Долгосрочные

Увеличение притока:

· дополнительная эмиссия акций и облигаций;

· реструктуризация компании (ликвидация или выделение в бизнес-единицы);

· поиск стратегических партнеров;

· поиск потенциального инвестора;

Уменьшение оттока:

· долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей;

· налоговое планирование.

2.3.Бюджетное планирование

Важный момент в управлении движением средств — бюджетное планирование.

В целях организации бюджетного планирования целе­сообразно создать на предприятии сквозную систему бюд­жетов, состоящую из следующих функциональных бюд­жетов:

· бюджет фонда оплаты труда;

· бюджет материаль­ных затрат;

· бюджет потребления энергии;

· бюджет амор­тизации;

· бюджет прочих расходов;

· бюджет погашения кредитов;

· налоговый бюджет.

Такая система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов

предприятия..

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхова­ния, медицинского страхования, занятости) и часть нало­говых отчислений. Бюджеты материальных затрат и по­требления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия. Бюджет амортизации в значи­тельной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия. Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществ­лять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные плате­жи в государственный и местный бюджеты, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом по пред­приятию.

В целях разработки прогнозного годового бюджета ре­комендуется использовать в качестве исходных данных:

• прогноз денежной выручки от реализации продукции;

• обобщенные данные по постоянным издержкам произ­водства с распределением их по основным видам про­дукции. Предварительное распределение постоянных
издержек производства по видам продукции позволит более объективно оценить ее рентабельность, увеличить эффективность текущего управления финансами;

• данные по переменным издержкам по каждой товарной группе;

• прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объе­ме реализации продукции предприятия;

• прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и воз­можностей их возврата;

• данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.

Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и вре­менем оплаты продукции: удельные веса поставок продук­ции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение од­ного — трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.

В целях управления денежными средствами на предприятии выделяют 4 центра ответственности:

1. по доходам: управление маркетинга и коммерческое управление;

2. по расходам: управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;

3. по прибыли: управление финансами и экономикой;

4. по инвестициям: управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.

Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей.

В доходную часть сводного бюджета включаются:

· выручка от реализации продукции и от про­чей реализации;

· поступления от дебиторов;

· остатки средств на банковских счетах на начало планово­го периода;

кредиты и займы.

В расходную часть включа­ются:

· налоги в бюджет;

· заработная плата;

· платежи во внебюджетные фонды;

· закупки сырья и материалов;

· опла­та электроэнергии;

· выплаты по кредитам (с учетом про­центов);

· прочие расходы и дефицит бюджета (в случае пре­вышения расхода над доходом).

Оптимальный бюджет — это бюджет, в котором доходная часть равна расходной части. Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансо­вых поступлений от прочих источников. Кроме того, необ­ходимо учесть остатки средств на балансовых счетах пред­приятия. На основе всех этих данных рекомендуется со­ставить сводный план финансовых поступлений (на ме­сяц, квартал, год).

Сводный план финансовых поступлений позволит сфор­мировать расходную часть бюджета предприятия на кон­трольный период (месяц, квартал, год).

Расходы сводного бюджета планируются на основании данных плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей во внебюджетные фонды; бюджета материальных затрат в расчете на плани­руемую производственную программу; бюджета электро­энергии; плана-графика погашения кредитов; бюджета прочих расходов.

На практике часто случается ситуация, когда происхо­дит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой си­туации фактическая доходная часть бюджета сокращается и соответственно в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (кор­ректировки) бюджета.




double arrow
Сейчас читают про: