Фрагментарными отраслями в стратегическом управлении называются такие, для которых характерно:
• отсутствие единого лидера;
• большое число относительно небольших конкурентов. Примерами фрагментарных отраслей могут служить пекарни, гостиницы, рестораны, аптеки, ателье, медицинские клиники, предприятия по производству одежды, обуви и т. д. Основные признаки фрагментарных отраслей:
• отсутствие или слабая выраженность эффектов масштаба;
• относительно низкие входные барьеры;
• разбросанность потребителей по регионам;
• высокая доля транспортных издержек в структуре затрат;
• высокая степень продуктовой дифференциации, основан ной на имидже;
• относительно небольшое количество потребителей;
• местное региональное регулирование, что делает каждый географический район уникальным.
Во фрагментарных отраслях применимы следующие виды стратегий:
• разработка и использование стандартных услуг;
• глобальная экономия;
• увеличение потребительской стоимости посредством интеграции товаров и услуг;
• узкая продуктовая линия;
• обслуживание узкого крута клиентов;
• работа в рамках ограниченного региона.
Рассмотренные стратегии, как правило, используются в различных сочетаниях, что решается при формировании портфеля стратегий фирмы.