Зарубежный опыт управления качества продукции

В развитых странах (США, Франция, ФРГ, и др.). Внедряют систему тотального качества (ТЗЯ), которая прошла экспериментальную проверку в Японии. Основная цель системы ТЗЯ - усиление конкурентоспособности товаров, что достигается практической реализацией комплекса следующих принципов:

1. Обеспечения постоянного соответствия продукции запросам потребителя.

2. Сосредоточение усилий на предотвращении проблемам, а не их устранение.

3.Ринкови преимущества продукции за счет ее особого качества и упаковки.

4.Оцинка деятельности всех подразделений и служб предприятия по критериям качества.

5.Персональна ответственность и самоконтроль каждого работника с учетом коллективных оценок и мнений.

В развитых странах организация кружков контроля качества (ГКЯ) рассматривается как обязательная составляющая ТЗЯ. ГКЯ, как правило, включают 5-10 человек, а руководителем основном назначается руководитель подразделения. Члены кружка самостоятельно выбирают тему разработок, а высшее руководство выступает перед членами ГКЯ с проблемными докладами. Разработки, проводимые в кружках, направленные на улучшение условий труда, повышение квалификации работников, рационализацию технологических процессов, совершенствование стиля руководства.

Экономический эффект, получаемый от реализации предложений члене ГКЯ, примерно втрое превышает расходы, связанные с их деятельностью.

Подход Деминга. Эдвардс Деминг был консультантом с мировым именем, который получил наибольшее признание за свои работы в японской промышленности. В Японии приз Деминга ежегодно присуждается фирме, которая добивается наибольших успехов в обеспечении качества. Деминг подчеркивал значение проведения постоянной, всесторонней программы повышения качества, в которой должны объединять свои усилия поставщики, инвесторы и потребители.

"За качество не платят". Концепция, разработанная консультантом Филиппом Кросби, выбирает за цель соответствие требованиям, профилактику, отношение организации к вопросам качества и вопросов ее стоимостной оценки. Концепция основывается на том, что за качество не платят, деньги нужно платить за отсутствие и недостаточность качества, должна быть предметом контроля.

Планирование качества.

Планирование качества - выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения.

Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержание проекта, описание продукции (желательно в виде в конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

В процессе планирования качества может использоваться следующий инструментарий:

• анализ затрат и выгод;

• установление желаемого уровня показателей качества проекта в сравнении с соответствующими показателями других проектов;

• диаграммы:

-Причин-следствий (диаграмма Исикавы), что иллюстрирует причинно-следственную связь разных причин и субпричин с потенциальными и реальными проблемами. Рис.3 изображает общий вид диаграммы при-чин-следствий;

-Блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействует друг с другом;

• эксперименты

В результате планирования качества появляется план качества (план организационно - технических мероприятий по обеспечению системы качества проекта), который должен описывать конкретные меры по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета.

В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции.

В план качества могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предусматривающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов.

Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенных ранее требований к качеству.

Качества возникает соответственно раньше утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и другой документации по качеству, а также сведений о качестве, полученных в результате контроля и испытаний.

       
 
   
Відхилення від вимог
 

Причини последствия

Рис.3 Діаграма причин-наслідків (діаграма Ісікави)

Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и других контрольных и испытательных мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний является основой улучшения качества проекта или его продукции.

Контроль качества - отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путем устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.

Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству.

Контроль качества осуществляется с использованием следующих методов и инструментов проверок:

• контрольных карт, представляющих собой графическое изображение результатов процесса;

• диаграммы Парето, которая представляет собой гистограмму появления различных причин несоответствий, упорядоченных по частоте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: