененные знаниями, целью которых была нажива, после завершения периода первоначального накопления (по-американски), основой системы налогообложения стал налог на доходы. Экономические отношения и связи не должны быть заимствованными из предыдущих социально-экономических систем и либо импортируемыми с запада. Между тем в современной российской налоговой системе можно найти «следы» древнеримских налогов, а в Налоговом кодексе - конгломерат французской и американской налоговых систем. Финансовая наука, основу которой составляет налогообложение, появилась тогда, когда возникла потребность в деньгах и в целом в финансах. Финансовая наука возникла позднее других социально-политических наук, ее зарождение относится к XVIII в. Ф. Юсти. В 1766 г. он издает первое методическое сочинение «Система финансового хозяйства», в котором изложены основные положения финансовой науки. Финансовая наука в соответствии со структурой финансового хозяйства распадается на: 1) учение о расходах; 2) учение о доходах; 3) учение «об отношении между доходами и расходами», названное в силу важности учением о кредите. Таким образом, к концу XVIII в. произошла обстоятельная разработка финансовых вопросов не только с практической точки зрения, но и в теоретическом плане. Это стало возможным, во-первых, под воздействием новых теорий в области философии, права и государства (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант); во-вторых, в результате развития экономической науки (А. Смит, Д. Рикардо, Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо, К. Маркс, Л. Штейн, А. Шеффле, А. Вагнер, К.Г. Pay, Ж. Сисмонди, Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Юсти, Э. Селигман и др.); в-третьих, в связи с коренными преобразованиями в политической, социальной и экономической жизни под влиянием Великой французской революции и прогресса техники. В России в начале XIX в. появился трактат по финансовой науке, заслу-

живающий значительного внимания: «Опыт теории налогов» Н. Тургенева (1818). В 40-х гг. вышел курс профессора И. Горлова «Теория финансов» (1841). В 80-х гг. появляется обширный курс профессора В.А. Лебедева «Финансовое право» (1882-1885). А.И. Буковецкий в работе «Введение в финансовую науку» (1929) дал развернутую характеристику предмета финансовой науки, ее содержания и структуры: первая часть указанной работы содержит финансовые описания, которые состоят из собрания финансовых факторов, описания финансовых институтов, действующих в различных странах; вторая часть - финансовая история; третья часть - финансовая статистика; чет­вертая часть - финансовое право. Таким образом, мы видим, что теоретики XIX - XX столетий вы­деляли историю финансов (налогов) в самостоятельный раздел или часть финансовой науки и завершающей считали историю. Это представляется логичным, ибо познавать и развивать теорию финансов, конкретно налогов, невозможно без серьезного изучения истории вопроса. Таким образом, налоги, как и все сущее, - результат эволюции и, по определению американского ученого Э. Селигмана, представляют собой лишь историческую категорию. Да и практика современного налогообло­жения нередко демонстрирует, что в любом новом может порой обнару­житься забытое старое. Вектор познания «от прошлого к настоящему» актуален и применим и к проблемам налогов и налогообложения. Налоги выступают необходимым звеном экономических отношений. В силу этого во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени исследователи, рассматривая проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. Экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала Исследование сущности налога должно происходить не только в качестве объективной экономической категории, но и конкретной формы правовых

взаимоотношений налогоплательщиков с государством. Каждую экономическую категорию на поверхности экономической действительности представляют те или иные формы. Исследование правовых налоговых форм, также обращает нас к теории государства и права. Исходную основу методологических исследований налоговых проблем определяют совокупные положения экономических законов и законов, сформулированных наукой о государстве и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых правоотношений. В первую очередь правовая сущность налогов связана с существованием государства. Именно оно определяет общественные потребности, включая их структуру. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. В отличие от экономических отношений, юридические формы могут быть субъективизированы и политизированы. Рассмотрим это на примере отношений собственности. Говорят, что первое слово, которое произносит ребенок зачастую не «мама», «мое». Став старше, он уже прекрасно понимает, чего «стоят» его родители, а в юношеские годы он о собственности знает уже все. Это конечно далеко не научное понимание, они не охватывают всей полноты юридических и экономических отношений собственности. К сожалению, даже экономисты часто не видят отличия экономического определения собственности от юридического и пользуются и в теории и на практике триадой – владение, пользование, распоряжение. Собственность в экономическом плане можно раскрыть только через всю систему отношений, возникающих по поводу присвоения данных товаров, услуг, то есть в воспроизводственном движении. Формула, или вернее, слоган такого движения «деньги, делающие большие деньги». Экономическое содержание собственности объективно, то есть существует не зависимо от нашего сознания и воли. Законодатели через юридические формы часто вносят ошибочные толкования в экономические процессы, тем самым тормозят их развитие. Что стоит деление предприятий и организаций на коммерческие и не коммерческие. Тысячи лет коммерция означала торговую деятельность, производственные, строительные, сельскохозяйственные, транспортные предприятия и организации ни какого отношения к коммерции не имеют. Дальше еще лучше, оказывается цель коммерческих предприятий только прибыль, а не коммерческих уставные цели. Во-первых, не только прибыль важна для коммерческих предприятий и организаций, а имидж, желание развить дело и оставить его детям и т. д. Во- вторых, так называемые не коммерческие предприятия не нужны, если они не приносят прибыль. Именно поэтому в наших бюджетах нет ни копейки от прибыли от государственной собственности и от некоммерческих предприятий. Раз собственность понимается как имущество и не видится отличий ее экономического содержания от юридического, то поэтому в бюджетах не более 10% доходы от продажи государственной собственности (имущества) и сдача ее в аренду. У нас даже нет министерства собственности, а на всех уровнях функционируют имущественные комитеты. Вместо того чтобы эффективно управлять государственной собственностью, приносить в бюджет прибыль от ее использования, а самим получать весомый тантьем – вознаграждение по итогам года, выпускать федеральные, региональные, муниципальные ценные бумаги, создавать региональные, муниципальные банки, пенсионные и инвестиционные фонды, они раз они не коммерческие оперируют только налогами, трансфертами, субсидиями, субвенциями, получают средства из различных фондов. Самый большой процент налогов в бюджете царской России не превышал 30%, доходную часть бюджетов составляли домены и регалии и различные формы государственной монополии. В современном российском бюджете налоги составляют более 90%. Для понимания администрирования налога необходим не только исторический, но, прежде всего логический анализ, только он позволит раскрыть философский, экономический и правовой смысл налога. Первые теории получили название индивидуалистических и основывались на идее невмешательства государства в экономику. Сначала определение налога и его обоснование дала так называемая теория обмена, а затем теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды. В основе этих теорий лежит представление о договорном происхождении государства. Тем самым на ранних этапах развития «налог» выступает как индивидуально эквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, предполагающее наличие определенной цели, а именно - покрытия конкретных, объявленных обществу расходов государства. Эквивалентность в налоговых отношениях признавалась во всех атомистических и договорных налоговых теориях. Отрицание эквивалентности классической школой, было вызвано, как нам представляется, пониманием «производительного труда» классиками. Материальное производство и его продукт, принимающий форму товара, а не интеллектуальная собственность, информация, услуга, ноу-хау признавались ими производительными тратами. Поэтому налог, не вписываемый по их понятиям в отношения эквивалентности, выносился за их границы. В рассматриваемый период налог является индивидуально безэквивалентным взиманием денежных средств либо по праву сильного, либо по юридически закрепленному праву с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. Впрочем, и классическая школа не отрицала обмена в налоговых отноше-нииях. Как и в российской налоговой системе существуют возмездные отношения (социальный налог), страховые случаи - при форс-мажорных обстоятельствах. Налог, посредством государства как публично-хозяйственной организации явля­ется средством удовлетворения общественных потребностей. Общественные блага неделимы, потребляются всеми со­обща, доступ к их потреблению не может быть ограничен для кого-либо. Расходы на производство подлинно общественных благ (оборона, образование, наука, государство, экологическая безопасность, борьба с терроризмом, со­хранение культурного наследия и т.п.) в виду их неделимости и особого характера и способа их по­требления и предоставления обусловливают и особый характер их оплаты посредством налогов. Таким образом, мы видим, что на каждом этапе развития общества по существу осуществляется процесс администрирования налога, он уточняется и дополняется новыми характеристиками.Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: 1. Налог – историческая возникшая категория, опосредствующая процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (социализацию потребностей), обусловленная уровнем развития экономических отношений, степенью влияния государства на экономику, внедрением элементов гражданского общества и развитостью демократии. 2. Налоги по своей внутренней сути неотъемлемы от государства, развитие и изменение форм которого всегда сопровождалось преобразованием налоговых систем. Налог как конкретная форма принудительного изъятия части совокупного дохода общества в казну государства отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления. 3. Несмотря на связь налогообложения и государства, исторически первопричиной существования налоговых отношений стала необходимость перераспределить часть доходов для удовлетворения общенациональных потребностей. Государство не должно рассматриваться как первопричина, исходное условие существования налога; оно лишь облекает перераспределительные отношения стоимости в налоговые в соответствии с конкретным историческим этапом развития экономики и самого государства. 4. Потребность объединить усилия для удовлетворения самых первых общественных потребностей (противодействия силам природы, внешним врагам, градостроительство, содержание нетрудоспособных) объясняет причину существования налога как такового. 5. Выделяется ряд этапов формирования представлений о природе налогообложения: дань с побежденного народа, жертвоприношение, арендная плата за пользование землей, дары, подарки главе государства, помощь государству, юридическая обязанность граждан перед государством, «цена» услуг государства, средство обеспечения индивидуальных потребностей через порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета). Налоги - категория не только экономическая и правовая, но и социальная. Налоги - это и форма отражения общественного сознания в виде налоговых потоков, поэтому налоги и налоговая система должны учитывать и менталитет нации, и этику отношений, и психологию личности.

1.3.1. Элементы налога и их характеристики Институты, понятия и термины, употребляемые в Налоговом кодексе РФ:- организации - юридические лица, образованные в соответствии с законом Российской Федерации; -иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;-физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные гражданe и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированныe в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;- налоговые резиденты Российской Федерации - лица, фактически находящиеся на территории Российской не менее 183 дней в календарном году; организации и (или) физические лица; - бюджеты - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты); внебюджетные фонды - государственные внебюджетные фонды, фонды образовавшиеся вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством; - банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющиe лицензию Центрального банка Российской Федерации; (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые договора банковского счета, на которые зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей;- выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическоелицо, от которых налогоплательщик получает доход; - недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;- свидетельство о постановке на учет в налоговых органах документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;- уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым Налоговым кодексом РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;- сезонное производство - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального Предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие)их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и клима-тических условий;- место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленноеподразделение;- место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;- обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.Понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в со-

ответствующих статьях Налогового кодекса РФ[23].Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаютсяфизические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: 1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой; 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. 4) Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). При реализации положений ст.88 и пун­кта 1 ст.93 Первой части о праве налогового органа истребовать у налогоплательщика до­полнительные сведения, получать объясне­ния и запрашивать документы, подтвержда­ющие правильность исчисления и своевре­менность уплаты налогов. На практике сплошь и рядом имеют место случаи запроса у налогоплательщиков огромных массивов разнообразных (включая первичные) доку­ментов, нотариально заверенные копии кото­рых должны в 5-дневный срок быть пред­ставлены в налоговый орган. Зачастую то па­рализует работу финансовых служб органи­заций, необходимо пересмотреть нормы ответственности, предусмотренные ст. 126 Первой части НК РФ при фактической невозможности для налоговых органов истребовать точный перечень видов и количества документов, предусмотрев еди­ный штраф в твердой сумме за неисполне­ние требования налогового органа, а не за каждый непредставленный документ, как в настоящее время. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4)представлять в налоговый орган по месту своего учета документы,

необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. 5). Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком. 6). За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - сборщиками налогов и (или) сборов. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. Налоговый кодекс РФ предусматривает права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии и с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетностии разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления – по вопросам применения соответственно законодательства о субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленным Налоговым Кодексом; 5) на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных штрафов; 6) предоставлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 7) предоставлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действий (бездействие) их должностных лиц; 13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду-смотрена Налоговым кодексом РФ; 3) ввести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете»; 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; 8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: - об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок; - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; - о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации. Объект налога – это доходы, стоимость отдельных товаров, различныевиды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами. Субъект налога – это юридическое или физическое лицо, то есть налогоплательщик. Источник налога – доход, из которого выплачивается налог.

Ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется нало­говой квотой;

Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Срок уплаты налога – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. Налоги могут взиматься следующими способами: 1. Кадастровый (таблица, справочник) – когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Этот метод взимания налогов характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Кадастровый способ рано или поздно должен стать основным способом взимания налогов, так как только при наличии кадастров налоги на землю, имущество и в целом на недвижимость получат научное и объективное обоснование. Однако составление кадастров - сложная, трудоемкая, кропотливая и дорогостоящая работа. Она под силу только специалистам, и их составление займет несколько лет. 2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога на него. Характерной чертой этого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Этот способ взимания налога в наибольшей степени соответствует принципам налогообложения. На наш взгляд, он эффективен и в тоталитарном, и в правовом государстве. 3. У источника – этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель получит доход, уменьшенный на сумму налога. Взимание налога до получения дохода противоречит принципам налогообложения. Этот способ более всего подходит к транзитивной экономике и к ее становящейся правовой государственной системе. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Основные начала, то есть принципы законодательства о налогах и сбо­рах, определенные в статье 3 Налогового Кодекса РФ, несовершенны с точки зрения реализации основных теоретических положений финансовой науки в области действующего права. Немецкий ученый Ф. Юсти, которого современ­ные исследователи называют «отцом» финансовой науки, в работе «Сис­тема финансового хозяйства» (1776) возвел государственные науки к од­ному высшему принципу содействия общему благоденствию. Его мысли о том, что налоги не должные вредить свободе и предпринимательству. Впервые научные принципы налогообложения – налоговые истины были сведены в систему шот­ландским экономистом Адамом Смитом в его знаменитой книге: «Иссле­дования о природе и причинах богатства народо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: