Общие вопросы методики изучения основных величин

В соответствии с программой в курсе математики начальных классов уча­щиеся знакомятся с целым рядом величин: длина, масса, площадь, время.

Величина является одним из основных понятий начального курса мате­матики. В процессе изучения математики у младших школьников необхо­димо сформировать представления о каждой из изучаемых величин как о не­котором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни. Детям надо по­мочь усвоить, что:

1) все величины можно измерять, причем для каждой из них есть свои особенности измерения;

2) величины одного и того же рода можно складывать и вычитать, умно­жать и делить на отвлеченные числа; находить часть величины;

3) между величинами одного и того же рода существует определенная зависимость, знание которой необходимо для выполнения преобразований ве­личин - одну и ту же величину можно выражать в различных единицах измере­ния.

Необходимо также сформировать у школьников умение выполнять изме­рения величин.

Формирование представлений о каждой из включенных в программу ве­личин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выде­лить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каж­дой из величин в начальных классах:

1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);

2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением с использованием различных услов­ных мерок);

3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с из­мерительным прибором;

4) формируются измерительные умения и навыки;

5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, вы­раженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);

6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;

7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;

8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число.

При изучении величин имеются особенности и в организации деятельно­сти учащихся.

Важное место занимают средства наглядности, как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллектив­ных, групповых и индивидуальных).

Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и особенно практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для исполь­зования проблемных ситуаций.

Знакомство с величинами и единицами их измерения имеет большое зна­чение:

1) понятие величины - важнейшее понятие математики;

2) при изучении величин создаются возможности для формирования ос­нов мировоззрения, развития познавательных способностей;

3) здесь формируются практические умения - измерительные, что непо­средственно связано со знакомством с измерительными инструментами и правилами их использования:

- правильная установка (расположения) инструмента (прибора);

- определение начала отсчета;

- определение цены делений.

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: