Классификация методов воспитательного воздействия на личность

1. Метод убеждения.

2. Метод внушения.

3. Метод психологического заражения.

4. Метод принуждения.

5. Метод упражнения.

6. Метод примера

7. Метод стимулирования (наказание и поощрение).

Кратко рассмотрим содержание названных традиционных методов воспитательного воздействия на личность.

Метод убеждения представляет собой прямое коммуникативное воздействие, в ходе которого происходит сознательное принятие объектом определенной позиции субъекта воздействия.

Метод внушения – прямое коммуникативное воздействие, в ходе которого происходит некритическое восприятие объектом информации, позволяющее изменить его поведение.

Метод психологического заражения – психолого-педагогическое воздействие, при котором от субъекта спонтанно передаются объекту определенные психические состояния. Оно осуществляется, как правило, через совместную деятельность, связанную с высоким эмоциональным напряжением.

В литературе по педагогике и психологии часто фигурирует в качестве самостоятельного метода воспитания метод примера.

Метод стимулирования – психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое путем формирования у объекта мотивов, заинтересованности в достижении определенных целей, в определенных формах поведения, а также в прекращении либо недопущении со своей стороны какой-либо деятельности, поведения.

Можно выделить такие разновидности данного метода, как наказание и поощрение.

Как поощрение, так и наказание выполнят свое воспитательное предназначение только в том случае, если будут соблюдены определенные требования к их реализации:

1. Разъяснение объекту значения, причин и условий применения того или иного стимула с целью ориентации его на конкретные формы поведения, поступки.

2. Обоснованность стимулирования. Должно быть достоверно установлено, что факт нарушения, проступка (либо социально полезного поведения) действительно имел место, и его характер предполагает наказание (поощрение).

3. Стимулирование должно быть справедливым и соразмерным. О справедливости речь идет, главным образом, в тех случаях, когда применяется наказание. При решении вопроса о его применении и о его характере должны быть учтены все объективные и субъективные обстоятельства, которые смягчают либо отягчают ответственность объекта. Любое стимулирование по своему характеру должно соответствовать тяжести проступка, нарушения (в случае наказания) либо значимости положительного поведения, поступка, заслуг человека (поощрение).

Метод принуждения - воздействие путем создания условий, вынуждающих объект поступать требуемым образом, вследствие его положения в системе социальных связей и отношений.

Данный метод имеет много общего с такой разновидностью метода стимулирования, как наказание. И в одном и в другом случае объект претерпевает определенные лишения (либо ему угрожают такие лишения). Но между ними есть и существенные различия. При наказании указанные лишения наступают в связи с уже произошедшими событиями (негативными поступками объекта) с целью не допустить подобное впредь. В случае же принуждения главные события, в связи с которыми человек претерпевает лишения, либо ему угрожают лишения, как правило, еще не наступили, но существует вероятность их наступления. При этом объект может даже не совершить на данный момент времени тех действий, за которые он должен понести наказание.

Метод упражнения (приучения ) представляет собой воздействие, направленное на вовлечение объекта в какую-либо деятельность с целью выработки у него соответствующих качеств, способностей, изменения отношений к явлениям и предметам окружающей действительности. В результате в сознании человека формируется определенный устойчивый стереотип требуемого поведения, формируются умения и навыки осуществления тех или иных функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: