1) по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;
2) по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака;
3) по структуре: с одной брачной парой (с детьми или без детей), с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами (с детьми или без них), с матерью (отцом) и детьми, с одним из родителей и другими родственниками;
4) по структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная);
5) по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;
6) по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
7) по географическому признаку: городская, сельская;
8) по особым условиям семейной жизни: студенческая, «дистантная», «внебрачная»;
|
|
9) по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутри домашний досуг);
10) по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;
В педагогике существует классификация семей по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.
М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний.
Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим "все дозволено". У подростков все это может влиться в бунт против родительского "насилия": они принципиально нарушают запрет, убегают из дома.
Другая разновидность гиперопеки - воспитание по типу "кумира" семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.
|
|
Воспитание по типу "золушки", т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. "Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба". Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.
При "жестком воспитании" за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх - самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.