- Повышение авторитета руководителя и имиджа организации созданием благоприятного впечатления о себе и об офисе.
- Ускорение решения задач с помощью электронного офиса и Internet
- Секретарь - личный организатор руководителя, помогающий ему экономить время, оперативно и обоснованно принимать решения
Должностная инструкция секретаря включает в себя:
- Общие положения
- Функции работника
- Должностные обязанности
- Права секретаря
- Ответственность
- Взаимоотношения
- Оценка работы.
«Общие положения»
Область деятельности (секретарь ректора или кафедры), порядок назначения и освобождения от должности, замещения во время отсутствия, квалификационные требования (уровень образования, стаж, знание компьютера, права водителя), подчиненность секретаря. Перечисляются нормативно-правовые акты, которыми секретарь должен руководствоваться в своей деятельности.
«Функции работника»
Участок работы, перечень видов работ, образующих определенные функции. Например, прием студентов в ВУЗ включает: оплату обучения, заполнение личного дела, ксерокопирование документов об образовании, выписывание зачетной книжки и студенческого билета, подготовку приказа о зачислении, регистрацию студента в журнале.
|
|
«Должностные обязанности»
Все обязанности секретаря условно разделяются на 2 части: организационные и документационные. Организационные: оповещение о совещаниях, напоминание о делах, находящихся под контролем, организация приема посетителей руководителем, подготовка командировок. Документационные: организация документооборота на своем рабочем месте.
Особенности, связанные с подготовкой секретарем документов; получением, обработкой и выдачей информации, обязательное использование определенных форм и методов работы. Например, в приемной комиссии надо уметь убедить абитуриентов поступить именно в данный ВУЗ. В учреждениях социальной службы работа с пенсионерами требует профессионального терпения.
Секретарь обязан:
1. При проведении плановых совещаний:
- совместно с руководителем уточнить дату, место и время проведения, его повестку, состав участников, докладчиков;
- оповестить участников;
- уточнить с руководителем регламент совещания;
- обеспечить подготовку помещения, необходимого оборудования; произвести регистрацию участников;
- обеспечить ведение протокола (если секретарь присутствует на совещании), оформление протокола, контроль за ходом выполнения решений.
2. При организации приема посетителей:
- дифференцированно подходить к трем категориям посетителей: сотрудникам своей организации, представителям другой организации, посетителям по личным вопросам;
|
|
- иметь график приема, следить за очередностью приема и регламентом бесед;
- вести учет посетителей;
- контролировать принимаемые в ходе приема решения.
3. При подготовке командировок руководителя:
- подбирать необходимую для командировки информацию;
- готовить совместно с руководителем программу командировки;
- оформлять командировочное удостоверение и другие документы;
- по возвращении руководителя обрабатывать материалы по командировке;
- информировать руководителя по всем вопросам, возникшим в его отсутствие.
4. В работе с информацией для руководителя:
- искать и подбирать необходимую информацию (через Internet) или на основе анализа публикаций, интересующих руководителя;
- размножать при необходимости информацию;
- составлять информативно-обзорных рефераты, справки по разным вопросам;
- ежедневно собирать оперативную информацию, интересующую руководителя, и записывать ее в дневнике или других учетных документах. К принципам информационного обеспечения работы руководителя относятся: а) минимальная достаточность информации для принятия управленческого решения; б) оперативность; в) адресность; г) достоверность.
5. При планировании и организации рабочего времени руководителя
- составлять долгосрочные и текущие планы работы руководителя;
- составлять ежедневный перечень планируемых на день мероприятий, согласовывать непредвиденные изменения плана и сверхурочное время работы руководителя;
- отслеживать исполнение планов.
6. При обеспечении и фильтрации телефонных контактов
- вести регистрацию телефонных звонков во время отсутствия руководителя;
- устанавливать телефонную связь руководителя и сотрудников между собой и внешними абонентами;
- решать проблемные и конфликтные ситуации, возникающие при телефонных контактах;
- отсеивать ненужные звонки.
7. При организации связей с общественностью
- формировать внутренний положительный климат в организации;
- формировать внешний имидж организации;
- взаимодействовать с СМИ в рекламной деятельности.
«Права секретаря»
Например, право давать указания сотрудникам организации по конкретным вопросам, присутствовать на совещаниях руководителей и т. д.
«Ответственность»
За правильное и своевременное использование предоставленных ему прав, качество подготавливаемых документов, правильное ведение разговора по телефону и т. д.
«Взаимоотношения»
Отражает горизонтальные и вертикальные связи, в которые вступает секретарь, характер связей и сроки.
«Оценка работы»
Перечисляются критерии, позволяющие оценить степень выполнения секретарем своих функций и обязанностей. Критерии: качество работы, своевременность выполнения работы, деловой этикет и т. п.
Возможно объединение разделов инструкции, например «права и обязанности».
Деловые качества секретаря:
профессиональные навыки секретарской работы: высокая квалификация в области стенографии, машинописи, работе со средствами вычислительной техники, в выполнении секретарских обязанностей и организации связи;
опыт организаторской работы: высокий уровень самоорганизации и организационных навыков, умение четко и оперативно исполнять ежедневно повторяющиеся конторские операции и обеспечивать их надежность и постоянное достижение высоких результатов;
эффективность, надежность, готовность принимать на себя ответственность по решению поставленных руководителем задач, освобождать руководителя от выполнения вспомогательных операций;
умение обеспечить надежное и эффективное выполнение документационных и организационных функций;
самостоятельность, инициативность: инициатива в работе и умение, не дожидаясь указаний руководителя, принимать самостоятельные ответственные решения;
|
|
тактичность, дипломатичность: тактичность, конфиденциальность и дипломатичность при ответах на запросы, в разговорах по телефону и в беседах с посетителями, неразглашение конфиденциальной информации. Секретарь также должен быть общительным с работниками всех уровней и уметь добиваться их содействия во всех своих устремлениях;
пунктуальность: это относится, в частности, к представлению документов, организации встреч, переговоров, совещаний, оформлению командировок;
лояльность, преданность работе: это - основные качества для создания идеальных отношений с руководителем.
Личные качества секретаря:
внешний вид: опрятность и умение одеваться с учетом деловой обстановки;
особенности характера: отзывчивость, скромность, добросовестность, трудолюбие, любезность и внимание как при ведении телефонных разговоров, так и при встрече посетителей, чувство юмора, вежливость;
умение адаптироваться: готовность помочь другим в любое время и особенно в напряженных ситуациях. Умение быстро переключаться с одного вида работ на другой, умение правильно рассчитать время, необходимое для работы в конторе в период больших нагрузок;
интересы: стремление к пополнению общих знаний, любовь к книгам и периодике, живой интерес к новой информации и стремление быть в курсе достижений в области деятельности своего руководителя;
вежливость.